А я требую гарантий!

Галина Радциг
«Здравствуйте! Мне дали ссылку на Вашу страницу. Все, что Вы пишете, очень созвучно моим внутренним ощущениям. Я живу в Петербурге. Очень хотелось бы с Вами встретиться и поговорить о своей жизни!»

Я получаю много таких писем последнее время. Я написала мужчине адрес своей почты, затем мы обменялись телефонами. Спустя какое-то время он позвонил и договорился о личной встрече.

Мужчина был точно таким, каким я его себе и представляла: высокий, полный, со строгим выражением лица.
- Ваши услуги платные?- спросил он, удобно устроившись в кресле.
- Естественно, - мило улыбнулась я.
- А почему у Вас на странице этого не написано?- сурово свел брови посетитель.
- На той странице, где Вы меня нашли, я не рекламирую свои услуги,- развела я руками.- Да, собственно, в настоящий момент мне и не нужно себя рекламировать. У меня нет недостатка в работе.
- А зачем  Вы вводите людей в заблуждение?- еще строже спросил мужчина.- Люди читают Вас и думают, что могут обратиться к Вам за советом, за помощью.
- Люди действительно могут ко мне обратиться за помощью. Советов же я не даю.

Мужчина помолчал, повозился в кресле, пожевал губами.
- И сколько стоят Ваши услуги?
Я назвала стоимость.
- Ничего себе! – мужчина даже подпрыгнул от возмущения.- Почему Вы мне это по телефону не сказали?!
- Вы не спрашивали, - продолжала я мило улыбаться.
- Но люди же должны знать свои возможности!
- Конечно!- радостно поддержала я.- Обычно во время обсуждения визита, клиенты спрашиваю, сколько стоят мои услуги. Если не спрашивают, то, как правило, они финансово не стеснены и знают стоимость подобных услуг в городе.
- А я не знал!- обвинительно повысил голос мужчина.- И Вы должны были сказать!
- Мне казалось, что это Вы настаивали на встрече со мной!- напомнила я.- И , если у Вас были сомнения по поводу своих финансовых возможностей, Вы и  должны были это выяснять.

- Ну ладно, я могу позволить себе оплатить час Ваших консультаций. Но я хотел бы получить гарантии, - мужчина вздернул левую бровь.
- Гарантии чего?
- Гарантии того, что моя жизнь действительно изменится! Я не халявщик! Но я должен видеть, за что плачу деньги! Вы можете гарантировать, что моя жизнь через месяц, через полгода изменится, если я буду следовать Вашим советам.
- Не могу гарантировать, - ответила я. – И советов Вам давать не буду. Я советов вообще никому не даю.
- И за что же я должен Вам платить?!- мужчина от возмущения покрылся испариной.
- Вы мне ничего не должны. Равно как и я Вам. Вы по телефону сказали, что у Вас есть проблемы, в решении которых Вам нужна помощь. Вы сочли, что я могу Вам эту помощь оказать. Не решить проблемы за Вас, а ПОМОЧЬ в решении. Улавливаете разницу? И уж если мы заговорили о проблемах, может быть, Вы их озвучите?

- Я всю жизнь жил, не так , как хотел, - после некоторого молчания произнес мужчина.- Сейчас мне пятьдесят четыре года, а я совершенно утратил смысл жизни. Меня ничего не радует. Вот моя жена и дети все время что-то хотят, к чему-то стремятся. У них есть интерес к жизни. А я…, - мужчина горестно махнул рукой и опустил голову.
- А с какого возраста Вы жили не так, как хотели?
- Да всю жизнь! Сначала поступал так, как требовали родители, потом как требовало чувство долга. Вот я и хотел попросить Вас сделать мой астрологический портрет. Может, я себя не знаю? Вдруг у меня есть какие-то скрытые способности? Хотя, это наверное дорого стоит?
Я снова назвала сумму. Мужчина возмущенно крякнул.
- Скажите, а для чего Вам портрет?- спросила я.- Допустим, я скажу, что у Вас есть великолепные способности к музыке. Или, что у Вас явно выражен писательский талант. Что Вы будете делать? Что Вам даст это знание?
- Да уж поздно что-то делать! Жизнь прошла. Я-  балласт. Иногда думаю, что выход из такой ситуации: пойти и застрелиться.
Мужчина уставился на меня испытующе.
- Это Ваша жизнь, - спокойно ответила я, - Вы вправе решать, когда и как она закончится.
- Вы это серьезно?!- возмутился мужчина.- Как Вы можете так говорить! Ничего себе психолог!
- А Вы какого ответа от меня ждали?
- Ну… Вы должны были начать меня отговаривать от этой затеи…
- Зачем мне Вас отговаривать?
- Ну как же?! Это противоестественно- кончать жизнь самоубийством!
- Раз Вы это знаете сами, зачем мне что-то говорить? Вернемся к Вашей проблеме. Вы сказали, что всю жизнь прожили не так, как хотели. Почему же желание застрелиться пришло только сейчас? Зачем столько лет  было мучаться?

В комнате на некоторое время повисло молчание.
- Ну вы- штучка, я Вам скажу!- нарушил тишину мужчина.
Я промолчала.
- Даааа, - протянул он, - ситуевина…
Я вновь не отреагировала.
- Полчаса прошло, - обидчиво напомнил мне мужчина.- Может,  к делу перейдем?
- Всегда готова, - улыбнулась я. – Итак, Вы всю жизнь жили не так, как хотели. На данный момент Вы утратили смысл жизни и хотите застрелиться. Я все правильно поняла?
- Ну про « застрелиться»- это я так просто сказал…- засмущался мужчина.- Но вообще-то и правда, как-то все нескладно случилось в жизни. Сначала дочь учили в институте, потом, зятю помощь понадобилась. Потом сестра жены умерла, племянницу учили. Теперь они все умные и взрослые, слова им не скажи! Все сами знают!
- А Вы не хотели их всех учить?
- Ну что Вы! Куда сейчас без образования, я ж понимаю!
- То есть, Вы все же делали то, что ХОТЕЛИ?

- Как Вы лихо переворачиваете! Я выполнял свой долг! Как бы они образование получили, если бы я за него не платил?!
- А они Вас об этом просили? Платит за учебу?
- Нет, никто не просил. Да что они понимали в те годы? Одни гулянки на уме! И сейчас спасибо не скажут!
- То есть, Вас никто не просил приносить свою жизнь в жертву. Вы сделали это сами, по собственной воле. Зачем?
- А чего тут непонятного? Хотел, чтобы у них было образование!
- Значит, все же ХОТЕЛИ?!
- Выходит, что так…
- То есть, Вы все же делали то, ЧТО ХОТЕЛИ? Просто Вас разочаровал результат Вашей деятельности. Вы ждали от детей пожизненной благодарности, но не получили. Возможно, именно ЭТО Вас беспокоит?
- Да нет, не нужна мне их благодарность!

- А что Вам тогда нужно?
- Смысл в жизни мне нужен! Смысл! Я всю жизнь делал, что должен!  Всем помогал. А теперь у меня нет ни сил, ни возможностей! Я всем стал не нужен…
Мужчина обмяк и как-то очень состарился.
- Если я правильно поняла, Ваша проблема сейчас в том, что Вы утратили свою ценность в собственных глазах. И именно это Вас тревожит больше всего. Именно это создает огромный психологический дискомфорт.


Вновь повисло молчание. Спустя какое-то время мужчина поднял на меня  совершенно больные глаза:
- Вы думаете, что это возможно?
- Что именно?
- Найти собственную ценность?
- Возможно. Ее даже искать не нужно, ибо Вы ее не теряли.
- И Вы можете мне помочь?
- Могу.
- А где гарантии?
- Нет никаких гарантий, - грустно улыбнулась я.- Есть просто ШАНС.
Мужчина вновь хотел возмутиться, но передумал. Мы еще какое-то время помолчали.

- Ладно, час прошел.- Мужчина положил на столик оплату за час.- Шанс, возможно, и есть, но Ваши услуги мне точно не по карману. Нет у меня такой возможности. Хотя хотелось бы кое в чем разобраться…
- Как только захотите, так появится и возможность.
- Дорогое удовольствие!
- Но за удовольствие всегда было принято платить!
- Да! А мне не до жиру! Мне бы на необходимое хватило.
- Так , может быть, перевести ЭТО из удовольствия в необходимое?
- Нет, это роскошь: разговаривать за деньги!

…Мужчина позвонил через три недели.
- Знаете, в моей жизни так много изменилось за время, что прошло с нашей встречи! Просто чудеса какие-то!
Мужчина весело рассказывал о своих переменах. Я с удовольствием слушала его голос: энергичный, эмоциональный, полный жизни.
- А как желание « застрелиться»?- напомнила я.
- Не напоминайте, -сконфузился мужчина.- Вспоминать стыдно, какую чушь я Вам нес! Я чего звоню-то?! Сможете меня принять на этой неделе? Часика на два….