Аласханов З. Удивительная одаренность художника-пс

Зура Итсмиолорд
                Для настоящего художника окружающий мир не просто уголок природы, передающий  гамму цвета и его оттенки, а реальная связь души и мысли. Художественный  анализ картин открывает в истории отечественного российского искусства новую личность. Зайнди Аласханов – явление в мире искусства.  Его творчество принадлежит к числу ярких явлений в современной живописной культуре России.  Несмотря на отсутствие  профессионального художественного образования, Аласханов по-своему передает видение мира.

                Художник живет и творит в Москве, за две тысячи километров  от малой  исторической родины (Чеченская Республика). В глаза бросается национальное своеобразие мастера, чеченца по происхождению, на фоне глубокого внутреннего единства с Россией.
                Реализм творческого поиска Аласханова  привлекает обостренной психологией социальной характеристики портретируемого.
Высокий художественный результат достигается за счет таланта мастера, который воспроизводит действительность на холсте посредством богатства красок. Все это не возможно без чувства природы, на фоне которой представлены герои Аласханова. Он передает интимно – личностные черты изображаемого,  воспроизводя точный оригинал не только с чертами его внешности, но и внутреннего  характера индивида: с наиболее свойственной ему экспрессией привычная поза, взгляд. Цикл работ Аласханова об абреке Зелимхане поражает  подбором условий обстановки, холодными и теплыми цветами красок без четких определенных границ цветовых изменений. Мастер не просто копирует и воспроизводит облик модели, но и рассказывает зрителям о характере героя.
           Не секрет, что в портретном образе отображается не только модель, но и сам художник. Если обратили внимание, то один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретах разных художников. Это связано с тем, что каждый художник вносит свои собственные чувства и мысли, свою манеру видеть и чувствовать, свое душевное состояние, мировосприятие. Именно портретная живопись является связующим звеном в творческом поиске художника, когда посредством  изображения человека раскрывается  путь непосредственного обращения мастера к натуре. Тесно соприкасаясь с представителями различных социальных слоев («Сельский мулла», «Доктор», «Портрет дяди», «Портрет друга Индарбека»), Зайнди Аласханов раскрывает мир других людей, показывает глубинную психологию воплощенных образов в картине. Психологическая характеристика изображаемого в портрете человека («…силуэты») дает возможность дать ему социально-нравственную оценку. В портрете Ибрагима Джабирова ощущается  отношение портретируемого к жизни, сила и воля, интеллектуальный потенциал представителя чеченской интеллигенции.
        Бытовые и сюжетно-исторические портреты Аласханова абсолютно свободны от  власти академических канонов. Он передает нам типичные черты своих современников, собственное  видение исторических героев. Конечно же, общие черты  образов современников сложились под воздействием определенных жизненных условий, в которых оказался художник. Несмотря на природное дарование, профессиональный спортсмен на долгие годы отложил свою тягу к кисти и холсту. Мастер живописи проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако ушел в спорт. Зайнди родился в семье священнослужителя. В младенчестве чуть не пострадал во время тяжелых событий в Лениногорске в середине прошлого столетия. За короткий срок, после обращения к искусству, Зайнди Зайналбекович стал одним из самых известных художников  и получил звание академика. Он никогда не продает свои работы, а дарит тем, кого изображает, передает в музейные  и частные фонды. Передвижная выставка художественных творений Аласханова объездила в составе «Культурного поезда», организованного Содружеством творческих сил Чеченской Республики (руководитель Координационного Совета - З.М.Бакаева)  почти всю Чеченскую Республики: города и селения. В перспективе показ картин Аласханова во всех республиках Северного Кавказа, Санкт-Петербурга, ближнего и дальнего зарубежья. Его картины экспонировались в разных залах Москвы.
  Колоритные работы  Аласханова выделяются не только социально-духовным типажом, но и неповторимостью  индивидуальных образов: проникнутая сердечность, простота, уверенность, сила духа. Портреты напоены его любовью к человеку. В  образах Аласханова предстает  перед нами Чечня, интеллигенция и духовенство с различными гранями человеческого характера, духовного мира изображаемого. Одна  из лучших  работ автора «Портрет брата» .
  Творческий путь Аласханова -  ясность, уравновешенность несложных композиций. Как правило, образ дается на фоне пейзажа,  с минимумом аксессуаров. Выразительные образы художника сдержаны по цветовой гамме, не большие по формату, отмечены воодушевленной естественностью на фоне родной природы и быта («Холт1маш по-веденски»),         
                - Везде и всегда я чувствовал  себя  дома, хотя и тосковал по родным горам,  -  говорит Зайнди Зайналбекович. – Никогда не забывал край родной, родителей, близких и просто знакомых. Быстро находил с людьми общий язык. Воображение, зоркий глаз и верная рука помогают мне сегодня создавать живые творения. Я создал  галерею  современников, с которыми свела судьба. А насколько  глубоко и многогранно дал психологическую характеристику, сумел передать нюансы переживаний посредством  мимики лица, решать зрителям. Без ложно скромности признаюсь, что  я старался вложить частичку  души в свои образы.
    
  Не секрет, что портрет является одним из основных жанров искусства.  Естественность и простота  пейзажной живописи Аласханов внедряется в портретопись, в которой  он проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства. В его жанровых работах нет декоративности и напыщенной театральности. Он дает правдивый образ живого человека, раскрывая его внутренний мир, волю, глубину мысли и сложность характера,  не лишенного противоречий. Характерная особенность  портретной живописи Аласханова  - точность и многогранность психологической характеристики человека, жизненность и богатство его духовного облика. подчеркнутость  жизненной позиции.
  Цикл работ об абреке Зелимхана, способствует дальнейшему развитию как бытовой, так и исторической живописи создания в портрете целой повести о жизни человека. Замысел живописца не ограничился передачей внешнего сходства. Аласханов раскрыл душевное состояние обреченного на скитания человека, полной борьбы и тревог. Зелимхан Аласханова  не только историческая личность, выхваченная из тени истории чеченского народа, о которой умалчивали долгие годы официальные историки, но и личность возвышенная, высокодуховная. Художник дает разнообразие композиционных форм и схем, избегая сухости повествования о жизни изгнанника. Это живописное богатство и красота тонов, когда соприкасаются два жанра – портретный и живописный. Чтобы проникнуть в  самую суть психологической характеристики, мастер продумал все до мелочей: складка  на одежде и морщинка вокруг глаз, Разные композиционные и колористические решения выразительно раскрывают образ абрека, вынужденного скитаться, бороться с несправедливостью царской власти.
  С большой любовью Аласханов передает черты родителей («Мать», «Отец»). В каждой морщинке красочно-задушевных образов родных
– сила духа, внутреннее состояние умиротворенность, довольство тем, что дано им Всевышним.   
        Просторы Родины,  синева воды, голубизна неба, зелень травы, и деревьев золото солнца, прозрачность воздуха вносят в каждое пейзажное произведение бодрящее настроение. Хочется пробежаться по хрустящему снегу, выйти в тишину и заглянуть в  озера.
           Спортсмен Аласханов завоевал уважение, а его художественный талант вызывает восхищение. Здесь легкий  артистизм сочетается с тонким психологизмом художника, который работает с полной самоотдачей до изнеможения. Красочная выразительность, легкий свободный мазок отражают не только  душевное состояние модели, но и самого художника. Портеры наших современников, представленные художником Аласхановым, спустя годы будут поражать простотой композиции и сдержанностью колорита в сочетании с поражающей силой и выразительностью анализа художника-психолога, когда окружающий мир – пейзаж, становится слиянием человека с природой. Глубокая и подлинная жизненность образов Аласханова  через художественные средства дает правдивое выражение эмоциональности жизни человека, вселяет надежду на продолжение рода человеческого, гармонию души и тела. Искренность и непосредственность творческих образов подчеркивает лучшие стороны автора-психолога, его, острую наблюдательность, стремление к правдивой жизненности образов.
Все творчество Аласханова - цельный и замкнутый цикл, объединенный  внешними декоративными приемами,  и обладающий внутренним единством, общей душевностью Подлинный гуманизм - оптимистическое жизнеощущение художника-психолога в сочетании с удивительной одаренностью и работоспособностью.