Что имеем не храним...

Ольга Семенко
Однажды я наблюдала такую картину. В полупустом автобусе кондуктор, облокотившись на поручень у входной двери, долго смотрела на старушку, а по щекам у неё текли слёзы… Я подошла к выходу. Женщина смутилась, отёрла слёзы и тихо сказала:
- Так похожа на мою мамку.

Я поняла, что её «мамки» уже нет в живых. Иначе она  так пристально не разглядывала бы пожилую женщину. Я сочувственно покачала ей головой. Вышла из автобуса и пошла на работу.

  Прошло время. Соответственно, лет мне тоже прибавилось. Из жизни всё чаще стали уходить мои родные, соседи, одноклассники, друзья…Встретишь знакомую:
- Ты знаешь, а Ира, наша одноклассница, умерла…
-Да, ты что? Ей же всего пятьдесят было…
-Да, и Валюши  уже нет три года.
Задумаешься ненадолго, горько тряхнёшь головой и побежишь дальше по делам, которые никак не заканчиваются. Не хватает времени!
 И чем старше мы, тем быстрее бег времени. В детстве не знал куда себя деть, время тянулось бесконечно. А теперь… Новый год… Лето… Новый год…

  И вот однажды я словно налетела на какой –то барьер… Я «увидела» Андрюшу. Вернее не Андрея, а юношу, очень похожего на племянника. Я вглядывалась в знакомые черты лица: тёмные глаза, остренький носик,  торчащий чуб, чуть заметная улыбка. Мальчик уже был далеко, а я  долго ещё  смотрела ему в след. Он умер в двадцать восемь лет. Его сыну было два месяца, а дочери исполнилось два года. Водка оказалась «палёнкой» и через три дня Андрюши не стало. Вот так отметил день рождения дочери …

  Он был племянником моего мужа. Когда я впервые его увидела, ему было шесть лет. Он взгромоздился ко мне на колени и весь вечер не отпускал меня ни на минуту. Его пристыдили:
-Андрейка, это же дядина невеста! Дай им побыть вместе. Ему же тоже хочется посидеть со своей девушкой.
 На что он рассудительно ответил:
- Вначале я женюсь на Оле, а потом уже и дядя может жениться…
 Мы потом долго зубоскалили по этому поводу.
Жизнь складывалась у него не очень хорошо. Наверно совесть гложет, что не помогли мальчишке…

Это был первый случай… Потом я «увидела» дядю. Худощавый мужчина был точной копией моего любимого дяди. Мамина сестра привезла своего мужа из Сибири. Стройный, с густой шевелюрой тёмных вьющихся волос, постоянной улыбкой на лице и необыкновенно красивый. Вот таким я его и запомнила.

Такси подкатило к дому уже ночью. Родня была в сборе. А как же? Дорогие гости приехали! Толчея, колготня… Мы с двоюродным братом, благо нас никто не замечал,  радовались по-своему. Прыгали на кровати, а панцирная сетка подкидывала нас почти до потолка. Домик у бабушки был маленький, приземистый… Дедушка погиб на войне, дочери повыскакивали замуж, а младшенький, прижитый от другого, был ещё не в состоянии что-то починить или отремонтировать.

  Поборов стеснение я  выпалила:
- А, Сашка сказал, что ты у нас будешь работать, как папа Карло?
Услышав дружный хохот взрослых, я засмущалась ещё больше.

  Дядя был отличным столяром, плотником, каменщиком… и ещё  имел кучу сопутствующих профессий. Всё в одном лице! Тёте очень повезло с ним. Они быстро построили огромный дом, на загляденье соседям. Даже мебель кое-какую сделал сам.

Меня он водил или возил на санках, соответственно времени года, в садик. Мама работала посменно и я постоянно обитала у бабушки. Дяде на работу нужно было успеть к восьми часам. Он шёл на завод, делая  огромный крюк, чтобы завести  меня в садик. Смутно помню из детства: зима,  темень, меня сонную одевают… дядя везёт меня на санках в садик. Однажды я выпала из санок, и он не сразу заметил. Как он потом переживал!
   Видно во мне он видел свою дочь. Он ушёл от жены, после того, как вернувшись из командировки, застал её  с другим. В отместку она не разрешила ему видеться с детьми.
  Мой папа умер, когда я была совсем маленькой. Дядя заменил мне отца.

  И потом, когда я вышла замуж, мы всей семьёй постоянно ездили к ним на выходные. Мы отсыпались после трудовой недели, а дядя и тётя забирали от нас малышей и тютюхались с ними себе на радость. Своих деток у них не было. Моему мужу дядя тоже заменил отца. Они были с ним очень дружны.

  Санька- друг и подельник в детских играх и проказах. Мой двоюродный брат был старше меня ровно на два месяца. Ох, и доставалось же ему от дяди! Он тоже рос безотцовщиной. Думаю, мы для дяди  были дочерью и сыном, взамен тех, что остались в Сибири. Он делал нам интересные игрушки, рассказывал истории из жизни, и мы, разинув рты, как галчата, слушали его байки.  Его любили и уважали все. Никому он не отказывал в помощи. Летом соседи часто собирались за оградой на лавочке, чтобы потолковать с ним «за жизнь». 

 До сих пор у меня радостное  воспоминание из детства: утренняя прохлада, голубое - голубое  небо, слепящее солнце, и невероятно-зелёная  трава и листва. Все мои родные на крылечке бабушкиного дома. Воскресенье. Никому не надо идти на работу. И я заспанная, помятая со сна, щурюсь на солнышко, а любящие руки протягиваются ко мне...
Нет бабушки, дяди, мамочки… Саши тоже уже нет.

  Однажды  «увидела»  свою  свекровь  в автобусе. Я, как та кондуктор, неотрывно смотрела на женщину, очень похожую на маму мужа. У меня была хорошая свекровь. Очень мудрая женщина. Всегда отчитывала своего сына, даже если была  не права я. Жалела меня, помогала мне. Бывало, что я вольно или невольно обижала её. Она мне всё прощала. Только потом я поняла, что она сохраняла нашу семью. Мои дети, особенно дочь, с любовью вспоминают о бабушке. Ведь она их так нежно любила и баловала, особенно внучку. Она боготворила всех своих внуков и правнуков…  и Андрейку – первенца. Работала она воспитателем в детском саду. И забавно было слышать, как маленькие детки называли её Егоровной.

  Однажды мне было не до смеха. Хоронили моего свёкра. Гроб стоял в комнате и люди заходили прощаться с ним. И вот, я вижу: входит в дверь мать моей свекрови, которая давно уже умерла. У меня волосы зашевелились на голове… Мама, я  так звала свекровь, накануне рассказала мне, что перед смертью мужа, ночью видела свою маму, которая склонилась над умирающим  и покачала головой. Дескать, совсем тебе мало осталось…
  То была бабушка соседка, но сердце у меня долго ещё «трепыхалось».

  Бабулю, мать моего отчима, я ещё не «видела». Мне было почти семь лет, когда мама вторично вышла замуж. Бабушка мне сразу понравилась. Я, с затаённой надеждой, спросила:
- А можно я буду называть вас бабулей?
Во дворе у знакомой девочки была очень добрая бабушка, которую она звала бабулей. И мне хотелось иметь такую же.
Так с лёгкой руки я, моя сестра, родившаяся через три года, мои дети, дети сестры, моя внучка  называли бабушку бабулей.

  Бабушка оказалась очень интересным человеком. Преподавала историю в школе. Сколько же нужного и полезного я узнала от неё!
  Она воспитала двух дедушкиных сыновей, а её сын был самый старший. Внуков у неё ещё не было. Всю свою нерастраченную любовь она выплеснула на меня. Возила меня вместе с учениками на экскурсии, в музеи, на новогодние ёлки… Покупала необычные игрушки, сладости, наряды…
  Книг в их доме было несколько шкафов. Вначале я зачитывалась Конан Дойлем, потом Бальзаком…Тогда, ещё неизвесную «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, я прочитала уже в пятом классе. Думаю, любовь к чтению мне привила бабуля.
 
   К первому сентября привезла мне школьную форму из Риги. Ни у кого не было такой! Форма была тёмно-синего цвета. Юбочка в широкую складку пристёгивалась к блузке на пуговички.

  Бабуля постоянно нам с сестрой рассказывала  о своих корнях. Кто был её предками, где они жили, откуда идёт их род…
  Я очень её любила. Много хорошего переняла от неё.

  Ещё я не «видела» мою любимую тётушку. Она недавно ушла от нас. Это была моя наставница и подруга. Тётушка была замужем за братом моего отца. С отцом они очень дружили. Бывало, она шутила:
- А взял бы ты меня Семёнушка в жёны, если б не было наших супругов?
- Ой, взял бы, ой взял… - смеясь, отвечал отец.

  Папе было почти тридцать три года, а мне три, когда он умер. Я его почти не помню. Тётя рассказывала о нём и о маме много хорошего. Её воспоминания мне были, как бальзам на душу. Вспоминала про деда и бабушку, родителей отца. Свёкра и свекровь очень любила, уважала и постоянно помогала им. Была благодарна, что приняли её в большую дружную семью.

Хотя у нас с ней тридцать лет разницы, она была моей наперсницей, моим добрым ангелом… В нашем роду она была центром, вокруг которого всё  «вертелось». Родня у нас огромная. Всех она привечала, всем оказывала посильную помощь, никого не оставляла один на один с бедой. Вечная ей память!

  Чем старше мы становимся, тем больше людей «покидают» нас.  И вот «узнаю»  в случайных прохожих   соседского паренька, которого я на правах «не зятя» кормила домашними коврижками с «вкуснячей» помадкой. Всегда говорила ему:
- Женя, я кормлю тебя на правах не зятя, чтобы клинья к дочери моей не подбивал!
- Ладно тёть Оль, а ещё кусочек можно?
  Он, как преданный пёс, защищал, оберегал и искал мою дочь, если она где-то задерживалась. Сын был его другом, а моя дочь -  словно младшая сестрёнка. Его не стало в тридцать лет.

  И уже «выхватываешь» глазами из толпы любимую учительницу, одноклассника, маму подруги, двоюродных братьев и сестёр…  и понимаешь, как же они тебе все дороги. Они были в твоей жизни, это вехи твоего Пути, твои весёлые и горькие воспоминания…

  В конце жизни начинаешь подводить итоги: кому-то не успел помочь, кого-то непроизвольно обидел, не успел сказать слов любви, не выполнил в спешке данное обещание, не оценил по достоинству, испугался, что не так поймут, бросил в беде, не поделился последним…

Наверно, «приходя сюда» ОНИ  дают понять, что не в обиде на нас. Сейчас тоже не поздно попросить прощение. А может несут  нам какую –то весть…

 Мамочку свою я ещё не «встречала». Надеюсь, что для неё я делала всё как надо.