К черту этикет!

Наталья Петрова 4
Ох, и тоскливо сидеть перед  дверью врача, зная, что в кабинет ты зайдешь не раньше, чем через час!  Пожалела, что не захватила с собой книгу. Посмотрела по сторонам и  стало  еще скучнее - у всех   унылые и равнодушные лица. У одной молодой пары лиц вообще не было видно - они по уши погрузились в виртуальный мир своих смартфонов.

-  Что, не за  кого глазом зацепиться? - спросила, сидевшая рядом со мной,  женщина. Миловидная и моложавая,  со  смешливым и одновременно добрым взглядом, она с улыбкой ждала ответ.  Я немного растерялась от такого вопроса.  И удивившись, как точно ей удалось уловить  мое настроение,  утвердительно кивнула.
 
- Меня зовут Лариса - просто представилась моя соседка.  Я назвала себя.
- Как вы считаете, Наталья,  что мы вот так все сидим  тут, не замечая друг друга, не улыбнувшись, не подбодрив другого -  это нормально?

- Ну-у, как вам сказать...  люди не знакомы друг с другом,   - замялась я, подбирая ответ.
- А  вы скажите так, как ощущаете - предложила Лариса.
- Если честно - решилась я на откровенный ответ, -  то мне лично не комфортно находиться в обществе близко сидящих людей, которые не замечают друг друга.
 
- Мне тоже.  Ну, вот видите, вы не одна так чувствуете.  Конечно, люди издавна придумали правила этикета, ограничивающие возможность свободного общения. Мне кажется, это вышло  из гордыни, из желания человека одним только молчаливым видом показать другому  значимость его персоны.

- Да, скорее всего, - согласилась я. А потом это  выросло, как снежный ком в равнодушие. 
- Вы, извините, ради Бога, что я вмешиваюсь в ваш разговор - сказал сидящий от меня по правую руку, мужчина в спортивной кепке.
- Пожалуйста,  вмешивайтесь без стеснения! - поощрила его Лариса широкой улыбкой.

- По-моему, мы и живем так бестолково, потому что закрылись в своей скорлупке и боимся высунуться наружу. Вы видели когда-нибудь мешок с орехами? - спросил он уже нас двоих.
- Конечно! - почти одновременно вырвалось у нас с Ларисой.
- Так вот эти орехи,  связанные одним мешком  и вынужденные тереться друг о друга - это мы и есть. Разбить свои скорлупки не желаем  и убежать из мешка некуда.
 
- А кто сказал, что скорлупки нужно разбивать? - спросила молодая мама с  маленькой девочкой на руках, сидящая напротив нас.  Наступила пауза. Первой ответила Лариса.
- Я вижу у вас растет дочка. Вы хотите ей добра? - ласково спросила Лариса.
- Конечно! - сказала молодая женщина.

- Вы желаете, чтобы воспитательница в детсаду была хорошей, чтобы врач лечил правильно, а соседские дети не обижали вашу малышку? Можете не отвечать.  Все хотят добра своим детям. А чтобы ощутить доброе к себе отношение, невозможно только получать.  Если все будут получающими, то кто же будет дающим?  Это не я придумала, это закон природы.

- Я, я... согласна с этим. Просто я поняла это сравнение с орехами по-другому. 
- Ничего страшного в этом нет!  - Сказал мой сосед, по-отечески глядя на мамочку с ребенком -  очень хорошо, что вы  включились в нашу беседу.  Молодая женщина облегченно вздохнула.

    И тут произошел какой-то перелом, случилось что-то совсем неожиданное. Рядом сидящие люди развернулись лицом друг к другу  и стали разговаривать между собой. Некоторые были еще зажаты, но большинство раскрепостились и чувствовали себя уверенно. Было такое впечатление, что в пустой улей вернулась стайка пчел.  Создалось такое единое шумящее облачко.  И какая-то  теплота заполнила пространство.
 
   В наш тесный кружок - Лариса, сосед в кепке и я - отчетливо долетали слова и фразы, говорящие о том, что люди говорят о наболевшем и они  хотят, чтобы их услышали.   Мы почувствовали, что им это важно.   Вдруг  молодая пара подняла голову от своих экранов, чтобы проверить движение очереди. Было заметно,  что их очень удивил монотонный шум, исходящий  от общего разговора и заинтересованные лица  собеседников.

   В такой  приятно жужжащей обстановке мы  не заметили, как из кабинета вышел очередной человек.  Только тогда, когда врач открыла дверь и пригласила следующего пациента, мы поняли, что, общаясь друг с другом, напрочь забыли о привычке следить за очередью.