- У-у-ух ты!
- Произошло что-то интересное?
- Еще бы! Пока ты сидел и размышлял над движением реки, у меня перед глазами случилось нечто оригинальное.
- Что же произошло?
- Видишь на той стороне реки большую разлапистую сосну?
- Вижу.
- На ней сидело около десятка белок. Я с интересом за ними наблюдал, а потом повернул голову и взглянул на тебя. Совсем ненадолго — на несколько секунд. Когда я снова повернул голову, чтобы понаблюдать за белками, то обнаружил, что они внезапно исчезли. Все до единой.
- Что тут удивительного? Может их кто-то трапезничать позвал. Вот они и ринулись все вместе в общую столовую.
- То, что у тебя фантазия опережает разум, мне хорошо известно. Но в достижении ясности фантазия помочь не способна.
- Ясности в чем ты хочешь достичь?
- Дело в том, что исчезновение белок с этой сосны было таким молниеносным, что у меня невольно возникло впечатление, что некто невидимой рукой сменил всю декорацию целиком. И теперь я даже не уверен в том, что это таже самая сосна.
- У тебя фантазии не меньше, чем у меня. Какую декорацию?
- В данном случае всё то, что я вопринимаю своими глазами.
- То есть, восприятие.
- Ну да. Было одно воспритяие, а потом внезапно стало совсем другое. Без белок это другое восприятие стало так разительно отличаться от предыдущего, что теперь я не знаю - может вместе с белками исчезла и та первая сосна, а вместе нее появилась другая.
- Я бы согласился с твоей гипотезой только в том случае, если бы восприятия действительно были мертвыми как декорации. Вот была одна декорация, а потом появилась другая. Но ведь так не происходит.
- Почему не происходит?
- Потому что зрительное восприятие изменяется и тогда, когда ты не поворачиваешь голову. Колышутся ветви, падают шишки, передвигаются белки. Ты можешь смотреть в одну сторону, но все равно неизбежно что-то меняется.
- В таком случае можно предположить, что восприятия меняются всякий раз, когда изменяется даже самая незначительная деталь. Просто происходит это так стремительно, что наши глаза не успевают это заметить.
- Возможно. И все же я в этом сомневаюсь.
- Почему?
- Потому что существуют еще такие мельчайшие изменения, как например измененения в составе молекул. Есть наверняка что-то еще, о чем мы попросту не знаем.
- То есть, ты утверждаешь, что восприятия, даже микроскопические по времени, не могут быть мертвым слепком как, например, фотография?
- Да, я считаю, что это невозможно.
- Утверждая то, что восприятия не могут быть просто фрагментом в неком отрезке времени, ты утверждаешь и то, что восприятия не существуют вовсе.
- Я не согласен. Если я что-то воспринимаю, значит восприятия существуют.
- Но ты только что подверг сомнению тот факт, что может существовать отдельно взятое воспритие. Так существуют восприятия или нет?