Святая Тамара

Братья Бирт
                Сюда пришли люди для регистрации права собственности. Каким-то образом оказалось так, что у них это право возникло. Все они были деловые и счастливо озабоченные. И таких было здесь в большом зале человек пятьдесят.
                Вот одна худенькая тётенька в сером пальто тоже заимела такое право и суетилась,  то и дело, пересекая зал в разных направлениях. Она прихрамывала на правую ногу, но костыль в это время держала в левой руке, потому как  в правой руке были те самые ценные бумаги, которые и давали ей право на собственность. Казалось, что она совсем забыла о своей хромоте и костыль ей совсем не нужен. Она просто порхала по залу.
                Я сидел на стуле в ожидании своего номера, который должен был высветиться на табло. Рядом сидела полная пожилая женщина.  Она вдруг повернулась ко мне и сказала:  «Я тут зашла в кафе. Мне предложили стакан чаю за девяносто рублей.  Что это за чай такой дорогой? Ещё официантка  спросила меня,  в какой зал принести: для курящих или некурящих?»
Я решил поддержать разговор и ответил: «Ну,  вы, конечно, отказались от такого дорогущего чая?»
- Конечно, что я сумасшедшая, что ли! Я здесь потому, что надо оформить два участка. Как они мне надоели! Продать их надо хотя бы тысяч за сорок.
- А это в черте города? – спросил я.
- Да в черте, но они …
- Может тогда и  дороже надо предложить?  За сорок тысяч маловато.
Женщина замолчала, но потом вдруг повернулась ко мне и сказала: «Диабет  у меня».
Я ответил ей: «Надо убавить свой вес».
- Как  убавить, если хочется кушать? Я в одиннадцать вечера ем, чтобы сила была.
- Знаете, желудок имеет свойство растягиваться. И поэтому при заполнении его он посылает сигнал в мозг об отказе от еды. Поэтому пейте простую воду, тогда желудок заполнится и не будет просить еды.
                Казалось бы, что наш разговор исчерпан и говорить больше  не о чём. Но через некоторое время женщина начала рассказывать  о своей жизни. "Нас было в семье четверо детей. Я была самой старшей из всех. Когда началась война, нашего папу призвали в армию. Помню, он взял меня на руки и сказал: «Томочка, кто теперь будет ходить с тобой в поликлинику?» Видимо чувствовал, что больше никогда не увидит своих детей. Через три месяца он погиб под Москвой. Приходил к нам человек, который был с ним в бою. Их выстроили в шеренгу,  и они шли, не прячась от  летящих снарядов, которые разрывались совсем рядом. Вскоре  один  такой попал моему отцу в грудь и разорвал его. Мать, получив похоронку, упала на пол и зарыдала в окружении своих маленьких детей.
                В амбаре у нас было совсем немного муки и маленький бычок, которому надо было ещё подрасти. Вот и весь провиант на всю семью без кормильца.
                Красная Армия отступала и вскоре во дворе у нас появились дезертиры.  Они забрали муку и закололи двадцатидневного бычка. Матери в это время дома не было. Она, узнав о грабеже, бросилась их догонять. Люди сказали ей, что они ушли  в соседнюю деревню. А это в двадцати километрах  от нас. И мама моя прибежала всё-таки в эту древнюю, но дезертиров там уже не было. Да и хорошо, что не догнала, а то ведь и неизвестно, чем бы всё это закончилось. После войны мама недолго прожила, а нас всех отдали в детский дом".
                Тут  пожилая женщина вздохнула и некоторое время молчала. Затем снова продолжила: "Потом я вышла замуж за Гришу. Такой парень был. На гармони хорошо играл, но вот любил выпить. Помню, траву надо косить. Погода стоит хорошая, а они с братом  валяются на траве пьяные.  Мать его, сестра моя и я убираем сено, а они дрыхают. Они проснулись только к вечеру. Мы уже уработались, а мать им ни слова ни сказала!
                И так всю жизнь мне испортил. Однажды положил на стол большой нож и сказал. Что утром убьёт меня, потому, как надоела. Лёг спать, а я со страху описалась. Утром он встал и лезет ко мне со своими ласками, а я молча так смотрю на него с негодованием.  А он хрясть меня по морде, чтобы получить своё".
                Тут Тамара замолчала. Видимо этот момент был для неё  по-особенному неприятным и тяжёлым. Тут я спросил её: «И долго Вы жили с ним?» Она тихо ответила: «Да так всю жизнь и прожила, пока он не умер. Вот сейчас хожу на могилку к нему, украшаю цветами».
- А есть ли желание у Вас это делать?
- Нет, но так ведь надо. Я его не уважаю. И хорошо, что его уже нет.
- Так не ходите. Оставьте его в покое. И только, если действительно захочется прийти, то придите. Если душа  ваша противится этому, то не заставляйте себя.
                Тамара умолкла. Видимо впервые задумалась, что может и не стоит действительно, ходить на могилу своего непутёвого мужа. И тут она начала говорить о своей дочке: «Дочь моя развелась со своим мужем. Он тоже пьяница. Вот сейчас они живут раздельно. Она с дочкой  в своей квартире, а её бывший муж живёт у меня. И никак не могу от него  отделаться. Жить то ему негде. Придёт домой и пиво своё  пьёт, всё напиться не может. Ну точно, как лошадь на водопое. Даже также причмокивает. И когда же он напьётся его, окаянный!" И тут мне подумалось вдруг, что этот мужик скоро уйдёт  с её глаз и я сказал: «А мужа дочки ещё немного надо потерпеть. Мне кажется, он должен скоро уйти от Вас, а куда – это уже неважно».
                И  вдруг мне захотелось спросить её о вере и я задал ей вопрос:"Вы веруете в Бога?" Она после некоторой заминки ответила:  "Я этих попов не очень-то уважаю. У нас одна старушка умирала и позвали попа, чтобы отпевать её по православному обычаю. Старушка была совсем уже сухонькая, давно уже ничего ни ела. А поп сидел в другой комнате. Открыли дверь, чтобы его позвать, а он сидит и ест так аппетитно приготовленную для него курочку...
                А вот ещё про одного попа. Деревни у нас были бедные, но каждый после поста  приносил попу,  приготовленную сдобную булочку. А потом рассказывали, что он этими булочками своих свиней кормил. Вот как я могу после этого верить,"- сделала вывод Тамара.
                "Знаете, - сказал я, - ведь Иисус Христос не построил ни одного храма и не назначил  верующим людям ни одного попа. Но мы же знаем, что Он  был, да и сейчас есть! Верьте в Него. Так не должно быть, чтобы два непорядочных человека в рясе, попавшиеся Вам на жизненном пути, заслонили от Вас веру в Христа. Забудьте о них и веруйте в Бога". И вдруг  я почувствовал, что Господь возлюбил эту женщину за её страдания в такой тяжёлой  жизни. И я сказал Тамаре: «Я думаю, Бог отпустит Вам все Ваши грехи. Мне кажется, Он возлюбил Вас. И наша встреча здесь совсем не случайна. Господь хочет, чтобы Вы веровали в Него".
                Вскоре я  закончил свои дела и направился на выход и в последний раз  глянул в сторону Тамары. То ли отражение от зеркал, то ли свечение от люстр, но мне показалось, что над ней светился нимб. Бывает же такое!
                Уже дописывая этот рассказ, я вспомнил, что Тамара хотела написать о своей жизни, но сказала:"Да теперь уж, наверное, не получится". А вот оказывается через меня Господь выполнил её мечту. Пусть коротко, но написал  всему миру о её такой трудной несчастливой  жизни.

Июнь 2014г.