Завершение:
Вот как отозвался на это печальное событие другой великий российский поэт, современник Пушкина – Михаил Лермонтов, который словно предчувствовал и собственную последнюю дуэль:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Интересно, что прелюдию к этой давным-давно произошедшей, но до сих пор памятной для всей России трагедии, по-своему переосмыслила известный московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер. Уже в наше время она создала потрет величайшего поэта России и его юной жены, который получил название «Счастливый Пушкин» .
Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, перед нами здесь раскрывается огромный внутренний мир героев. Мягкая, не напряженная, тонкая в кисти смуглая рука поэта нежно обнимает талию молодой супруги. Его лицо полно светлых мыслей, а взгляд выразительных темно-серых глаз поэта словно направлен в какие-то дали безграничного внутреннего мира.
Однако красавица Натали на этом портере не кажется нам такой же счастливой, как сам Пушкин. И хотя она охотно принимает ласку любящего ее всем сердцем супруга, мечтающего о рождении очередного ребенка, ее поза и, особенно взгляд, кажутся не предвзятому зрителю достаточно холодными и даже несколько отстраненными от текущего момента.
Но, таковы уж особенности изобразительного искусства и таково мастерство кисти Аиды, что, хотя нам больше нечего сказать об этом портрете, в нем самом как бы заключено и предсказано практически все то, что должно неизбежно случиться … и что действительно произошло...
Рисунок - коллаж автора, в центре - двойной портрет Пушкина и Натали ("Счастливый Пушкин", холст, масло, 50х70 см), размещенный здесь с разрешения его автора - московского художника Аиды Лисенковой-Ханемайер.