Возмездие или воздаяние книга вторая 2

Раиса Безродная
               

                ЛАВРЕНТИЙ БЕЗРОДНЫЙ
      
 «Отец сирот и судья вдов

 Бог во святом Своем жилище.

 Бог одиноких вводит в дом».
    Псалтирь 68,6:7



       5 сентября 1901 года в семье Лаврентия Безродного радостное, долгожданное

событие: женился его единственный сын Владимир. Евфросиния, застенчивая,

маленькая, худенькая, почти девочка на вид, не сразу пришлась по душе Лаврентию.

 Долгое время Лаврентий и слушать не хотел о какой-то Евфросинии, кого только не

 сватал сыну, а тот упёрся как бык, и всё тут. А ведь покладистый был, жил с

отцом душа в душу.

    А началось всё так: каждое воскресенье ходил Лаврентий с сыном в местный

храм. Видно было, что Володя иногда тяготился таким еженедельным посещением

храма. Но со временем сам первый уже собирается и напоминает отцу о воскресной

 службе. Утром, пока Лаврентий собирается, сына уже и след простыл. Стоит в

храме, молится с таким смирением, что любой монах позавидует.

     Горькая мысль приходила на ум Лаврентию: наверное, в монахи хочет податься

его единственный сын. Вот тогда-то и закончится род Безродных. Вспоминает, как

прабабка его говорила, что, мол, в роду были и монахи, и монахини. Допытывался

тогда и о фамилии: что это за фамилия такая – Безродный, но тогда ещё мал был, а

 когда повзрослел, любопытство само собой отпало, да и фамилия перестала

удивлять. Есть похуже, скажем: Огрызки, Убийвовки, Кочерги, Вареники, а

некоторые фамилии даже стыдно произносить.

   Прабабушка умерла на 110 году от рождения. Теперь, ох, как жалеет Лаврентий,

 что не расспросил её о своём роде. Иногда такая тоска найдёт на него, что свету

 белому не рад. Бабушка умерла вслед за прабабушкой, не дожив до 80 лет. Вот

она-то и говорила, что подбросили в монастырь мальца, закутанного в дорогие

пелёнки с инициалами Б. Л. При мальце нашли  искусной работы сумочку, в которой

были чепчики, распашоночки, штанишки и другие детские вещи, и на каждой из них

вышиты буквы Б.Л.

      Взяла мальца к себе одна сердобольная монахиня. Даже ушла из монастыря с

ним в мир. А перед своей кончиной определила уже юношу в монастырь,

Безродного Лаврентия. Но не по душе была Лаврентию монастырская жизнь: тянуло

его, то море, то конница. Видел он себя военным человеком, а не монахом. Может,

это родительские гены не давали ему покоя.

       Однажды ночью со слезами на коленях взмолился он к Христу: просил дать

разум, указать дорогу дальнейшей жизни, молился до тех пор, пока не уснул. Во

сне привиделся ему Лик какого-то Старца и услышал слова: «Иди, Лаврентий, в

мир». А утром вдруг пригласил его к себе Игумен и сказал: «Иди, Лаврентий, в

мир». С того времени прошло не менее четырёх поколений рода Безродных. Вот такую

 историю рассказала ему бабушка. Прабабушка подробнее рассказала бы, но не

расспросил её Лаврентий, когда она была ещё жива.

       Всех первенцев, которые рождались в семье Безродных, называли

Лаврентиями. Давно уже нет прадеда, деда по линии Безродных. Отец Лаврентия не

вернулся с войны, мать умерла вскоре после того, как получила весточку о смерти

 мужа. Продолжателем рода остался он один, вот почему своего сына, тоже

единственного, не захотел называть Лаврентием, а назвал Владимиром, ибо родился

 сын в день памяти Равноапостольного Великого Князя Владимира 15 июля (28 июля).

     Жена Лаврентия выносила сына, но вскоре после родов умерла. Лаврентий

остался бобылём. Тянуло, ох как тянуло его уйти служить на военный флот, но

понимал, что Володька останется один, станет действительно безродным. Сын вырос,

 решил жениться. Радоваться бы Лаврентию, а у него неспокойно на душе: понял,

 почему так истово молился в храме Владимир.




                НЕВЕСТКА ЕВФРОСИНИЯ

« Благословен Бог,

Который не отверг молитвы моей

и не отвратил от меня милости Своей».

Псалтирь 66,20               


     Однажды проследил Лаврентий за взглядом сына, который во время богослужения

 бросал Владимир на певчих. Среди них стояла хрупкая, беленькая девчушка, на

которую смотрел сын. Поговорил Лаврентий с регентшей, та рассказала, что девочку

 воспитывали при монастыре, а сейчас она живёт у тётки, некогда очень богатой

помещицы, да и сегодня довольно состоятельной. Кто родители Евфросинии, родная

ли ей тётя  никто не знает.

      Вспомнил Лаврентий о своём далёком предке, которого кто-то подбросил в

монастырь, жалко стало сиротку. А как мечтал Лаврентий о внуках! Видно, не

судьба, думал он с грустью: разве может такая «крыхитка», как он называл про

себя Евфросинию, родить многочисленное потомство. В конце концов, смирился, и

сын обвенчался с Евфросинией.

      Через несколько дней уехал Лаврентий. Через год, в сентябре 1902 года,

Лаврентий приехал к сыну. Он надеялся, что  встретит его невестка с радостным

блеском в своих голубых глазах. Но встретила его Фрося с опущенной головкой,

суетливо накрыла на стол и ушла в свою комнату. Молчал и Володя, хотя видел

отец, что сын счастлив.

       Последний раз приехал Лаврентий в конце декабря 1903 года. Невестка

подняла голову, и так засияли её огромные голубые глаза, что у него защемило

«под ложечкой»,  голова закружилась: понял он, что невестка ждёт ребёнка. И пел,

 и пил, и плясал Лаврентий в тот последний вечер! Утром рано зашел к Евфросинии,

 поклонился ей в ноги, бережно-бережно обнял со словами: «Благословен Бог наш,

да размножит через тебя род Безродных. Живите с Богом и в дни радости, и в дни

скорби».


        Долгое время от него не было вестей. 4 сентября 1904 года в семье

Владимира родился первенец, которого назвали в честь памяти пророка Захарии,

родителя Иоанна Предтечи, Захарием. И в этот же день пришло официальное

уведомление, что Лаврентий Лаврентьевич Безродный пал смертью  храбрых в бою с

японцами на крейсере «ВАРЯГ» 10 февраля 1904 года. Пришло и несколько запоздалых

 писем, которые написал своим дорогим детям Лаврентий.
               
               
               
                МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ.

 « Не сотвори себе кумира"...Исход 22 

 « Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Евангелие от Матфея 4, 10
         


      Захар родился крепеньким, здоровым малышом. Быстро набирал вес, рано начал

 ходить, разговаривать. Но вместо буквы «Р» произносил букву «У», и вместо слова

 «ручки» говорил: «учки». Евфросиния радовалась и с гордостью говорила, что её

сын родился в один год с цесаревичем Алексеем. Какая-то неуёмная любовь к

первенцу заставляла выполнять все его капризы. Маленькая, хрупкая на вид,

Евфросиния быстро подчинила себе бесконечно доброго, любящего её Владимира. Он

никогда ей не перечил, даже тогда, когда понимал, что она неправа.

     Следом родились ещё два мальчика и девочка. И часто со слезами на глазах

вспоминала она погибшего свёкра Лаврентия, который мечтал о многочисленном

потомстве Безродных.

      Захар рос избалованным, эгоистичным мальчиком. Мать все требования сына

старалась исполнить: лишь бы не плакал, не расстраивался сыночек. А он с каждым

днём становился упрямым, даже дерзким, учиться не хотел, пропадал где-то целыми

днями, на упрёки матери отвечал грубостью. Отца вообще ни во что не ставил.

        Если бы в это время пришла ЕвФросии мысль: «Родить дитя – это полдела,

главное – воспитать, вырастить его чадом Божиим, вселить в сердечко неугасимую

любовь к Богу». Правда, иногда здравая мысль приходила ей на ум:

        «Вот ведь все дети рождаются ангелами, но почему-то со временем у них

сначала рожки вырастают, а потом и настоящие рога. Дети из ангелочков

превращаются в служителей…» Дальше не допускала даже думать, в кого некоторые

дети превращаются, боясь, что этот «некто» будет тут как тут. Сколько ни

уговаривал Владимир, чтобы нанять для детей гувернантку, Евфросиния не

соглашалась, мол, она испортит детей.

       А на деле, мать сама портила детей, делая их своими идолами, постепенно

стала забывать дорогу в храм Божий. Сначала к ней домой приходили из храма с

просьбой хотя бы иногда петь в хоре. У Евфросинии был, как говорили прихожане,

божественный голос. Со временем она не только не пела в хоре, а всё реже и реже

 стала приходить в храм на исповедь, на причастие.

       Когда-то на руках носила детей в храм, потом как-то само собой

получилось, что ее всё реже видели в храме: то дети болеют, то Захар такое

устроит, что не до храма. Она всё больше и больше обижалась, втихомолку плакала,

 жалела себя, всё больше раздражалась, даже по мелочам, на всех и вся.
 
      Гром грянул, когда четырнадцатилетний Захар вечером не вернулся домой, не

 пришел и на утро, и на следующий день, пропал, исчез Захар. В сердце матери

 поселилась нестерпимая боль, как будто ножом проткнули его. И вспомнила она

слова из Евангелия от Луки: «Тебе же самой душу пройдет меч…» Упала на колени

перед образом Пресвятой Богородицы, зажгла лампадку, которую даже не помнит,

когда зажигала, со слезами умоляла Матерь Божию вернуть ей сына.


               
                ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАХАРА
 
   
 «Сказал безумец в сердце

своем: «НЕТ БОГА».

Развратились они и совершили

гнусные преступления; нет

делающего добро».

Пс.52,1:2


    Захар вернулся через два года. Возмужавший, рослый для своих лет, он был

членом продотряда. С ноября 1917 года в стране началась национализация

предприятий, транспорта, частных банков, конфискация помещичьих и других

частнособственнических земель. В основном, к зиме 1918 года советская власть

осуществила полную национализацию. В этом же году происходил передел земли между

крестьянами: беднота, среди которой было немало лодырей и выпивох, требовала

урезать наделы трудолюбивых, хозяйственных крестьян. Возникла неприязнь между

беднотой и зажиточными крестьянами.

 
    Совет Народных Комиссаров установил в стране продовольственную диктатуру –

политику военного коммунизма. В мае 1918 года были созданы вооруженные отряды,

так называемые продотряды рабочих, под предлогом конфискации излишков у

крестьян, а в июне – комитеты бедноты, в основном, из числа крестьян-лодырей.

 В составе одного из таких продотрядов был Захар. В поисках зерна отряд рыскал

 по окрестным сёлам. Активисты врывались в каждую избу, срывали полы, залезали в

 колодцы, забирали не только зерно, но и картошку, соления, свёклу, даже сухари.

 В город своего детства Захар пришел в составе отряда для изъятия церковных

ценностей. В кожанках, с наганами на  поясе ворвались бесноватые в храм, где

когда-то крестили Захара. Бесчинству не было предела, стреляли кто куда: в лики

Святых, в лики Ангелов… Захар хотел выстрелить в глаза Богородицы, прицелился… и

 вдруг, пистолет выпал из его руки: то ли случайно, то ли специально кто-то

выстрелил в его руку.

     Захар потерял сознание, очнулся, первое, что он увидел, это глаза своей

 матери, но точно такие, как на иконе Богородицы. Первая мысль: «Я стрелял в

глаза матери своей? Выстрелил ли я»? Кровь из пальцев… Мать пытается поднять

сына. Вбежал Владимир, впервые оттолкнул Евфросинию, поднял сына, довёл домой.

Захар метался в беспамятстве, выкрикивая: «Я хотел убить свою мать? Я не хотел

убивать свою мать»! Евфросиния сидела, как помешанная, у постели сына.

  Захара вылечили, правда, пришлось отрезать три пальца правой руки: остался

только мизинец и безымянный. Храм Божий сожгли, растоптали многие иконы.

Прихожане, не боясь выстрелов, спасали иконы из огня.

 После этих событий Владимира как бы подменили. Впервые грозно и властно он

сказал сыну: «Если ты будешь продолжать безумствовать, я убью тебя своими

руками». Изменилась и Евфросиния: стала тихой; всё что-то шептала; часто, стоя

на коленях перед распятием Христа, молилась. Захар тоже изменился: стал помогать

 отцу в управлении доходным домом. Владимир получил от отца в наследство два

доходных дома, но один из них национализировали ещё в 1918 году. Захар даже

пошел учиться, помогал ему его младший брат Александр.


     После революции печальной оказалась участь доходных домов Владимира

Безродного: часть прежних жильцов сгинула неизвестно куда; национализированный в

1918 году дом Безродных стал Домом Совета, в нём размещались отделы Совета и его

 служащие. К началу 1921 года практически все предприятия, даже самые мелкие,

 стали государственной собственностью.

 Национализирован был и второй доходный дом, в нём власть организовала так

называемую «коммуну», а на деле дом стал приютом для случайных людей, даже

 уголовников.

               

                СТРАНА В ОКОВАХ САТАНИЗМА


«Вдову и пришельца убивают, 

и сирот умерщвляют"... 

Пс.93,8
               
« За то восплачет земля сия,

и изнемогут живущие на ней!"

Осия 4,2:3
               
               

      Политика «военного коммунизма», ядром которой стала продовольственная

диктатура, т. е. насильственное изъятие у крестьян зерна, привела страну к

катастрофе. Крестьяне не желали трудиться зря – всё равно продразвёрстка всё

заберёт. Рабочие не видели смысла хорошо работать – они получали лишь скудные

пайки. В стране катастрофически не хватало продуктов, товаров, топлива. Стоял

транспорт, люди мёрзли в тёмных и холодных жилищах. За нарушение продразвёрстки

 людей расстреливали.

     Вместе с людьми стонала и мучилась земля.… И как бы в ответ на это пришло

ВОЗМЕЗДИЕ – ЗАСУХА. Низкий урожай собрали уже в 1920 году. Этот «первый звонок»

советское правительство, окутанное сатанизмом, не услышало. У крестьян, как и

прежде, продолжали отбирать хлеб. Огромные земельные участки перестали

обрабатываться из-за отсутствия у крестьян семян.


    В 1921 году засуха охватила всё Поволжье от Астрахани до Вятки,

Причерноморье, Северный Кавказ, юг Украины, Северный Казахстан, некоторые районы

 Туркестана. Она выжгла озимые и яровые посевы, луга, огороды; горели леса,

земля раскалилась от жары. То, что удалось спасти от засухи, погубила саранча.

Погибли все хлебные злаки, кормовые культуры, бахчи, покосы. Одна за другой

приходят на имя советского правительства телеграммы: «Ужас царит в нашем уезде.

 Голод схватил за горло. Голодающие, съев всех кошек и собак, стали есть умерших

 людей». Прошли десятилетия, но не забыты страдания ушедших тех далёких дней:

ещё живы те, кто пережил это лихолетье.


      Норвежский полярный исследователь Нансен обратился к правительствам

европейских стран: « Во имя человечности, во имя всего святого и благородного

 взываю к вам. Ведь у вас дома жёны и дети, так подумайте, каково видеть воочию

гибель миллионов женщин и детей.… Никогда не забыть мне смертельную тоску в

глазах русских детей. Спасите Россию!»


        Голод и эпидемии свирепствовали до самого 1923 года. За это время

погибло около 5 миллионов человек – такова цена дьявольского эксперимента

советских вождей под названием « военный коммунизм».


        Голод не обошёл стороной семью Владимира Безродного: почти всё ценное,

что досталось ему по наследству; и почти всё ценное, что получила Евфросиния от

воспитывающей её тёти, было продано за бесценок.


       Усиливающийся голод, разруха, крестьянские восстания, мятежи в армии,

бегство рабочих с производства вынудили советское правительство временно

отказаться от военного коммунизма. В марте 1921 года была отменена основная

причина бедствий – продразвёрстка. Её заменили умеренным и постоянным

 продналогом, перешли к политике «кнута и пряника». Крестьянам разрешалось

арендовать землю друг у друга и даже иметь наёмных рабочих. Эти меры

восстановили заинтересованность крестьян в своём труде. В городах частным лицам

позволено было покупать и арендовать даже небольшие предприятия.


      Один из своих национализированных домов Владимир выкупил, а другой – взял

в аренду, превратив в доходное предприятие, где были организованны мастерские по

 пошиву и ремонту одежды, обуви; ремонту домашней утвари и др. В мастерских

трудилось двенадцать наёмных рабочих. Жизнь в семье Владимира, казалось, снова

 стала налаживаться.


      Изменения в стране были быстрыми и впечатляющими. У людей появился интерес

 к работе – и экономика стала быстро восстанавливаться: налаживалось

производство, открылись мастерские, магазинчики, кафе, рестораны, кинотеатры.

Процветал крестьянский рынок. Жизнь бурлила и преображалась. К 1927 году

сельское и промышленное производство превзошло уровень довоенного 1913 года.

Материальные условия жизни улучшились и в городе, и в деревне. О голоде стали

забывать. В стране год от года крепли самостоятельные крестьянские хозяйства.


       В городах набирало силу частное предпринимательство. Всё более

чувствовалась самостоятельность руководителей государственных предприятий. Рано

 или поздно советскому правительству пришлось бы потесниться и поделиться

властью. Допустить этого Сталин и его сторонники не могли.


       Дальнейшее развитие по пути нэпа ставило под вопрос абсолютную власть

партии. По словам Сталина, необходимо «отбросить нэп к чёрту». По планам вождя,

 личные крестьянские хозяйства должны исчезнуть. Зимой 1927 года началось

насильственное изъятие хлеба у крестьян. Одновременно в городах были проведены

массовые аресты частных собственников. Всё это обозначало конец новой

экономической политике, по сути, начался возврат к политике военного коммунизма,

но в более изощрённой, дьявольской форме.


      То, что в это время происходило в семье Владимира, трудно оценить

однозначно. Пришла после недолгих любовных увлечений к Захару настоящая любовь.

 Узнав об этом, мать часто беседовала с сыном о том, как надо строить отношения

 с девочкой, что можно допускать, что нельзя до свадьбы. Просила его не

торопиться в этом самом важном деле в жизни каждого человека. Все разговоры

оказались напрасными. Встречи Захара с Дашуткой, так звали девочку, закончились

тем, что она должна была родить ребёнка. Узнав о беременности дочери, удручённые

родители отказались выдать дочь за Захара.


     Захар ходил как помешанный, но вместо покаяния в сердце, как снежный ком,

 разрасталась злость и желание мстить. Однажды, подойдя к дому Дарьи, он с

ужасом увидел пустующий дом: семья уехала из города. Спустя много лет, Захар

узнает, что Даша родила двойню, но при родах умерла. И как бы возмездием за

содеянное, Захар заболел тифом. В послереволюционной России от сыпного тифа

умерло около трёх миллионов человек.



      Доходные дома у Владимира были отобраны, семье пришлось уехать к тёте

Евфросинии на хутор Чёрный Ташлык Ольшанского района. У тёти отобрали добротный

дом, землю; хорошо еще, что не выслали в «далёкие края» –  может потому,  что

 старая была.

 
      Захар выздоровел, правда, навсегда лишился буйной шевелюры. Следом за

родителями перебираться в деревню отказался – уехал на Донбасс работать в

шахте. Жизнь складывалась трудно...  Он не раз вспоминал глаза Дашутки, растирая

 угольную пыль с текущими по лицу слезами и потом...


       В 1928 году Захар познакомился с Матроной и стал частенько захаживать к

ней.  Там же увидел её младшую сестру Ольгу, беленькую, маленькую

семнадцатилетнюю девочку, внучку Зиновии, очень похожую на Дашутку. Захар не был

 религиозным человеком, но верил в реинкарнацию: был уверен,что так называемая

 Ольга и есть Дашутка. С первой случайной встречи Захар стал следить за

ней,узнал,что она работает в закрытой столовой. Он видел, как вечером Ольгу

встречал молодой человек, узнал,что зовут его Анатолий. Однажды Ольга вечером

вышла из столовой, но её Анатолий не встретил,она медленно шла одна по полю.От

Матроны Захар узнал,что Анатолий неожиданно уехал,что Оля плачет и её не может

 успокоить сестра Василисса,с которой живёт Оля. Захар был уверен, что Анатолий

 бросил Ольгу, узнав, что она ждёт ребёнка.Эту мысль он высказал Матроне с

просьбой передать Василиссе. И ещё попросил сказать,что он готов жениться на Оле

 и её ребёнка признать своим.