Т. Толстая. Ночь

Наина
Никак не пойму: этот рассказ - издевка или сочувствие?
 Одни вопросы.
 Почему надо влезать именно в мозг  больного, умственно отсталого человека?
 Почему мамочка изображена именно так: синеватые ноги - тумбы, лысеющая голова, сто тридцать пять килограммов веса, седой шиньончик, зубы в ночном стакане, платье - кожух, бюст- полотняный каркас, громкая, всевластная?
 Почему  героя непременно называть Алексей Петрович, а не уменьшительным именем?
 Мир в голове  Алексея Петровича  тоже особенный. Вокруг -  одни враги.  Соседи по коммуналке, особенно Морская Девушка, люди на улице, девушки на пляже... Очень точно, очень пунктуально, живописно и реалистично. Но страшно. Неужели нет ни одного  сочувствующего, ни одного? Так не бывает.
 И наконец, почему  хочет стать именно писателем?
  Толстая проводит своего героя по Пушкинской площади. Мамочка читает ему стихи Пушкина.
 Почему  писательница не провела его , скажем, мимо памятника Жукову, Суворову, другому военному. Мимо памятника паровозу, который имеется в любом городе. Мимо  какого-то другого памятника, Тимирязеву, например?
 
 Мне кажется, что в этом рассказе две главные мысли.

Первая. Герои рассказа сами не осознают своего несчастья.

Вторая. Более важная.
 Писательница вот таким эзоповым способом сказала о жутком рождении графоманов, о потоке, захлестнувшем сегодняшнее время, когда каждый слабоумный воображает себя писателем и злобно плюется и огрызается в ответ на какие-либо разоблачения.

И тут я вижу два оттенка.
С одной стороны, некое барское пренебрежние к тем, кто не является писателем по предназначению, семейному, например, как у неё. Хотя сама она, по моему мнению, тоже по сути графоманка.  С хорошим языком и с отличной стилистикой.
 С другой стороны, в отношении графоманов она абсолютно права.