Ч. 28 Командир лодку не покинул

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/06/23/1941

Топить беспощадно

Часть 28. Командир лодку не покинул

Серьёзной угрозой для подводных лодок был таран. Погружение происходило медленно, и подводная лодка не успевала погрузиться на такую глубину, чтобы её не зацепил киль атакующего корабля. 9-го мая 1914 года сквозь дымку тумана с лёгкого крейсера «Бирмингем» заметили подводную лодку.

Позднее узнали, что это была подводная лодка U-15, у которой вышел из строя дизель, и команда поспешно старалась ввести его в строй. Немецкие моряки не успели. Крейсер разрезал подводную лодку пополам, и она со всем экипажем отправилась навсегда на дно.

23-го ноября 1918 года капитан-лейтенант фон Хеннинг на подводной лодке U-18, которой он командовал, прошёл в военно-морскую базу Скапа-Флоу. Но кораблей в базе не оказалось, и он повернул к выходу. Но служба у англичан неслась добросовестно, и с патрульного катера заметили перископ, подняли тревогу.

Вскоре с эсминца «Гарри», тоже увидели перископ и таранили подводную лодку. Эсминец смял перископ, на лодке вышла из строя аппаратура управления глубиной. Когда её рубка появилась над водой, U-18 таранил траулер «Дороти Грей». Командир подводной лодки дал команду на погружение, но в этот момент её вновь таранил эсминец «Гарри».

Фон Хенниг увидел по глубиномеру, что лодка стремительно погружается, и успел дать команду на продувку балластных цистерн. Лодку выбросило на поверхность, и Хенниг сам поднял белый флаг. Опасаясь, что в любую минуту U-18 снова отправится на дно, он приказал команде выйти на верхнюю палубу и надеть спасательные жилеты.

 Капитан-лейтенант оказался прав. Патрульные катера доставали немецких подводников из воды, лодка ушла на дно.

14 февраля 1915 года в рекомендациях Адмиралтейства командирам коммерческих судов давался совет при появлении подводных лодок полным ходом следовать на мелководье, а при возможности, таранить подводные лодки. Это были прекрасные рекомендации, только никто не знал, как им можно следовать на практике.

Тем не менее, 28-го февраля 1915 года капитан угольного транспорта «Тордис» Джон Белл сумел уклониться от торпеды и таранил подводную лодку U-6. Транспорт смял оба перископа, но этим повреждения лодки и ограничились. Однако командир U-6 обер-лейтенант Рейнольд Лепсиус был вынужден вернуться на базу, не завершив патрулирования.

Но одна такая попытка таранить подводную лодку обернулась весьма печально для капитана. 28 марта 1915 года железнодорожный паром «Брюссель» совершал обычный рейс между Голландией и Англией. Командир появившейся германской подводной лодки  U-33 капитан-лейтенант Ганссер приказал парому застопорить машины.

В ответ капитан парома Фриат попытался таранить подводную лодку, но Ганссер сумел вывести свою лодку из-под удара. «Брюссель» промахнулся и на большой скорости ушёл от преследования.

Спустя пятнадцать месяцев германские эсминцы захватили «Брюссель» в районе Зеебрюгге. Капитан Фриат попал в плен. Там ему быстро вспомнили атаку подводной лодки и обвинили в том, что он напал на военный корабль, не находясь на военной службе, можно сказать, партизан. Военно-полевой суд в Брюгге его судил, а приговор суда мог быть только одним – расстрел. В тот же день несчастного капитана расстреляли.

В начале войны большинство подводных лодок не имело артиллерийского вооружения. Поэтому английское Адмиралтейство ускоренными темпами стало вооружать рыболовные суда артиллерией.

5-го июня 1914 года состоялась первая встреча подводной лодки и вооружённого артиллерией траулера. Подводная лодка U-14 с керосиновым двигателем Кёртинга прошла доработку, во время которой на ней установили 37-мм артустановку и новую систему быстрого погружения. Обер-лейтенант Хамерле был молодым командиром, поэтому обеспечивающим, с ним пошёл зам командующего полуфлотилии капитан-лейтенант Мюльхау.

В тот июньский день лодка обнаружила вблизи шотландского берега одинокий траулер. Выстрелом из артустановки ему приказали застопорить машины. Каково же было неприятное удивление подводников, когда они получили ответ от траулера из артустановки, куда большего калибра.

Хаммерле отдал приказ на срочное погружение. И надо же такому случиться, что произошёл отказ новой системы. Корма подводной лодки погрузилась, а нос торчал из воды. Тем временем пошли ещё четыре вооружённых траулера, и все принялись обстреливать торчащую часть подводной лодки. Но это ей не причинило существенного вреда.

Тогда по команде Хаммерле вновь продули цистерны, всплыли. Командир поставил лодку на ровный киль, и вновь стал пытаться произвести погружение. В это время матрос у перископа закричал, что их собирается таранить траулер. Командир подводной лодки сумел произвести срочное погружение, но и командир траулера «Хок» лейтенант Фергюсен был не промах. Он успел зацепить лодку между рубкой и носом.

U-14 стала тонуть. На глубине семьдесят пять метров обер-лейтенант Хаммерле приказал продуть цистерны. Подводная лодка всплыла и сразу попала под артобстрел. Один из снарядов вывел из строя всю систему управления подводной лодки. Капитан-лейтенант Мюльхау приказал личному составу покинуть лодку.

Это сделали все, кроме обер-лейтенанта Макса Хаммерле. Он погиб вместе со своим кораблём.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/07/22/782


На фотографии: подводная лодка U-14