Русичи. Часть 3

Майя Амайри
Глава XIX
Монголо-Татарское Иго
1275 год. град Владимир
- Ну что скажешь о нынешнем положении вещей, учёный друг мой? - вздохнув, спросил Ярослав Мудрый, сидя на возвышении в тронном зале во Владимире.
- А то и скажу, что одолела нас сила нечистая, будь она неладна! – ответил митрополит Кирилл – И сможет ли когда-нибудь русская земля гордо поднять голову и стряхнуть с себя гнёт нечистых?! Уж и не знаю …
- Сможет! Обязательно сможет!! Не для того мы столько ворогов прогнали!! Уж кто только не хотел завладеть нашей землёй – всех выбивали мы отсюда! И этих потесним – дай только срок!! – воскликнул князь, но тут же устыдился своего внезапного порыва и уже строже спросил – Что слышно Кирилл? Как в землях наших обстоят дела?
- Иго монгольское над нами довлеет, иначе и сказать нельзя! Сначала нас кровью нашей умывали, потом набегами нас измотали, а сейчас стали мы для них Урус-Улусом. Превратили они Русь в свою особую провинцию-кормушку и тянут теперь из нас жилы живьём!... Церкви и монастыри в развалинах лежат. Безвозвратно утеряны многие иконы, церковная утварь. Лучшие мастера-ремесленники убиты или уведены в плен, а потому многие ремёсла утрачены. Сожжено несметное количество рукописных книг, библиотеки, школы! Что с русской культурой станется, уж и подумать страшно! Веками накопленные богатства разорены.
- Не волнуйся, Кирилл, сдюжим! – ободрил митрополита князь. – Не смогут они уничтожить окончательно русскую культуру, как ни стараются! Слишком уж основательны наши духовные традиции!
- Полюдье обложили данью непомерной – продолжал священно-служитель - и шкуры и серебро им подавай, а также десятину поплужную,  с подвод, тамга, мыт, ямская повинность (на содержание ямов – станций с почтовыми лошадьми), пошлина с мостов,  с доходов, с поминок и Бог знает с чего ещё! Умудрились даже наши пруды и озёра на учёт поставить, за то, что ловим рыбу там и железные рудники, за то что добываем там руду! Всего более четырнадцати видов даней и повинностей. А кто заплатить не в силах – истязают страшно и детей у них забирают, дабы другим неповадно было! А кто бежать вздумает – отлавливают и предают смерти лютой на костре... Вот как сейчас обстоят у нас дела!...- горестно воскликнул Кирилл и погрузился в тяжёлые думы.
- Да … Новости невеселы!.. – задумчиво произнёс Ярослав – Но есть всё же и отрадное даже и в таком худом положении!
- Что же может быть здесь отрадного? – удивлённо вскинул седые брови Кирилл – Не было большей беды на Руси, нежели эта и, дай Бог,                уж никогда более не будет!!
- А то отрадно, что хоть в государственные дела наши они не лезут! Может, не додумали они про это, а скорей всего не нужно им  устройство наше менять. Из покон века было заведено на Руси, что во главе русской земли стоит великий князь, что власть от отца переходит к старшему сыну, что поклоняемся мы господу нашему, Иисусу Христу! И Веру, и Законы наши они, к счастью, не стремятся изменить! Так что выходит, что культуру мы свою, как бы то ни было, сбережём и донесём до наших потомков! А может ещё и обогатим её за счёт наших завоевателей! Видишь, Кирилл, даже и в самом плохом можно разглядеть что-то хорошее, нужно только поглубже вдуматься и подальше глянуть!!
- Плохо видеть я стал, отче, на старости лет – ответствовал митрополит – и хорошее в сем усмотреть никак не могу, как ни стараюсь! Молю Бога лишь о том, чтобы дал он сил и мудрости нашему народу всё это пережить и осилить! А там, глядишь, настанут и светлые времена!.. Вот только мы с вами уж не доживём до них… Но хоть потомки наши пусть поживут по-человечески! Всё же не звери мы и не скотина безголосая, чтобы всяк мог нам на загривок залезть и нашей же плёткой погонять! Срамота-то какая, Господи! Перед всем миром стыдно!!
- Ничего, настанет и наш черёд, погоди! А за мир не волнуйся!... Мало кто из наших соседей избежал их когтистых лап. Так что поймут они нас, как не понять! Вот только повезло нам меньше, чем им – ближе всех мы к ним находились… Приглядели они издревле наши поля зелёные, наши озёра голубые и захотели они самолично этим богатством владеть. Да и сподручней им нас обдирать, чем за тридевять земель ехать на восток али на запад. Хотя я слышал, что есть у монголов улусы, которые ведают и теми землями тоже. - Ярослав помолчал - Да… Богатый задел оставил своим потомкам Чингисхан!… Никому ещё не удавалось так нас опутать!...
- А всё потому, князь, что не было у нас единства на земле! Ведь братья родные ссорились и дрались на смерть – кому на престол сесть в Киеве! А нынче что стало с Киевом? Нет его и в помине! И уж больше нет желания у удельных князей биться за стольный град! А для врагов послабление Руси это куда как лучше вышло! Вот и смогли нас разбить одного за другим, как цыплят, что разбрелись по поляне!...
- Правда твоя, Кирилл! Что правда, то правда! Ведь и страна-то у нас большая – не в пример им была! Это теперь новое  государство учредили –«Золотая Орда»! Нашим золотом ведь золотая! И нашими людьми обогащается!.. Что для потомков-то сможем сохранить?! И не вымрут-то вовсе потомки, если самыми сильными и выносливыми из детей наших пополняются  ряды кочевников!
Так ещё долго сидели и горевали о судьбе детей русских старший князь на Руси Ярослав, и его приближённый советник, митрополит Кирилл.

Глава XX
Расцвет Золотой Орды
Начало ХIV века, город Сарай

- Ну что видно на горизонте? – спросил арабский купец своего соотечественника-путешественника, глядящего в подзорную трубку куда-то вдаль. Эти двое были случайными попутчиками и ехали бок о бок по широкой Астраханской степи уже вторую неделю, так что за это время успели достаточно сблизиться.
- Вижу ставку, множество людей вокруг и чуть позади… неужели город?! – удивленно воскликнул ибн Батута.
- Да, это их столица – Сарай… Чудное название!! На сарай-то уж и не похоже, скорей на город-сказку, какому и у нас в Персии подивились бы!.. Широкие улицы с многочисленными базарами и богатыми купцами – рай для торгового люда. Больше тридцати мечетей, так что и намаз сотворить есть где. По приезде встречают нас, как дорогих гостей – селят в особом месте и для товара место найдут. Законы там у них строгие, но справедливые, а потому воровства не терпят! – ответил бывалый купец.
- Да ведь монголы – степной народ! – изумился ибн Батута – Неужто, в город перебрались?!
- Уж давно… Еще дедом нынешнего хана Узбека – Батыем возведён! Из самого Хорезма мастеров выписывал, чтобы по-человечьи на земле осесть. А то ведь раньше все по степям кочевали – в палатках да юртах: и спали там и ели и детей растили. Даже умели на ходу кушанья готовить! Это мне их старожилы сказывали.
- А теперь что же, совсем не кочуют?
- Почему, кочуют! Степная кровь своё берёт! Летом по степям раскатывают, лошадей объезжают, а зимой-таки возвращаются. Холодно видать, вот и оседают в городах.
- А кроме Сарая есть и другие города? – поинтересовался попутчик.
- А как же! Много их тут развелось. Окромя Сарая есть еще и Сарайчик, а также Хаджитархан, Маджары, Бельджамен, Крым, Керчь, Биляр, Керменчук, Джакетау да и много других, всех и не упомнишь! Я уж, почитай, десять лет, как с ними торговлю веду! Так уж много где побывал.                Правду сказать – воины они хорошие, да и в коммерции толк знают. Если свою выгоду видят – нипочем тебя не отпустят! Да и я не в убытке. За это время даже изрядно потолстел, а это что-нибудь  да значит!..  – и купец, довольный своей шуткой беззаботно рассмеялся.
- А доводилось ли вам видеть самого хана Узбека или его приближенных? – спросил путешественник.
- А как же, доводилось… После пятничной молитвы хан садится в «золотой шатер». Это такие деревянные прутья, установленные конусом и обтянутые золотыми листами. Посредине его стоит деревянный престол, обложенный серебряными с позолотой листками. Ножки его вылиты из чистого серебра, а верх его усыпан драгоценными камнями.
- И вам посчастливилось бывать там? – воскликнул любознательный собеседник.
- Да уж пришлось и мне пойти на поклон к великому хану. Без этого моя торговля не сдвинулась бы ни на шаг. Таков порядок. В приемный день вхожу я в шатер, а там людей видимо-невидимо!! Все ханские приближенные, его жёны, а также такие, как я, приезжие по своей надобности люди. Хан сидит на возвышении, будто император, с одной из своих жён. Остальные сидят ниже посередине - чем важнее персона, тем ближе. Прочие же люди за ними на полу – мужчины с правой, а женщины с левой стороны.
- И что, говорит с людьми Узбек? – поинтересовался странник.
- Говорит, но только мало… Слова его тяжелы, словно булат, а потому роняет он их медленно, вроде неохотно. Он больше слушает. Его привилегия такая – слушать. А говорит только в конце, если хочет подытожить или уточнить что-то. А может и вовсе ничего не сказать, лишь рукой махнет – поди, мол.
- И каждый, кто приезжает в столицу, должен на поклон к хану идти?
- Не каждый. А те только, что приехали по какому-либо делу и нужно им заручиться его поддержкой или ярлык получить. Это в их же интересах. Вот и русские князья часто приезжают к нему. Но с ними он всегда отдельно разговаривает. Только самые приближенные к нему люди остаются.
- И как же можно получить милость хана Узбека?
- А так. Заранее пошлешь с его человеком записочку, так мол и так, хочу челом бить, милость просить. Если человек его вернется и позволит пройти к нему – считай полдела уже сделано. Дальше всё как всегда. Войдешь к нему, поклонишься, встав на одно колено, присягнешь ему в вечной верности и тут же изложишь суть своего дела к нему. Монголы нетерпеливы и долго ждать не любят. Если чаша весов склонится на твою сторону, Узбек будет благосклонен и даст свое добро на твою просьбу. Если же нет – считай, что тебе повезло, если остался жив.
- Но обычно хан не принимает сразу решений, а только подношения. А уж потом, посоветовавшись со своими нукерами или поразмыслив наедине с собой, извещает тебя о решении твоего вопроса – продолжал торговый человек – А однажды я был удостоен высочайшей чести, какой только можно ожидать от великого монгольского хана!.. Я получил из его собственных рук чашу с кумысом (кобыльим молоком), и хоть я не выношу даже запаха сего напитка, тем не менее, выпил его пред ним с большим удовольствием, дабы не нанести хану смертной обиды.

- А за что же он почтил вас такой честью? – вопросил его попутчик.
- В тот раз я возвращался из Ханаана, что расположен в Иорданской долине и ведёт оживлённую торговлю с Египтом. Я привез с собой богатые дары ему. Это было моё второе или третье посещение «Золотой Орды».     Я уже видел хана Узбека в первый мой приезда сюда, но, помня все ужасы, которым монголы подвергли страны Персидского Залива и, зная о том что они учинили на Руси, всё ещё очень опасался встречи с ними лицом к лицу. Но, про себя решил – «Чему быть – того не миновать, а дело делать надо!» и, помолясь усердно Аллаху, вхожу я к нему в шатёр.
- В то время хан Узбек как раз женился на молодой и пригожей собой женщине, четвертой по счету, и пребывал в отличном расположении духа, так как она сидела рядом с ним и ласково улыбалась ему. Ну у меня как будто гора с плеч упала. Набрался я духу и говорю: «Привез я вам, хан Узбек, дары скромные, но от чистого сердца!» и дважды хлопнул в ладоши. Тут входят мои слуги и вносят на золотых подносах камни драгоценные переливчатые, золотые украшения искусной работы восточных мастеров, мечи булатные с тисненой рукояткой, украшенной рубинами. В-общем, подношение получилось поистине царское!
- И что хан Узбек? – спросил Ибн Батута.
- Хан Узбек не поленился, самолично встал со своего трона, подошёл к моим дарам, обсмотрел всё очень внимательно, одобряюще поцокал языком, когда взял с подноса меч и провел пальцем по его острию. Затем выбрал золотое колье с изумрудами, повернулся к своей молодой жене и надел его на неё. Жене его дар пришелся и по вкусу и к лицу, а потому хан Узбек остался доволен. Он щелкнул пальцами слуге и тот, склонившись, вышел из юрты, а через минуту вернулся, держа в руках чашу с ещё теплым кумысом.
- А что же просьба ваша была так велика, что вы поднесли хану такие роскошные дары?
- Да. Ни много, ни мало, а я просил у него ярлык на пожизненную торговлю со всеми городами «Золотой Орды». И ярлык этот был мне благосклонно выдан в тот же вечер, даже без обычного долгого ожидания ханского ответа! Так я стал добровольным посредником в торговых и культурных связях между Ближним Востоком и Средней Азией…            Знаете, а я ведь в некотором роде пилигрим! Один из первых, кто рискнул выйти на тропу переговоров и договоров с монголами, внушающими такой поголовный ужас всем странам, имеющим опыт военных действий с этим народом! А я подумал, что если начать с ними такой мирный и обыденный процесс, как торговля, то желание воевать у них отпадет само собой!.. Ведь что такое война? Это – ЗАВОЕВАНИЕ!! А если мы будем иметь с ними торговые связи, в которых они, как вновь образованное государство, воистину заинтересованы, то и воевать им станет незачем! Так что, если хотите - это мой личный вклад в дело мира на земле!!

Ибн Батута был поражен глубиной этой мысли, услышанной им от, казалось бы, далекого от учёных истин человека, и в который раз поразился он многообразию человеческой природы! Надо сказать, что Ибн Батута был не простым странником. Он также имел свою миссию, хотя и не любил об этом говорить.  А был он – собиратель истории. И путешествовал он не из простого любопытства, а с тем, чтобы собрать сведения о великом и жестоком народе-завоевателе, что возник из небольшого родового племени,  о безграмотных степняках-язычниках, которым удалось покорить полмира! Ибн Батута понял, что должен описать этот феномен, дабы вплести новую страницу в великую книгу Истории, потому как знал – такой народ не может  не остаться в памяти людей. Хотя воспоминание о сем времени будет тяжелым и скорбным для многих тысяч оставшихся в живых и всё же нельзя вырвать эту страницу из истории, как бы страшна она ни была...

Глава XXI
Смерть Александра Невского
1263 год. Град Владимир

В центре своей обширной спальни, украшенной гобеленами и позолоченной резьбой, на широкой кровати под шёлковым балдахином, возлежал «солнце земли русской» - Александр Невский. Ему едва исполнилось сорок три года, но силы его были на исходе. Сказывались старые раны, полученные в многочисленных сражениях за Русь-матушку. Подле него стояли его брат Ярослав и пятнадцатилетний сын Даниил. Чуть поодаль стоял учёный дьяк из Владимирской церкви Пресвятой Богородицы с тем, чтобы внимать последним словам могучего рыцаря земли русской и тщательно записывать каждое слово его.
- Брат мой, Ярослав, доволен ли ты своим Тверским княжением? Не обижают ли тебя и что нового учинил ты в своём княжестве? – негромко, но всё же твёрдо спросил Александр.
- Да, брат мой старейший, доволен. Платим Орде выход исправно, потому не трогают нас. Все излишки, что остаются от уплаты дани – пускаю в строительство. Да не деревянное, а каменное! Хватит уж Руси быть деревянной, пора одевать одёжи понадёжней! Если весь город отстроить в камне – то и не страшен нам никакой враг – ни монгол, ни немец, ни какой другой. Вот ведь все бы города так укрепить – и не было бы сильнее государства, чем мы!!
- Верно говоришь, брат! – выдохнул Александр – Когда-нибудь обязательно так и будет, дай только срок! И Москва не сразу строилась, верно Данила? – спросил вдруг Александр сына.
- Верно, батюшка! – ответствовал Даниил Александрович.
- Неспроста я тебя спросил о Москве – пояснил отец – Отдать на княжение тебе хочу её… Ничего, что невелика территория. Да ведь и ты ещё невелик! Сам будешь расти и Москва с тобою вместе… Не столь важно, где ты сидишь – сколь важно, как ты правишь!... Помни это Даниил!   
Помощников тебе оставлю из доверенных людей, чтобы наставляли и направляли тебя спервоначалу. А как опыта у них наберёшься, самолично княжить будешь! Справишься с сей задачей?
- Благодарю отец за великую честь – поклонился Даниил.
- Ну, вот и хорошо! – сказал Александр – Ступайте с богом! Чтите заветы праотцов наших: зря кровь не проливайте! Берегите землю русскую и народ свой! Его интересы ставьте превыше своих! Тогда и сами станете для людей русских дороже жизни их. И пойдут они за вами на подвиги любые, если только будут верить в вас!! Помните об этом…

Так сказал великий человек и ушёл в страну предков. Умер он не на поле брани и не от руки вероломных предателей, а, как и положено праведному мужу, в своей постели в окружении близких его сердцу людей. Данила тихо заплакал. Ярослав положил ему руку на плечо.
- Не плачь, друг мой! – сказал дядя – Твой отец достойно исполнил возложенную на него миссию. Пусть спит спокойно. Теперь наш черёд продолжать его дело!
В городе зазвонили колокола, извещая народ о случившемся. На похороны приехал лично митрополит Кирилл и возвестил народу: «Дети мои! Знайте, что сегодня закатилось солнце земли русской!». 
Люди стояли, понуро опустив головы, и невесёлые думы занимали их. Их покинул человек, который был для всех примером мудрости и справедливости. Воины могли пойти за ним на край света, потому что безгранично верили ему. Верили его полководческому таланту и взору, устремлённому далеко вперёд.
Православная церковь канонизировала Александра Невского, причислив его к лику святых. В его честь были сложены героические песни, написаны иконы, а впоследствии и воздвигнуты памятники и лавры.
Не забыли благодарные потомки великого князя. Великого не только рождением своим, но и делами и помыслами своими. Помнят и чтут Александра Невского и по сей день.