Село Ильинское

Татьяна Аверьянова
На фотографиях автора, май 2014 год:
1) Ильинская церковь,
2) Памятник архитектуры, крестьянский дом, конец 19 в. (восточнее церкви)
3) Вход, разрушенное крылечко этого дома
4) Комментарии излишни...

*  *  *

Среди других опустевших деревенек и сёл Парфеньевского района Костромской области, как будто и не посылавших нам сквозь века ни сигналов бедствия, ни мольбы о помощи, но до сих пор из последних уже сил хранящих память былых времён — побывала я в прошедшие майские дни и в селе Ильинском.

Расположено оно примерно в десяти километрах к северо-востоку от села Матвеево, рядом с которым, к счастью, проходит автодорога областного значения от железнодорожной станции Николо-Полома. В советское время эта дорога была даже асфальтирована, сообщение с районным центром было неплохое. Думаю это явилось одной из причин, благодаря которой выжило Матвеево.

Но Ильинскому не повезло —  как и многие другие опустевшие и исчезнувшие деревни и сёла, оно оказалось в стороне...  И сегодня здесь нет уж ни одного жителя. Год или два назад последний старожил покинул это угаснувшее жизнью село.

Несмотря на это печальное и даже скорбное обстоятельство, здесь осталась действующая Ильинская церковь. Она была построена два века назад, в 1813 году.  Интересно кстати, что строили её в честь воссоединения Украины с Россией. Об этом факте упоминается в небольшом справочнике о церквях и храмах Парфеньевского района (Шилова, Мартьянова, 2010).

Не въезжая в Матвеево, автомобиль наш свернул направо на ильинскую дорогу... обычная просёлочная грунтовка сквозь лес и поля, с рытвинами и ухабами...

Довольно скоро перед нами открылась удивительнейшая картина — далеко-далеко впереди, понад лесом, возник силуэт церкви. Впечатление было такое, словно это Неземная Ладья плывёт по зелёным волнам лесного океана на фоне бесконечных голубых просторов небес...
Потом она исчезла — мы снова ехали через лес.

Не менее поразительные чувства испытали мы, когда оказались у подножия широко простиравшейся пологой возвышенности. На этой открытой местности и располагается село Ильинское, и в глубине его на самом высоком месте — церковь.

При въезде в село нас встретил аккуратно сложенный по обеим сторонам дороги лес. Медленно двигались мы вперёд сквозь длинный, высокий, безмолвно-печальный туннель, словно сквозь строй, образованный из обращённых срубами к дороге стволов вековых елей, сосен, берёз...
... на обратном пути я прошепчу им «прощайте, не печальтесь... скоро приедут за вами монстры-лесовозы... и может быть, вы ещё послужите отечеству...»

Вскоре мы остановились у церкви...
В доступной литературе мне не удалось найти ни площади, занимаемой ею, ни высоты. Но легкость при таком большом объёме вызвала изумление. Церковь кажется невесомой, будто рождена землёю — восьмерик на четверике, завершённый барабаном и луковичной главкой, соединён с трехъярусной колокольней квадратной, шире четверика трапезной. Ранний и сложившийся классицизм с деталями барокко...

Сельские храмы и церкви в этих местах удивительно похожи друг на друга, словно родные братья и сёстры, при том, что у каждого из них своё архитектурное лицо.

Обошли мы, конечно, не все дома, оставшиеся в селе. Особое внимание привлёк красивый дом, расположенный восточнее церкви. На фотографии 2004 года в книге Смирнова Г.К. с соавторами (2007) он смотрится ещё вполне жилым и описан как памятник архитектуры традиционного крестьянского жилища конца 19 века. А сейчас, спустя десять лет, в доме частично нет стёкол, зачем-то вынута и брошена рама, заваливаются остатки изгороди полисадника. 

На полуразвалившемся крылечке у дверного проёма стоит посох... вряд ли смогу передать, что творилось в моей душе, когда я осторожно взяла его...
Рядом брошенный чугунок поведал мне о бережливости хозяйки: видимо он прохудился и использовать его для варки уже было нельзя... но его плотно обмотали берестой, и он наверное ещё долго служил как ёмкость для крупы, а может, муки или ещё для чего-нибудь...
Мы заглянули в распахнутую дверь — направо лесенка полукругом. Поднялись на несколько ступенек — внутри весь дом разорён непрошеными гостями, это лучше бы не видеть! Не могли хозяева оставить такой разгром... мы тихонько вышли.

Рядом изба-пятистенок поменьше, тоже памятник архитектуры конца 19 века, но  сегодня об этом нам скажут разве что остатки роскошных в прошлом наличников окон, своим узором похожие на сказочный терем.... — больно очень смотреть... крыша провались — всё рушится...

К югу от церкви обуглившиеся останки пожарища...
К западу — тоже развалившиеся останки избы...
К северу — покосившиеся и зияющие пустыми глазницами окон дома...

В селе много катастрофически заросших прудов... и только рядом с церковью добротный новенький сруб-колодец, по-видимому с живой водой... и чистенький ковшик здесь же.

Впечатление было столь удручающее, что смотреть на это без слёз горечи и боли невозможно, словно читаешь Дневник Тани Савичевой из блокадного Ленинграда... И надо обладать просто недюжинным воображением, чтобы представить Жизнь в этих красивейших местах. В прошлые времена в Святые ворота церкви «заезжали на лошадях венчаться, венчались до шести пар в праздники. Прихожан мужского пола было 1954, женского — 2275» (Шилова, Мартьянова, 2010).

Но наступили другие времена, другие нравы... 
В городах выбрасывают на помойку всё — мебель немодную... одежду модную, но надоевшую, книги...
Вот недавно Европа выбрала свою «бородатую культуру».
А что выбираем мы?
Куда направлены наши взоры?
Почему отвернулись мы от земли своей?
Так ли уж не мила она стала?

Хочется кричать, бить в набат... да — кто услышит?!

*  *  *

У Ольги Викторовны Коловой (http://www.stihi.ru/avtor/olgak8) есть потрясающее стихотворение «Церковь в Ильинском».

Не войною разрушено.
Не чумою... Ах, что же я?!
Словно колокол слушаю
В смуты век и безбожия.

Глушь, разор, запустение…
Плачет даль за ракитами.
Птицы вьются в смятении
Над крестами забытыми.

Церковь полузабытая
Колокольня безгласная
Но ворота открытые -
Воскресение празднуют.

Вы не каркайте, вороны,
Над умолкшею звонницей.
С Небом связи не порваны,
Коль молитва возносится.

Словно вечность откликнулась
Всем былым поколениям.
Даль внезапно раздвинулась
Глубины откровением!

И метелицей по полю
Ангел кружит во мгле.
И одним крылом - по небу,
А другим - по земле.

*  *  *

Использованная литература:

Белоруков Д.Ф. Деревни, сёла и города костромского края. 1988.
Ольга Колова. Церковь в Ильинском. http://www.stihi.ru/2013/12/01/7893
Смирнов Г.К., Шармин П.Н., Щеболева Е.Г. Памятники архитектуры Костромской области. Кострома, 2007. 454 С.
Шилова Г.Б., Мартьянова Е.Н. - составители. Церкви Парфеньевского района. Краткий справочник. Парфеньево, изд.Парфеньевская центральная библиотека, 2010. 51 с.