Дни города в Севастополе

Кузьмин Алексей
После мероприятий три дня провел на улицах и в музеях Севастополя.
Дважды пересекся с кортежем правительства Москвы, помахал Собянину, но это так...
Народу было - море. Множество людей приехало из Москвы, и гражданских, и военных. У нас на симпозиуме был представитель правительства Москвы, были люди из Госдумы, ученые.
Я как-то даже не запомнил, как добрался из парка Победы к центру города, потом вышел на набережную Корнилова - и меня пробило. Зеленая вода, белый город. Абсолютный классицизм. Неземная красота. Город из будущего. Больше всего напоминает города Грина и город эльфов Толкиена - Нуменор. Я стоял и плакал. До этого я был здесь в 1991 году, когда все флаги вдруг стали сине-желтыми, и вместо рублей стали купоны. Тогда у меня на душе было очень тоскливо, но я это связывал с тем, что город весь полит русской кровью, и что он весь - сплошной памятник, и тут каждый день - как 9 мая.
А в июне 2014 я плакал от счастья. Город преобразился. Энергетика совершенно другая. Люди вышли на площадь Нахимова встречать парад оркестров "Война и мир". Детей сажали на плечи, кричали "ура", я посадил 12-летнего сына на плечи, он с меня фотографировал, как со слона. Вообще, ощущение было невероятное, постараюсь описать - скорее всего "экстаз толпы". В отличии от гитлеровской Германии, или СССР - без персонификации на вождей. Некоторые женщины кричали - "наши мужчины - герои!", но в целом, было нечто из книжек Носова про Незнайку в Солнечном Городе, когда был заключительный праздник с рукавичками.
Продаются футболки с Путиным, и "Няш-няш". В Севастополе на праздники было некоторое усиление милиции, казаки в шапках, охрана кортежей, но так милиции практически незаметно. Парадоксальное ощущение - город воинской славы, кругом моряки, корабли, но ощущение мира, упавшего с небес. Дарованного Господом мира. Или заслуженного людьми? Я не знаю...

Теперь о проблемах. Цены понемногу растут, но до московских пока далеко. Литр молока - 35 рублей, фермерская курица - 150 рублей за кг. Говорил на фирме "Стеклопласт" - сейчас получают материал с завода в Днепропетровске, в России аналогичная продукция в 1,5 раза дороже - исключительно за счет налогов. Украинское налогообложение лучше для мелкого и среднего бизнеса. До Нового Года пока сохраняются украинские правила, но в дальнейшем придут (возможно) наши налоговые стандарты, экономика ухудшится. Слышал я разговоры, что наоборот, Крым станет площадкой к преобразованиям в России, особой экономической зоной, но пока не слишком верится.
Люди все мгновенно адаптировались к рублям, мгновенно адаптировались к тому, что они теперь - Россияне. Один раз слышал украинскую речь - тетенька говорила по мобильному, что-то о том, что надо забирать родственников из Донецка. Вообще, частая тема разговоров - приезд родственников из Донецкой и Луганской областей.
Погода стоит дождливая, в горах постоянно дожди, у моря пасмурно, или переменная облачность. Но это и хорошо, учитывая, что вода теперь только из местных источников. Бог помогает.