Учитель в современном обществе

Зоя Орлова
Сегодня (27 июня 2014 года) прочитала на первой странице Яндекса интересную строчку в новостях:
«За насмешки над учителями введут уголовную ответственность».

Может, это чья-то ехидная шутка? Или на самом деле созрело новое понимание обстоятельств? В общем, решила я высказать собственные размышления по этому поводу.

За последнее время, будучи уже в пенсионном возрасте, выдержала немало странного отношения к желанию учителя помочь людям (неважно, детям или взрослым), чтобы улучшить грамотность или в литературных вопросах разобраться. При этом пробовала объяснить, что не обязательно платить: есть возможность, вознаградите, нет – буду рада искренней благодарности человека, порадуюсь тому, что знания мои кому-то пригодились. Как оказалось, за благие намерения можно такое испытать, что захочется просто сидеть в своей норе, не высовываясь. Иначе придётся отвечать хамам резкостью.

Сейчас каникулы, времени много, почему бы не помочь кому-то? И получила за бескорыстие по полной...
Приведу несколько примеров.

Я недавно стала помещать свои статьи на сайте «Проза ру» и, конечно, начала читать работы других авторов. Как филолог, могу сказать, что немало талантливых людей встретила, чьё творчество меня заинтересовало. Но одновременно с тем увидела и беспомощность некоторых авторов не только в расстановке знаков препинания и написании слов, но и в грамотном построении предложений. Естественно, появилось желание обмениваться мнениями, тем более что этого требуют и условия сайта. Иногда приходится не соглашаться с точкой зрения автора, как получилось, например, с убеждением одного из них в том, что человек всегда должен «спасать себя сам», и только такие сильные личности, по его мнению, достойны выживания. По старой советской и учительской привычке, посмела возразить. У нас ведь тогда диспуты были и на уроках. Пишу ему:

 – Не ожидала от Вас. Ведь те, кто любит детей и животных (эта тема была затронута в другом его произведении), не должны бы иметь таких однозначных суждений. ЖАЛЕТЬ и спасать, бросаться на помощь и НЕ ДУМАТЬ, ЧТО буду иметь за это, выгодно ли МНЕ такое благодеяние, – это нормально для человека с гуманистическими убеждениями. Жутко просто, но ведь у Вас немало единомышленников. Одно скажу: я сама из тех, кто бросится на помощь, не ожидая выгоды или вознаграждений, и очень хочу верить в бескорыстную помощь мне, если, не дай бог, понадобится. Оказаться один на один с бандитом и видеть, что всем наплевать... Ужасно! Жить в таком мире всё страшнее становится.
 
Однако существует и такое убеждение: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы  относились к тебе". Значит, надо с детства воспитывать в ребёнке правильное понимание человеческих взаимоотношений.

Далее шутливо обращаюсь к автору:

 - Ведь Вам и самому не обойтись без помощи друзей, не такой уж  Вы самостоятельный: ошибки на письме кому-то же надо подправлять. Понятно, что этим занимается И., спасибо ей, но и самому можно бы улучшать грамотность. А я могла бы по-доброму и бескорыстно помочь, но Вы ведь уверены, что человек должен всегда и везде обходиться без помощи, сам решать свои проблемы, выходить из любых ситуаций самостоятельно.

И тут этот автор мне отвечает (текст привожу без изменений, без правки):

 – Да я только ЗА обеими руками... мы – я и мой друг и администратор И., всегда рады помощи, подсказке и поддержке, адекватно воспринимаем критику...
МЫ одного не терпим – предвзятости, надменности, бахвальства, наглости и хамства...
МЫ очень просто расправляемся с «товарищами», которые пытаются нам «перечить», но никогда не предаём и не подставляем тех, кто с нами, даже если ОН или ОНО по-честному и по-дружески, против нас:-)

Вот такой ответ на мой вроде бы совсем не злой комментарий, на слова о помощи. Позже осознала, что моё предложение было, скажем прямо, дурацким, так как наивная учительница постоянно забывает, что люди могут быть неискренними и насмешливыми, что между ними часто возникает грызня похуже собачьей. Я даже постаралась не обратить внимания на явное презрение, высокомерие, откровенную угрозу в словах К., потому что подумала:

 – Ну, ко мне-то не могут относиться слова о надменности, бахвальстве, наглости, я же с чистым сердцем и без злого умысла...

То, что произошло потом, и пересказать сложно. Я не стала писать автору о знаках препинания, слишком много пришлось бы править. Решила только об использовании деепричастного оборота объяснить, когда неправильное построение предложения приводит к абсурду. И написала данному автору, как у него в тексте и как следовало бы, то есть - как правильно. Это всё с извинениями, с просьбой не обижаться, просто принять к сведению, потому что правило действительно сложное. Поэтому конкретно показала, где тут основное действие, где добавочное, выраженное деепричастием, где субъект действия (то есть "кто" или "что" это всё совершает). Возможны также другие случаи, если предложение безличное.
 
В обращении к человеку, который заявил, что адекватно относится к критике, (а я ведь вовсе и не собиралась критиковать) написала всё конкретно, по пунктам предложив возможные варианты. И что тут началось! Не передать этот визг, эту ругань и истерику, обвинения во всех смертных грехах! Я не знала, как этот кошмар остановить.
 
Очень мне хотелось бы просто скопировать оскорбления этих друзей, не для суда, а чтоб поняли люди, как могут уничтожать учителя унижениями, непонятно, за что. По их словам, я бестактно и жестоко вторглась в творчество автора, посягнула на его достоинство...  и так далее, всего не помню. Только это был такой ушат грязи, от которого и удар хватить может. Мало того, когда попыталась напомнить о согласии К. на небольшую помощь, сказала, что мне тяжело выносить напраслину, то меня снова обвинили: нечего устраивать истерики и навязывать услуги, которые никому не нужны, это вообще бессовестно и нагло.

Вот так я помогла людям. Записи они предусмотрительно стёрли, когда поняли, что я догадалась об их истинных намерениях. Видимо, они специально спровоцировали этот концерт, доставляющий им удовольствие. И ещё я высказала администратору И., что подозреваю: не конкурента ли она во мне увидела? Успокоила её, что никаких посягательств на её "хлеб" у меня в мыслях даже не могло возникнуть. Но злость всё-таки после этих оплеух и головомоек появилась, поэтому заявила девушке, что всю грызню она (вместе с другом К.) устроила из-за пустяка: оскорбилась из-за собственной оплошности, которую, возможно, просто не заметила, так тоже бывает. Проще было бы разобраться и поблагодарить учительницу, которая потратила личное время, чтобы объяснить.

Кстати, с несуразностью того предложения люди эти так и не согласились, уверенные, что "у автора свой замысел, и нельзя ничего менять, чтобы не искажать смысла". Всё-таки приведу пример для понимания, может ли быть смысл в подобных предложениях. Вот приблизительно так было: "Выезжая за город, не начинается сразу болото". Закономерен вопрос: "Кто выезжает, болото что ли? Или же кто-то видит, что болото не начинается сразу за городом?" Тут надо всё перестраивать, и мои школьники с этим справляться научились.

Так вот теперь и я вынуждена признать, что давно пора было предусмотреть какие-то меры пресечения неадекватного, беззаконного поведения, дабы не позволяли себе отдельные граждане любые выходки. Как же это мы допустили, что человек нередко чувствует себя не защищённым от хамства? И ответ напрашивается тот, что у многих на уме и на языке вертится: «Попридержать бы развитие демократии, глядишь, и жили бы по-другому».
Эту мысль прочитала в байке Василия Куприянова «Были же времена...» (на сайте Проза ру).

Действительно, слишком рьяно двинули вперёд свои принципы те, кто демократию понимает как полный произвол, беспредел, безнаказанность. Мне не раз приходилось испытывать унижение, клевету, наглость, которые сваливались вдруг на голову по непонятным причинам. Долгое время переживала, спрашивая себя: «За что?» Потом осознавала, что убрать, уничтожить человека хотя бы морально стараются иногда те, кто видит в тебе личность с другими убеждениями и не принимает тебя. Иногда вытесняют как нежелательного конкурента. Возможно, таких немного, но они есть. И у этих граждан вызывают злость и раздражение некоторые человеческие черты. Например, деликатность и интеллигентность или неприятие лицемерия и желание высказывать собственную точку зрения (прошу простить, если позволила себе нескромность в данных словах). А может, некоторые наши современники просто не верят в доброту человеческую, в чистоту помыслов и подозревают тайный умысел, корысть, ханжество за непонятными для них поступками. Вот в таком обществе теперь живём. Наверное, есть в этом вина и учителей, а не только семьи, телевидения, интернета, кино...

Да, это всё о взрослых людях, иногда даже о коллегах... Но надо всё-таки хоть кое-что добавить о детях и школе, где в наше время возможны издевательства над учителем, вплоть до избиений. В учебных заведениях сейчас можно продать или купить наркотики, принести в класс баллончик с газом или что похуже. И даже те педагоги, которые умеют справляться с детской агрессией, вдруг обнаруживают отголоски «демократии».
 
У меня был случай, когда два месяца пришлось заменять заболевшую коллегу. Ребята эти меня совсем не знали, привыкли к особому подходу своей учительницы, и мои требования их просто потрясли, хотя всё соответствовало программе, уставу, да и не похожа я на диктатора. При изучении творчества Пушкина предложила выучить наизусть стихотворение и уточнила, что сначала буду спрашивать по желанию, а в течение недели выслушаю всех. Спрашивать буду и на переменах, и после уроков, в целях экономии времени, так как часов сейчас для изучения русского языка и литературы недостаточно. Естественно, каждый отвечать будет тогда, когда располагает пятью-десятью минутами.
 
Какое было возмущение! Кричали, что главный предмет у них английский, что по литературе наизусть пусть отвечают те, кто пожелает, что они призовут на помощь родителей, завуча... Но в результате все начали потихоньку учить, так как я предупредила, что через несколько дней предложу в классе творческую работу по данному произведению с цитированием, забрав предварительно все учебники и тексты. Темы и вопросы рассматриваются на уроках, но задания будут индивидуальными. Списывание и шпоры не помогут, потому что опыт распознавания авторства у меня имеется, и нечестность вижу издалека. Так что «борцам за демократию», отстаивавшим право «не учить, если не хочу», пришлось смириться. Зачёт по чтению наизусть сдали все. Но как же трудно было убедить, что я не предлагала ничего сверх программы, а только то, что необходимо знать каждому человеку!

Поневоле тут вспомнишь времена, когда учИтеля, проводившего дополнительные занятия и зачёты в своё личное время, не оплачиваемое государством, уважали. Ведь в те годы устный экзамен по литературе был обязательным, и приходилось не жалеть времени, если хочешь хорошо подготовить школьников. Позже, когда появились оплачиваемые часы для индивидуально-групповых занятий, не всем администрация их выделяла: на всех, будто бы, не хватало. Сейчас, правда, имеются другие возможности, когда занятия оплачиваются родителями, но и в этом есть свои трудности.

Как говорится, плохое из памяти стирается, но какие-либо новые инциденты напоминают о жестоком мире рыночных отношений. И только ученики бывшие, их родители остаются по-прежнему благодарными, и только от них не приходилось испытывать того негатива, который может неожиданно пролиться при нынешних обстоятельствах. Иногда даже люди посторонние, друг друга не знающие, просто с ошеломляющей агрессией воспринимают какие-либо слова, мнения, если что-то им вдруг не понравится.
Почему столько ненависти в современном обществе, куда подевались деликатность, порядочность? На этот вопрос попробую найти примеры и ответы в другой раз.