Виктор Алексеевич Загвоздкин. Чтобы помнили

Ольга Олевская
Интересно, кто в Липецке знает эту веселую песенку?

Над домами у нас ходит ветер прыткий,
Залюбу-у-ешься зорькой от Магнитки.
Голоси-и-стые запоют подруги,
Ноги са-ами в пляс бросятся по кругу.

Я уже сорок с лишним лет  иногда напеваю этот незатейливый мотив и простенькие слова,  но в северной Вологде никто вместе со мной подхватить ее, увы, не может. Здесь свои мотивы и свои герои. А я эту песенку привезла из детства.  Автор cлов – М.Румянцева, а музыку написал заслуженный работник культуры РСФСР Виктор Алексеевич Загвоздкин, самодеятельный композитор, замечательный педагог, руководитель детского коллектива художественной самодеятельности «Орленок», но речь о нем еще впереди… Так вот, песня называлась «Липчанка». Может, еще из-за припева она мне стала так близка. 

Эх, Олечка, бей дробью звонко!
Липчаночка, не жалей подметок!

Ведь в юности я была Олечкой-липчаночкой, пока родители не переехали за тысячу километров от  родного города и не увезли нас с братом в другую жизнь.  А в прежней, липецкой, у  нас было прекрасное детство.Вторым домом для нас стал городской Дом пионеров,  располагавшийся в самом центре города, на улице Ленина. Сейчас тут городской ЗАГС, и ничто не напоминает о том, что в 60- 70-е годы здесь был центр притяжения  юных липчан.

В небольшом здании находились и музыкально-хоровая школа, и оркестр народных инструментов, и хореографический ансамбль, и фотостудия, и еще всякие-разные кружки.

Хор, танцевальный ансамбль и оркестр составляли единое целое – пионерский ансамбль «Орленок», весьма знаменитый и уважаемый  в городе коллектив, душой и сердцем которого был Виктор Алексеевич Загвоздкин.

У меня, к сожалению,  нет  ни одной фотографии Виктора Алексеевича.  Время сделало его облик в моей памяти расплывчатым, но хорошо помню добрую улыбку, глаза с необычным разрезом,  такие же у его старшей дочери Аллы – ныне  известного в городе музыковеда. Голову он держал всегда немного набок, говорили, вследствие ранения  в шею, полученного на Великой Отечественной войне.

Помню, что в кабинете директора Дома пионеров были стенды с фотографиями нашего ансамбля. Жаль, если они оказались на помойке.

В пору нашего с братом участия в ансамбле, а длилось оно 5 лет, Виктор Алексеевич был заведующим дирижерско-хорового отделения Липецкого музучилища, что находилось в уютном здании с колоннами на улице Интернациональной, совсем рядом с нашим домом. В апреле-мае окна музучилища распахивались, и небольшую площадку перед ним и старой аптекой заливали звуки музыки.

Как я теперь понимаю, по инициативе Загвоздкина при Доме пионеров была организована музыкально-хоровая школа, которую я и закончила без блеска, но вполне «корректно».

Хор был не только важным предметом, но и увлекательной частью жизни. Особенно мы любили сводные репетиции   с оркестром и танцевальным ансамблем, что предвещало большие концерты.  Репетиции длились долго, с перерывами, работа шла всерьез. Храню как реликвию  программку  1970-го  года. Коллектив  Дома пионеров презентовал свою программу «Ребята страны Советов», посвященную 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Концерт  проходил   на сцене  драмтеатра. Родители наши и  наших друзей вышли из зала  в слезах от умиления -  такими ответственными и  светлыми предстали перед ними  собственные дети.

Была в той программе и «Липчанка». Помню яркие костюмы  танцоров, стилизованные под хохлому. Кроме «Липчанки»,  хор исполнял еще две песни на музыку В.Загвоздкина: «Пионерская плясовая» и «Марш юных ленинцев». Из этих песен память не сохранила ни слова, ни ноты, признаюсь. 

Танцевальные номера   ставили известные в городе  хореографы Г.И. Галкин и В.В Соколов.

Участию коллектива в больших «датских» концертах  предшествовала большая работа, нам даже давали освобождения от уроков в школе, что, естественно,нас очень радовало. Некоторые учителя ворчали, но в целом относились с пониманием,  да и имя Загвоздкина было им  хорошо известно.

Благодаря хору, я впервые попала за кулисы театра. Не знаю, почувствовала ли я тот самый манящий запах кулис, что, по утверждению многих, затягивает навсегда, но, спустя  годы,  в театре мне довелось поработать.

19 мая, в день Пионерии, коллектив выступал в на открытой площадке липецкого Нижнего парка. Мы в фирменных костюмчиках гурьбой спускались по Петровскому спуску, гордые своей "особенностью". А после концерта нас пускали бесплатно на все аттракционы.

Не знаю точно, сколько человек  состояло в ансамбле, не меньше сотни, наверное. Были свои «звезды». Например, Зина Юдина – тогда уже студентка музучилища, обладательница сильного, сочного «народного»  голоса.  Мне тогда казалось, что она пела, как Людмила Зыкина. Не знаю, как сложилась ее судьба, но на концертах соло Зины всегда вызывало овации.

В своего ровесника Валеру Чеснокова я тайно была влюблена. У Валеры был чистый высокий голос, который после мутации, говорят, сломался. Но в Артеке, а нам, нескольким участникам коллектива посчастливилось попасть в Артек в составе липецкой делегации, Валеру называли «золотым голосом смены».  У него был свой восхитительный номер – песня  «Родное» («Вижу чудное приволье»).

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля!

Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя.

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

Естественно, песню отобрал и поставил для Валеры Виктор Алексеевич.И взрослые люди на концертах в Липецке, и ребята-артековцы всегда просили  исполнить  «Родное» на «бис».

Валера в ту пору был настоящим соловьем: невысокий и худенький, в очках, он совсем не выделялся из толпы мальчишек, но стоило ему запеть – и он приобретал необыкновенную силу и красоту. Я любовалась Валерой и самой песней, фантазия рисовала бескрайние зеленые луга и синие горы… 

Эту песню я тоже привезла с собой в Вологду и, спустя годы, с удивлением узнала, что автор слов  Феодосий Петрович Савинов родом из вологодского городка Тотьма. Прожив не столь долгую и не столь счастливую жизнь (как, впрочем, многие русские поэты-самородки)  он скончался в психиатрической больнице Вологды.

В отличие от Валеры и Зины, или маленькой примы танцевального ансамбля Аленки Шилиной,  или красавицы- танцовщицы Оли Хованцевой, я не была солисткой, просто пела в хоре. Но Виктор Алексеевич знал не только всех нас,  по отдельности, но и наших родителей.  Для каждого у него было готово доброе слово. У него самого росли две дочки, старшая Алла примерно моего возраста. Иногда Алла приходила в наш хор. На больших концертах мы видели всю семью.

Недавно в интервью Аллы  Викторовны я прочитала, что в то время их дом был своеобразной музыкальной гостиной. Практически все знаменитые гастролеры-музыканты, приезжавшие в Липецк, побывали у них в гостях, в том числе Майя Кристаллинская и Муслим Магомаев. Может, тем, кто был постарше, своим студентам, Виктор Алексеевич что-то и рассказывал об этих встречах, нам – нет.

Также задним числом я прочитала, что родился наш руководитель в 1925 году в деревне Матвеевка Добринского района. Окончил Воронежское музучилище, а уже после войны – Харьковскую консерваторию. За участие в Великой Отечественной войны у него были награды.

Не помню ни разу, чтобы Виктор Алексеевич на нас кричал, но дисциплина на репетициях, как правило, была отличная. Причем в хоре было довольно много мальчищек, совсем не ангелов и не «ботаников». Многие, прошедшие школу Загвоздкина, потом поступали в музучилище.

Городские власти очень помогали коллективу, как я теперь понимаю. Для танцевального ансамбля шили роскошные костюмы.  У нас тоже было две формы – зеленая и синяя. Синяя  похожа на костюмы популярных  тогда столичных "локтевцев". 
 
Как-то летом нам подарили  прекрасные поездки: группу танцоров отправили на экскурсию в Ригу, нас, хористов, в Кишинев. Жили мы, правда, в школе, а не в гостинице, но экскурсии были великолепные, не только по Кишиневу, но и в Тирасполь, Бендеры, по пушкинским местам. Помню детскую мультипликационную студию «Флоричику», о ней тогда много писали, а нас принимали лично ее создатели.

Благодаря Виктору Алексеевичу, наше детство было удивительно содержательным и интересным. Так получилось, что наша семья уехала. Сначала я писала любимому педагогу поздравительные открытки, а потом, как водится у неблагодарной молодежи, перестала, но счастливое время  в Доме пионеров не забывала никогда.
 
Скончался  В.А. Загвоздкин 24 ноября 1994 года.  Хочу, чтобы его помнили, он этого достоин.