Ленинградские зарисовки. Петербургские зарисовки10

Галина Кириллова
   Вначале история, а потом мои собственные впечатления.

Итак: Летний сад - самый старый сад Санкт-Петербурга.
   Как вы помните, земля эта была облюбована Петром Первым, который незадолго до этого побывал в Голландии, проникся историей небольшого государства, которое вдруг стало мощной морской державой и решил, что и Россия достойна более интересной судьбы, чем просто большая территория с небольшим количеством «дикого» народа и торговлей мёдом, воском, пушниной и льном.
   Нам всем в школе говорили, что земли эти были неосвоенными, сплошными болотами и непроходимыми лесами, но сейчас выяснилось, что на самом деле здесь были поселения, вначале  новгородские, а потом, когда сюда пришли шведы, то, естественно, шведскими.  Территория стала облагораживаться и появились красивые и аккуратные домики и палисадники.
   Так что Петр пришел уже на готовенькое.
Он, как вы помните, выиграл Северную войну со Швецией, победил Карла ХII-го и решил построить на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Вначале понаставил там пушек для возможной войны на воде, но когда понял, что жизнь будет спокойной, то стал встречать пушечными выстрелами торговые корабли  из Германии и других балтийских стран не на поражение, а… салютом! И угощал капитанов кораблей чаркой русской водки и настоящими русскими щами. И уговаривал их привозить товары в новый город Санкт-Питербурх и обещал освобождение от пошлин.
   С этого времени наш город стал развиваться и богатеть. А когда появляются денежки, то хочется и жизнь свою украсить. Так появился небольшой домик в уютном лесном уголке напротив Заячьего острова. И для этой  новой летней резиденции удачно подошёл регулярный голландский сад шведского офицера, который покинул свою милую дачку и отбыл на Родину.     Для придания заброшенному саду приличного вида были приглашены известные в Европе, как их теперь называют ландшафтные дизайнеры, которые  и сделали его по-настоящему европейским, то есть с дорожками, с маленькими беседками, украшениями из кустов сирени и жасмина, специально привезенными из разных мест.
     Пётр I не мыслил своего сада без фонтанов. В 1705 году царь приказал архитектору Угрюмову приготовить сваи и колёса для механизма, который бы проводил к ним воду из Безымянного Ерика (Фонтанки). Фонтаны в Летнем саде начали появляться в следующем году и стали первыми в России. Они создавались в разное время по проектам русских и зарубежных мастеров. Их отделывали мрамором, пудостским камнем, тосненской плитой, гранитным ракушечником и туфом. 
     Первые скульптуры появились в Летнем саде в 1707 году. Они были перенесены сюда из замка Станислава Лещинского под Львовом.
Пикантная подробность: когда поставили на одну из аллей статую Венеры (первую обнаженную скульптуру в России), то специально приставили к ней солдата, чтобы охранять «голую бабу», и чтобы народ не свалил Венеру с пьедестала в порыве негодования.
   Кроме скульптур в Летнем саду был и маленький птичник и даже  зверинец с цаплями, журавлями, куропатками и другими интересными птицами, неподалёку была выстроена оранжерея, в которой росли несколько апельсиновых, лимонных, лавровых деревьев, гвоздичных кустов и  экзотических цветов, как это было принято при дворах европейских королей.
       Со второй половины XVIII века Летний сад стал приобретать пейзажные черты. Менялась мода, согласно которой деревья перестали обрезать, закрывались оранжереи, исчезали фонтаны. В июле Екатерина II писала Вольтеру:
"Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озёр, архипелаги на суше, и я глубоко презираю прямые линии. Я ненавижу фонтаны, которые мучают воду, чтобы заставить её течь наперекор её природе"
          10 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб.  Оказалась разрушена фонтанная система, были повреждены многие скульптуры, сломаны деревья. В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать.     Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт и Грот. Овальный пруд и поперечный канал были засыпаны. Грот стали использовать как склад для разбитых скульптур и садового инвентаря. Акведук через Фонтанку разобрали в 1781 году, спустя два года за ветхостью были сломаны и галереи. Ещё через три года исчезли Золотые палаты и все оставшиеся фонтаны. Деревья и кустарники больше не подстригали. Они всё больше разрастались, делая Летний сад больше похожим теперь уже на пейзажный парк.
   Николаем I Летний сад был открыт для гуляния только "всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад ... вообще запретить". Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.
          После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, чтобы здесь могла гулять  любая публика. Однако средств на это не нашлось. И Летний сад почти  пришел в упадок.
      Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном - склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.
            После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.
         В 1970-х годах вандалами в Летнем саду было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. Эти ужасы обсуждались на каждом углу и в каждой ленинградской газете и, в конце концов, решили запустить туда милицию, а ворота на ночь закрывать. Понемногу вандализм утих, и скульптуры после ремонта стояли теперь с носами и пальцами. И это всех нас радовало.
        С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. К настоящему времени в Летнем саду сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал. Летний сад теперь находится в ведении Русского музея.
В 2008 г. Правительство Российской Федерации из федерального бюджета выделило 2,3 млрд рублей на проведение комплексной реконструкции и капитальному ремонту Летнего сада.
 Из 1817 деревьев у 1550 было сделано «кронирование». В общей сложности было вырублено 129 деревьев. Из них — 97 сухих и больных деревьев и 32 из-за планировочных работ. Высажено 105 новых деревьев разных пород, 12000 мелколистных лип, более 5000 кустарников. Работы были завершены в декабре 2011 года.
………
Ленинградский Летний сад.
             Летний сад моей молодости – это огромные дубы и липы, узкие дорожки, всегда усыпанные то желудями, то желтыми осенними листьями, то тополиным пухом, круглая открытая эстрада из деревянных досок, покрашенных в темно-зеленый цвет, много скамеек, мало фонарей и в пору белых ночей – сумрачный лес, потому что деревья стояли так близко друг к другу, что сквозь них не было видно ни Марсова поля, ни Фонтанки, ни Невы. В этом лесном сумраке так замечательно было обниматься  и слушать нежный шепот влюбленного сокурсника.
       Тридцать лет назад «секса в СССР не было», поэтому  объятия и поцелуи были вполне целомудренными. Во всяком случае до неожиданных детей не доходило.
По субботам и воскресеньям на деревянную эстраду поднимались морские офицеры в белых перчатках с блестящими трубами и валторнами и играли  необыкновенно прекрасные старинные вальсы и фокстроты.
Можно было танцевать с незнакомыми ребятами, смотреть на смелые наряды «продвинутых, модных» дамочек в кожаных туфельках на высоких каблуках и  кружевных перчатках и ругать про себя неуклюжесть кавалеров, которые так и норовили наступить тебе на ноги и  превратить твои скромные беленькие босоножки в темные тапки с ремешками без  каблуков.
  Я приходила в Летний сад так же, как Александр Пушкин – просто погулять, просто насладиться настоящей неприглаженной природой, просто почувствовать себя «своей» в этом прекрасном лесном уголке,  подумать на скамеечке о  неприятностях с экзаменами в университете, вспомнить о сладких поцелуях на лавочке в глубине сада, посмотреть вверх и, не увидев неба из-за плотной листы, подивиться – куда еще могут расти эти огромные деревья? И кого они помнят: Петра, Елизавету, Екатерину, Павла (ведь его замок буквально в пяти шагах, стоит только перейти по мостику через речку), и других царских особ и не только их?
        Мне еще нравилось особенно, что народу в саду было мало и всегда можно было затеряться в его аллеях. И еще – Карпиев пруд не был огорожен, на пруду кроме двух традиционных белых  лебедей ( с их домиком посреди озерца) было еще много уток. Можно было спуститься к воде и кормить их буквально с руки. Они знали, что их обожают и накормят и почти не боялись людей. Особенно их любили дети и, когда утки выходили на пологий берег и поднимались вверх к песчаной аллее, дети буквально визжали от восторга. И пытались гладить их по спинке, а те лениво уворачивались, но не убегали. Весело щебетали птицы и не только воробьи и синички. И никто никого не боялся,  было спокойно и весело. На каждом шагу тетеньки в белых передниках продавали мороженое «эскимо на палочке», газировку из стеклянных колб и томатный сок с солью из стаканчика. Про пирожки с повидлом уж и не говорю. Их держали в специальных «мармитных» ёмкостях, и они всегда были горячими.
   Туалет, правда, был деревянным домиком,  обычным для СССР, но зато бесплатным! Впрочем, на такие «тонкости» никто и  внимания не обращал .   
         Главное, что этот сад был очень уютным, домашним, спокойным и в то же время  прекрасным со своими скульптурами, памятником  Крылову с цаплями, волком, обезьяной и ослом,  с  великолепными Чайным и Кофейным домиками, с воздушной Ротондой, с великолепной оградой  со стороны Невы. И я его обожала.

   А теперь Петербургский Летний сад.

   В начале мая  2012 году по радио и телевизору объявили, что после многолетней  реконструкции торжественно открывается наш любимый Летний сад и всех ожидают необыкновенные сюрпризы.
   Я решила поехать пораньше, чтобы не толкаться в толпе. Но таких умненьких и разумненьких было много. И в результате все мы ходили друг за другом именно, как в переполненном автобусе, натыкаясь на острые локти сухоньких старушек и полные нижние филейные части  дамочек бальзаковского возраста.
Все были принаряжены и «одухотворены» заморскими парфюмами так, что голова кружилась от отсутствия свежего воздуха. Было много и молодых, и старых, и мамочек с колясками и иностранцев.
Что поразило сразу? Широкие аллеи, кусты, запрятанные в деревянные штакетники, цветы только на клумбах, отсутствие уток, и много ограждений. Зато появились новенькие белоснежные скульптуры, длинные гроты, обвитые плющом, красивый домик посреди крошечного пруда (ближе к Неве), и… великолепные фонтаны. Великолепные!
Я сама обожаю воду, а фонтаны – просто моя слабость. Я могу часами смотреть, как поднимаются и падают, дробясь на маленькие водопады, струи прозрачной воды, как красиво сверкает мрамор, как переливаются шахматные  плитки на дне фонтана, как плещутся дети и бесконечно фотографируются туристы. Всё это  так живописно и весело, что настроение стразу же становится радостным.
  Но!!!! Сад стал императорским, помпезным, заносчивым и гордым. Ушла красота неприглаженной природы, лес подстригли и облагородили. Милая сердечная простота сменилась парадной роскошью. Те, кто никогда не видел прежнего Летнего сада, поражается его музейным тяжелым богатством. Теперь нигде уже не спрятаться, не посмотреть вверх, чтобы подивиться закрытостью неба – деревья проредили, небо видно просто замечательно и это, наверное, даже и хорошо.
            Но мне грустно. Мне жаль прежнего сада, потому что он стал похож на старую актрису, которой подтянули кожу, одели в прекрасные парижские наряды, поднакрасили и она стала молодой, роскошной, готовой еще лет сто поражать и восхищать. Но мы-то знаем,  сколько на самом деле ей лет.
           Сравнение, может быть, не корректно, но я не знаю, что сказать о своих чувствах. Они противоречивы, ведь молодость прошла, а с ней и те прежние трогательные впечатления, пришла «взрослость», а с ней и новые чувства и мудрость. И даже красота. Красота внутренняя, которая иногда дороже внешней. Но …. всё же по одёжке встречают, а одёжка у нынешнего Летнего, конечно, европейская. И мне от этого грустно, всё-таки русскость мне ближе….