Страсть

Михаил Близнецов
Илья Романович Пригожин.
В приобретении знания играет роль страсть или иррациональные элементы.Наука-выражение культуры.Её границы трудно определимы.Существует нераздельность реальности природы и человеческого существования.Как можно не смотреть на них одновременно глазами разума и глазами страсти? Почему Эйнштейн любой ценой стремился исключить время,выступающее как необратимость,из фундаментальных уравнений физики? Этот вопрос подводит нас к личности Эёнштейна,которая,как а полагаю,лучше,чем любой другой пример,иллюстрирует различие между разумом и страстью.Наука представляется своего рода способом убежать от реальности.Эйнштейн со всей определённостью поведал нам,что наука была для него способом уйти от повседневной жизни и наслаждаться созерцанием сокровищ разума за работой в познании природы.Что остаётся от нашего отношения к миру,если этот мир сводится к некоторой геометрической истине? В этом-наиболее полное выражение парадокса времени,с которым в конце концов столкнулся Эйнштейн.Парадокс времени был решён с помощью теоремы Пуанкаре,открывшей динамическую неустойчивость.Необходимо превратить хаос в новое орудие исследования.В этом суть "диалога с природой".

Лев Николаевич Гумилёв.
Великий учёный 20-го века В.И.Вернадский,читая в 1908 году заметку во французской газете о перелёте саранчи из Африки в Аравию,обратил внимание на то,что масса скопища насекомых была больше,чем запасы всех месторождений меди,цинка и олова на всей Земле.Он был гений и потому задумался о том,какова энергия,которая подняла этих насекомых и бросила их из цветущих долин Эфиопии в Аравийскую пустыню,на верную смерть.Во всех живых организмах находится биохимическая энергия живого вещества биосферы.Большей частью биохимическая энергия живого вещества находится в неустойчивом равновесии,но иногда наблюдаются её флуктуации-резкие подъёмы и спады.Чем сложнее организм,тем больше факторов определяют многообразие проявления в видимой истории.О людях мы знаем больше,чем о насекомых.В истории людей можно наблюдать кульминации вспышек,а также падений,когда импульс затухает и движение переходит в неустойчивое равновесие.Все этносы прошли фазы подъёма,перегрева,надлома и инерции,только каждый этнос по своему.Те же этносы,которые европейцы считают "примитивными" и "отсталыми",некогда имели своих героев и гениев.От былых живых культур у них сохранились обрывки преданий и трудовые навыки; это "старички",а не "дети".Время показывает неравномерность распределения энергии живого вещества на Земле.Ведь если бы этой неравномерности не было,то люди бы довольствовались простым насыщением и размножением.Но не все люди шкурники! Некоторые обретают стремление с обратным знаком,стемление к "идеалу".Они стремятся либо к победе над врагом,либо к открытию новых стран,либо к почестям от своих граждан,либо к накоплению...безразлично чего: денег,знаний,воспоминаний,либо к власти,обладание коей всегда влечёт за собой беспокойство и огорчения.Эти люди могут быть добрыми и злыми,умными и глупыми,нежными или грубыми.Это не важно.Главное,что они готовы жертвовать собой и другими людьми ради своих целей,которые часто бывают иллюзорны.Это качество,по сути,-антиинстинкт; я назвал его новым термином-пассинарность (от латинского passio-страсть).

Литература
1.Пригожин И.Р. Наука,разум,страсть."Знание-сила",1997,№9.
2.Гумилёв Л.Н. Биография научной теории или автонекролог."Знамя",1988,№4.