Калейдоскоп 7 Бердянск, Архангельск, Англия

Елена Разгон-Скорнякова
                Калейдоскоп перескакивающих мыслей,
                старых и новых шуток, вымысла и зарисовок из жизни.
                Можно читать с любого места.

Мы шесть лет после распределения Игоря прожили в городе Бердянске Запорожской области. В общежитии кабельного завода на посёлке АКЗ. Четыре – пять километров от центра города – это считалось очень далеко для 125-тысячного курортно-промышленного городка. Если прижаться лбом к стеклу и скосить глаза, из нашего окна можно было увидеть Азовское море.
-У нас было 6 лет морской ссылки – шутила я по возвращении. Море в выходные, море после работы, море зимой, море летом. В одну из зим в марте море замёрзло. Мы гуляли по льду, казалось непривычно рассматривать набережную с непривычного ракурса. За одну ночь море очистилось – подул ветер, оторвал от берега льдину и куда-то унёс. В другой летний день к берегу прибило много водорослей. Море стало густым и бархатно-зелёным.
Артём мечтал приехать в город своего детства, но всё время не получалось. Сначала учился,  потом женился, потом дети пошли. Прошлой весной и этой осенью я дёргалась съездить на Украину, но опять не сложилось. Сейчас не знаем, когда в Бердянск можно попасть будет.
Архангельские дед Степан и бабушка Вера прожили 6 лет в Англии. Дед был специалистом по экспорту леса, встречал корабли и не давал англичанам сбивать цены. Не знаю, считали ли они Великобританию ссылкой, но когда в 39 году им настоятельно предложили продлить контракт ещё на 3 года, дед возмутился :
- И так 2 срока отработал, отпускайте, а то сбежим!
Семья пересидела 37 год в тихой Англии, и не застала там вторую мировую войну. Тётя Эмма родилась в Лондоне. Из 20 лесных экспертов лагерей избежал только наш дед. Его объявили английским шпионом и до суда посадили в тюрьму. По недосмотру повезли на допрос в автозаке вместе с доносчиком. Степан Скорняков припёр его к стенке:
- Ах ты, сука!
- Прости, Степан, меня пытали, заставили против тебя бумагу подписать, могу на суде подтвердить!
Подтвердил. Остальные эксперты сгинули на Соловках и Мудьюге. Деда отправили в штрафбат, он попал сначала на карело-финскую, потом на Отечественную войну, был ранен и демобилизован в Польше. Бабушку Веру Яковлевну объявили женой врага народа. На работу не устроиться, троих детей кормить нечем.
Мой прадед Яков был самоучкой. До революции управлял чужим поместьем в Польше, потом работал бухгалтером в русско-азиатском банке в Тайшете в Сибири. Прабабушка Анна была красивая, но бестолковая, скучала по родной деревне.
- Ох, мне бы трещщочки поесть! – и дети считали треску небывалым деликатесом.
После революции Яков вернулся в родную деревню Тулгас Архангельской области. Сюда их предки бежали от крепостного права. Ходили легенды, что один из предков Анны был цыганом, ходил на барке по Северной Двине и грабил купеческие судёнышки. Северный пират. Другая родственница колдуньей была. Дети были разочарованы – треска после сибирской рыбы оказалась постной и безвкусной.
В Тулгасе Яков занялся выделыванием шкур - скорняжным производством. Шкуры мокли в яме на заднем дворе. В амбаре росла гора овечьей шерсти.
- Не гоже добру пропадать, - решил Яков. – Пусть Верка вяжет, - и нанял бабушке женщину, которая обучила маленькую Веру прясть и вязать. Бабушка Вера с детства отличалась сообразительностью.
- Ты на меня похожа. Такая же наблюдательная и спокойная, - говорила мне бабушка. Имея образование 3 класса гимназии, она читала Диккенса в подлиннике, но Теккерей ей нравился больше. Бабушка рассказывала мне сказки и пересказывала классиков. Мне досталась от бабушки швейная машинка «Зингер».
- Бабушка, я хочу быть как ты, - говорит мне Соня. Она тоже похожа на меня, только поёт хорошо. В театральной студии сказали – одна весь хор держит. Я передам ей швейную машинку, научу держать удар и делать расклады ТАРО.
В 33 году перед загранкомандировкой семью коммуниста Степана Скорнякова переодели по разнарядке. Дедушке выдали костюм и ботинки, бабушке платье и туфли. Маленькому дяде Вене достались фуфаечка и валенки с галошами.
- Смотрите, смотрите, как русские издеваются над своими детьми – показывали англичане пальцем. Бабушке стало стыдно за сына Веню и обидно за державу. Вспомнив деревенское обучение и раскулаченного отца, она купила цветной шерсти и чуть не за одну ночь связала маленькое пальтишко, маленькие штанишки и шапочку. Честь державы была спасена.
Во времена лэнд-лиза дяде Вене достались американские штаны. В войну Архангельск бомбили. Во дворе было вырыто бомбоубежище, летом от дождей яму затопило. Мой отец свалился в неё. Плавать он не умел, но под водой сообразил, что можно пойти пешком по дну и выбраться в удобном месте. Однажды дядя Веня ушёл на пляж и исчез. У него украли американские штаны. Он ждал, пока стемнеет, а ночи в Архангельске белее чем в Ленинграде. Идти-то было в трусах – километр по центру города. Пляж из белого песка начинался сразу от гранитной набережной.
Дедушка с бабушкой жили в коммуналке между парком и тюрьмой. Дед сначала сидел, потом воевал. Бабушка сначала продавала английские вещи, потом распускала вязаные покрывала, потом начала вязать на заказ. Так и пережили войну с карточками иждивенцев.
Сейчас передают в новостях, что на Украине возобновились бои в Славянске и Краматорске. Сегодня церковный праздник Троица. В Славянске обстреливают живые кварталы. Возможно, из установки Град. Игорь отслеживает ситуацию на Украине, читает аналитику. А я давно хочу написать статью, что история стран, как и человеческая жизнь, подчиняется эзотерическим законам. Но вот беда - я не разбираюсь ни в политике, ни в истории. Для статьи не хватит фактов. А для Калейдоскопа жизни восприятие важнее фактов.
Несколько лет назад я случайно заметила – Англия выслала русских дипломатов – в Англии начался потоп. Забавно было бы проследить, чем предопределены события международной политики. Хотя простым обывателям видна только часть правды и часть фактов, выводы могут быть интересными.
Если государство существует много веков или тысячелетий, оно имеет свои устои и традиции, свою систему. Такое государство можно назвать зрелым и взрослым. Если государство существует несколько столетий, оно переживает все прелести детского и подросткового возраста. Такие страны часто самоутверждаются и социализируется за чужой счёт. Если государство существует несколько десятилетий – это недоразумение, а не государство. Несознательный младенец, которому ещё надо учиться и набираться опыта.
В мире во всём существует баланс. Противоположные вещи не существуют друг без друга. В паре они образуют единое целое. Свет и тьма, верх и низ, добро и зло. Если чувствовать эту взаимосвязь, можно гармонично существовать в мире, приносить радость себе и окружающим. А можно гнаться за сиюминутной выгодой, действовать с позиции силы, желая получить всё и немедленно. Хочешь получить – отними. Хочешь успевать – торопись. Хочешь преуспеть – будь как все. Это западные ценности. Они могут привести к полному краху, как себя так и других. Нельзя безнаказанно нарушать законы Вселенной. Рано или поздно получишь то, что пожелал другим.
Для каждого взрослого субъекта существует такое равновесие. Есть права, есть обязанности. Хочешь иметь больше прав – возьми на себя больше обязанностей. И наоборот. Счастье и несчастье, успехи и неудачи не сваливаются неожиданно. Они формируются предыдущими поступками, мыслями, отношениями.
Было понятно, что Украина без кровопролития не обойдётся. Пока счёт погибших идёт на единицы и десятки, ситуация не изменится. Двадцать лет назад Украина имела одну из успешных экономик в мире, она была наравне с Германией. Сейчас Украина скатилась до уровня Молдовы. Война разрушит то немногое, что осталось. Возможна гуманитарная катастрофа. Украинские политики всё также спорят, кто круче, и не могут ни с кем договориться. А простые люди не понимают, как же с ними такое получилось, за что их уничтожают.
В этом мире каждый имеет то, что заслуживает, и можно разобраться, почему так сложилось.
Мы жили в Бердянске после распада СССР. В магазинах исчезли продукты, на всё ввели талоны, везде появились очереди. На работе разрешили увеличить обеденный перерыв, чтобы успеть купить еду домой. Из своего рациона мы постепенно исключили сначала сладкое, потом фрукты и молочное, потом овощи и почти всё остальное. Не было денег. Питались гарнирами и небольшим кусочком мясного. Иногда я покупала Артёму одно яйцо. Себе жарила белый хлеб на говяжьем жире. Жир застывал, и губы покрывались плотной плёнкой. По ночам мне снилась простая еда. Томатный сок, хлеб с маслом. Предприятия работали с перебоями. Так жили всё вокруг. Знакомые инженеры продавали на рынке яйца или возили моющие средства и электрические лампы на продажу в Таганрог. В 88 году мы всё бросили и вернулись в Пермь. В 30 лет пришлось начать всё с начала.

Королёв 8-9 июня 2014.