Феномен Зельдовича

Михаил Близнецов
"А всё-таки Яшка гений"
И. Курчатов


Яков Зельдович - главный теоретик советской атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, академик. С 1947 г. по 1963 г. жил и работал на объекте "Арзамас-16".


После успешного атомного взрыва 29 августа 1949 г., Зельдович в числе первых учёных-ядерщиков был увенчан первой звездой Героя Социалистического Труда и был удостоин Сталинской премии, как руководитель работ по построению теории атомной бомбы.


Вскоре начались работы по созданию водородной бомбы. Но водородная бомба, как американская, так и советская, была громоздкой, величиной с многоэтажный дом. Предложение молодого Андрея Сахарова позволили создать компактное изделие. По заданию Хрущёва на Новой Земле был поизведён большой взрыв под названием "Кузькина мать". Хрущёв даже попросил уменьшить величину заряда, чтобы не выбило стёкла в Москве...


В 1965 г. Яков Зельдович решил покинуть оборонную тематику. Но встал вопрос - отпустить или не отпустить. Отпустили... Зельдович так объяснил своё расставание с секретной тематикой: "Я так хочу "стерилизоваться"! Ну на кой чёрт мне эти бомбы. Будь они все неладны".


Зельдович начинает работу в области астрофизики и  космологии, а точнее, теории Большого Взрыва и происхождения Вселенной. Достигнув грандиозного успеха в создании ядерного оружия, Зельдович, возможно, хотел ещё раз повторить успех и объяснить сотворение Вселенной.


Выдержка из речи на открытии симпозиума, поосвящённого 500-летнему юбилею со дня рождения Коперника в Кракове: "Одним из самых интригующих вопросов первичной сингулярности, для которой теория предполагает бесконечную плотность, бесконечную температуру и бесконечную кривизну пространства - времени. В течении многих десятилетий теоретики относились к сингулярности как к нежеланному ребёнку, рождённому от брака общей теории относительности и наблюдений (во времена Эйнштейна и Фридмана не существовало противозачаточных пилюль!). Сейчас многие из нас счастливы, когда исследуют смысл этих бесконечностей".


Зельдович стал всемирно признанным лидером в астрофизике и космологии. Он был иностранным членом лондонского Королевского общества, Германской академии естествоиспытателей, Американской академии наук и искусств, почётным членом ряда физических обществ и университетов.


На симпозиуме в Кракове Зельдович представил доклад: "Рождение частиц в космологии". Из доклада следует, что галактики и скопления звёзд могут образовываться из флуктуаций кривизны пространства-времени. Звучит интригующе... Но есть вопрос: кривизну пространства экспериментально уже измерили? Пуанкаре предупреждал, что геометрию пространства экспериментально проверить невозможно.



В докладе, посвящённом 100-летию со дня рождения Эйнштейна, Зельдович отмечает, что материя расширяется вместе с расширением излучения (реликтового). В теории Большого Взрыва расширяется пространство с материей. Материя, элементарные частицы, звёзды, галактики также занимают пространство и тоже должны расширятся с момета Большого Взрыва. Это означает, что расширение пространства Вселенной обнаружить невозможно, меняется только масштаб. Получается, что основное доказательство Большого Взрыва - красное смещение спектров - не является эффектом Допплера. Зельдович и астрофизики, вероятно, задумывались о расширении материи Вселенной, которая противоречит основному доказательству Большого Взрыва. Возможна, у них есть ответ. Не знаю.


На торжественной аудиенции учёных у Папы Римского в 1968 г. Зельдович преподнёс понтифику двухтомник своих избранных трудов и сказал: "Когда я был моложе, я думал, что наука и космология в состоянии объяснить происхождение Вселенной. Теперь я не столь уверен".


В юбилейном докладе к 100-летию Эйнштейна, Зельдович отметил попытки Эйнштейна по созданию единой теории поля и спросил: "Может быть, из уважения к Эйнштейну лучше всего вовсе опустить рассказ о малопродуктивном периоде его жизни и творчества? Нет, даже заблуждения человека его маштаба интересны и поучительны". И продолжил: "Но для создания ОТО Эйнштейну не понадобились последние самые свежие экспериментальные данные. Оказалось достаточно того, что уже 200 лет знает каждый школьник. Так естественно, так заманчиво было ещё раз повторить этот мировой рекорд, ещё раз построить теорию на основе минимума сведений".


Яков Зельдович был весьма ироничным учёным. Однажды он обратился к докладчикам на симпозиуме: "Банальности должны сообщаться убедительно и ясно". На одной из дискуссий Зельдовича попросили высказаться на философскую тему "О форме и содержании". Он ограничился одной фразой: "Формы должны быть такими, чтобы хотелось взять на содержание". Когда Израиль одержал победу над арабскими войсками в Шестидневной войне в 1967 г., Зельдович, направляясь к даче Ландау, обратился к нему через окно со словами: "Наши победили".


P.S. Я иногда заглядываю в книгу Я.Б. Зельдович и А.Д. Мышкис "Элементы прикладной математики". Замечательная книга, приводятся полезные приёмы вычислений. Но я не разделяю современную трактовку дельта-функции Дирака. Повторятся не хочу. Посмотрите "Дельта-функцию следует держать на цепи".