Сердце друга 11

Иса Гунаев
На следующий день Сулиман с Хасаном с утра  пораньше отправились на поиски работы. Найти работу в силовых структурах они особо не рассчитывали. Просто поехали надеясь на удачу.
Они посетили две воинские части, где с них потребовали медицинские справки.
- Слушай, – сказал Хасан. – Я тут, вспомнил один из уроков отца. Мой дядя окончил водительские курсы, уже должен был получить удостоверение. Когда он приходил за ними, ему каждый раз говорили «завтра приходи», так он проездил за правами почти месяц. А потом, дедушка ему сказал. «Может, то что они говорят «приходи завтра» означает что денежки надо подсунуть?» На второй день дядя так и поступил, подал «на лапу» и получил свои права. Может, и нам так сделать?
- Слушай, а ты ведь прав, черт возьми, – согласился Сулиман. – Понятное дело, что до справок здесь никому нет дела. Это просто повод деньги содрать. Только нужно подумать, как нам дешевле обойдется. Купить медицинскую справку у врачей, или «подать на лапу» на месте.
- Думаю, что обойдется одинаково. Потому что если мы купим справки, на работе с нас возьмут меньше, но потребуют обязательно. Но цена будет той же, если не больше. Поэтому лучше, наверное, на месте «подать на лапу» и устроиться на работу.
- Да. Ты, наверное, прав.
Они пришли в очередное воинское подразделение.
На контрольно-пропускном пункте их остановили для проверки документов.
Вдруг Сулиман увидел знакомого. Он как раз у ворот части вышел из машины и в сопровождении двух товарищей направился в ее расположение.
- Саид, – окликнул его Сулиман.
Тот обернулся, с минуту постоял, изучая Сулимана. Улыбнулся и подошел к ним. Они приветствовали друг друга.
- Я имени твоего, извиняюсь, не помню, – сказал Саид. – Но по лицу узнаю.
- Сулиман.
- Да, точно. Извини. Как дела, Сулиман? Рад тебя видеть.
- Спасибо, взаимно. Да так. Нормально.
- Да что мы здесь стоим? Пошли ко мне в кабинет. Вы не торопитесь?
- Нет.
Сулиман с Хасаном последовали за ним.
Саид был командиром отряда ополченцев во время войны. Именно в его отряд Сулиман попал впервые дни войны, когда наткнулись на отряд десантников в лесу. Сулиман потерял в тот день своего друга и попутчика Расула.
- Вы сюда, по делу какому пришли? Или как? – спросил Саид когда они пришли в кабинет.
– Мы хотели устроиться куда-нибудь на службу. Похоже, везде все укомплектовано…
- Что? – удивился Саид. – Ты участник войны, человек, который жизнь за родину готов был отдать, не можешь найти работу? Да я с ног на голову это правительство переверну. Что за беспредел? Я командир полка спецназа. Ты согласен служить в моем подразделении?
- Что значит «согласен»? Я ищу работу.
- Ты ее уже нашел. Сегодня даю вам выходной. Завтра утром, на построение. И приступаете к службе.
- И все? – удивился Сулиман. – Так легко и быстро?
- Для тебя и твоих, вернее, наших товарищей, да. Для чего мы воевали? Чтобы всякие крысы правили республикой?
- Обалдеть. Саид, уже второй раз мы встречаемся с тобой, и второй раз ты мне помогаешь. Спасибо тебе.
- Тебе спасибо. Народ нуждается в таких сынах, как ты. Ты не только поступил на службу, ты командир взвода.
- Не слишком ли быстро?
- Для тебя нет. Я видел тебя в бою.
- Я еще не знаком с товарищами.
- По ходу познакомишься. Так, для формальности, будут кое-какие неудобства с бумажной волокитой. Это просто времени немного отнимет, но проблем не будет.
Попрощавшись с Саидом, друзья поехали домой.
- Во повезло нам с тобой, – сказал Сулиман, когда они вышли за территорию части. – А мы ломали головы, кому, куда, сколько заплатить, когда сможем выйти на работу. А тут, бац, и все проблемы решены. К тому же и платить не надо. Как во сне все произошло. Но подарочек мы Саиду сделаем в любом случае.
- Все, конечно, здорово, все замечательно, все красиво. Но, ты знаешь, такая удача меня больше пугает, чем радует. Ничего в жизни не дается легко. По крайней мере, добро и счастье. Я привык, что за все нужно платить. А то, что получал бесплатно, боком оборачивалось.
- Да ладно тебе философствовать. Саида я знаю давно. Это настоящий патриот. Прошел войну, потерял друзей и родственников. Хотя бы в память о них он будет верно служить народу.
- Я надеюсь, что твоя интуиция тебя не подведет.
- Ну, что плохого может произойти? Не понравится, нас никто силой держать не будет. Или ты переживаешь, что нас могут использовать в каких-то незаконных, грязных целях? А голова на что? Саид во время войны даже племянника своего избил, когда мы с ним подрались. Саид встал на мою сторону, потому что я был прав.
- Власть и деньги портят человека.
- Тоже верно. Но он, в любом случае, даже если хоть чуточку в людях разбирается, должен знать, что я не дам использовать себя в роли шестерки, или подставной утки.
- Не знаю. Но мне он, не понравился. Слишком высокого мнения о себе.
- Мне ты доверяешь? – улыбнулся Сулиман.
- О чем разговор?
- Тогда слушай только меня и «Русское радио», – пошутил он. – И вообще, отныне я твой командир. Понял?
- Так точно, товарищ командир.
- Так-то.
Они пришли к автобусной остановке, и поехали на автостанцию.
Только ближе к вечеру приехали домой. Дома приготовили оружие, военную форму и утром следующего дня поехали в город.

*  *  *

Первый день службы Сулимана.
На плацу выстроен полк спецназа. Саид познакомил Сулимана с личным составом. Представил его как своего боевого товарища. Распределил взвода по районам, дал задание.
Во взводе Сулимана было двенадцать бойцов. Им предоставили служебную машину, УАЗ. Было дано задание устранить в порученном районе незаконные «автозаправки».
«Автозаправками» здесь назывались банки с бензином вдоль трассы. Они стояли не только по улицам Грозного, но и вдоль дорог по всей республике.
До вечера Сулиман со своим взводом очистил порученную ему территорию от «автозаправок». К концу рабочего дня доложил командиру о выполнении задания.
- Ты выполнил задание, – сказал Саид, – если завтра не застанешь их на том же месте.
В кабинете командира полка находились все командиры взводов.
Сулиман заметил усмешку над собой других командиров.
- Я не понял. В чем шутка? – спросил Сулиман.
- А шутка в том, – сказал Саид, – что даже когда ты перешел на соседнюю улицу, они снова выставляли свои «бензоколонки» на трассу.
- И как с этим бороться?
- Разбивать эти банки. А арестовывать этих людей у нас тюрем не хватит.
- И вы считаете это выход из положения? Разбивать эти банки, лишать людей маленького, но хоть какого-то источника дохода, я не буду. Это однозначно. Нужно просто перекрыть канал поступления незаконного бензина.
Саид посуровел после слов Сулимана, но попытался сдержать себя в руках.
- Здесь не должны звучать слова, «не хочу», «не буду», – как можно мягче сказал он Сулиману, подчеркивая тем самым уважение к нему. – Это не детский сад. Мы получаем приказ и выполняем его. Ты же видишь, что мы почти каждую ночь арестовываем целые колонны бензовозов?
Сулиман понял, что он «надавил на мозоль» Саида, и решил тоже в знак уважения к нему промолчать, и продолжить разговор позже. Если удастся.
После планерки Саид распустил своих подчиненных, а Сулимана попросил задержаться.
- Сулиман, – обратился к нему Саид, когда они остались одни в кабинете. – У тебя похоже, слабый опыт работы. Здесь одного упорства и желания не хватает. Нужно действовать с умом. Мне не понравилось, как ты спорил со мной при подчиненных.
- Извини. Я это понял и замолчал.
- Спасибо. И я это понял. Здесь мало ребят, с которыми я лично участвовал в войне. Ты один из немногих. Поэтому я тебе сразу и должность дал. Дружи со мной, и ты будешь неплохо жить. Будь мне другом и слушайся меня.
- А «неплохо жить», это как?
- Опыт придет с работой, и ты поймешь. Ты храбрый воин, бесстрашный. Ты мне нужен.
- Понял. Буду стараться. А можно вопрос, Саид?
- Он погиб.
- Кто?
- Бекхан. Мой племянник. Ты о нем хотел спросить?
- Да. Извини, я не знал. Когда?
- Все нормально. На войне. Два месяца не дожил до ее окончания. Черт бы ее побрал. Война не рождает.
- Понятно. Саид, а ты мог бы мне другое задание дать? Я считаю, что борьба с этими банками, не серьезно. Детская игра какая-то получается.
- А чем бы ты хотел заняться?
- Разве больше нет преступников, кроме этих бедолаг?
- Завтра очистишь свою территорию от торговцев спиртным.
- Ну, спасибо. Это хоть что-то. Не стыдно и не жалко будет таких торгашей.
Попрощавшись с Саидом, Сулиман направился в казарму.
Жил и питался он пока здесь. Ездить домой каждый день было накладно. Постоянно рядом с ним находился Хасан, его верный и надежный друг.
На следующий день Сулиман отправился со своим взводом в рейд по ликвидации торговых точек, где продавалось спиртное.
По дороге Сулиман увидел, что торговцы бензином снова стоят на своих местах.
Он остановил машину у одной из этих точек. Здесь торговал бензином молодой парень, лет шестнадцати. Испугавшись машины спецназовцев, парень быстро начал уносить банки с дороги.
- Стой, стой! – выходя из машины, остановил его Сулиман.
Парень остановился как вкопанный, держа в обеих руках десятилитровые банки наполненные бензином.
- Сколько бензин стоит? – спросил Сулиман.
- Триста рублей банка, – ответил удивленно парень.
Сулиман протянул ему тысячерублевую купюру.
- Залей три банки, – сказал он.
- Не надо денег. Я бесплатно заправлю. Только не трогайте меня. Хорошо?
- На, бери. Пока я на этой территории дежурю, вас никто не тронет.
Парень не обращая внимания на купюру, начал быстро заливать в бак бензин.
Сулиман обратил внимание на баночные этикетки, указывающие марку бензина «95», «92», «93». Ему стало интересно, как происходит процесс работы, и пока парень заправлял машину, он решил проверить двор, куда тот забегал.
За ним последовали Хасан и еще один боец взвода.
Во дворе они увидели большую цистерну на колесах. Сулиман подозвал к себе парня.
- У тебя что? Весь бензин из этой цистерны? – спросил Сулиман.
- Да, – ответил парень.
- А как получается, что они разных марок?
- Да, это я так, – засмущался парень. – Ради прикола. Да все знают, что это «самогонка».
Бойцы громко рассмеялись. Долго не могли успокоиться. Парень покраснел от стыда, не знал, куда себя деть. Ему тоже было смешно, но он больше боялся силовиков, чем видел в них порядочных ребят.
- Ну, ты рассмешил меня, – продолжая смеяться, сказал Сулиман. – И что? Люди ведутся?
- Да знают все прекрасно, что это за бензин. Выбора просто нет. Приходится заправляться.
- Да. Чувство юмора у нашего народа не занимать. Молодец. Ты заправил машину?
- Да. Тридцать литров залил.
Сулиман снова протянул ему ту же купюру. Парень отказывался брать.
- Просто пообещайте, что позволите мне здесь торговать, – попросил он. – У меня сестра очень болеет, на операцию деньги срочно нужны.
Веселое настроение бойцов, словно рукой сняло. Все как у всех. Больные, немощные, бедные люди.
Сулиман достал из кармана еще купюру. Его товарищи поступили так же, протянули Сулиману деньги. Сулиман взял все и протянул парню.
- Да вы что? – засмущался парень. - Не надо. Просто за бензин если хотите заплатите, и все.
В памяти Сулимана снова всплыли слова Расула «А знаешь, сколько ребят отдали свои жизни, чтобы наш народ жил в мире и благоденствии?» Ему до слез стало жалко парня.
- Бери, бери, – сказал он. – Дай, Аллах, здоровья сестре. Если бы мы могли сделать больше.
- Да вы что? – чуть не прослезился парень. – Даже такое простое человеческое отношение многого стоит. Спасибо вам большое. Да убережет вас Аллах от бед и позора. Дайте мне заполнить баки.
Бойцы не дали ему этого сделать, сели в машину и поехали дальше.

*  *  *

Три дня Сулиман со своим взводом совершал рейды в доверенном ему районе.
Торговцев спиртным они не задерживали. Только уничтожали «товар» и предупреждали граждан о недопустимости торговли.
Два дня подряд Сулиман очищал одну  и ту же точку. На третий день на той же точке снова продавали спиртное.
Сулиман произвел контрольную закупку, и бойцы снова ворвались в магазин.
На этот раз взвод Сулимана натолкнулся на вооруженных охранников продавщицы.
Охранники тоже были сотрудниками одной из силовых структур. Одеты они были в разные формы. И к кому принадлежат, было неизвестно. Кроме того, что они сами представились, и даже толком не смогли объяснить, что за подразделение.
- Ребята, вы должны оставить эту точку в покое, – сказал их командир Сулиману.
Их было восемь человек против двенадцати Сулимана.
- А почему это мы «должны»? – спросил Сулиман.
- Потому что этот магазин будет работать. А чем и как здесь будут торговать, это уже не ваше дело.
Сулиман понимал, что дело легко может дойти до перестрелки. Достаточно лишь одного неосторожно высказанного слова. Но отступить он не мог ни при каких обстоятельствах. На кону стояла его честь. Как командира, так и просто парня, чеченца.
Они решили продолжить разговор на улице.
Не отходила от них ни на шаг и Зоя, владелица магазина.
Ребята отошли в сторону от магазина. Их тут же окружила толпа зевак.
- Как мы решим спор? – спросил Сулиман.
- Как хочешь. Но магазин будет работать.
- Я не собираюсь закрывать магазин. Но торговать спиртным, по крайней мере, на порученной мне территории, я не могу позволить.
- Это уже не твое дело. Я тебе сказал.
- Похоже, ты не хочешь найти общего языка. Ты защищаешь точку, где торгуют злом. Ты хорошо над своими действиями и их последствиями подумал?
- На что ты намекаешь?
- На то, что ты не оставляешь мне выбора.
- Ты хочешь сказать, что оружие можешь применить?
- Ты не оставляешь мне выбора, – повторил Сулиман. – Ты собираешься пролить кровь за водку?
- Не за водку, за свою честь. Ну, попробуй. Ты думаешь, перед тобой тут ягнята стоят?
До смерти перепуганная Зоя широко раскрытыми глазами смотрела то на Сулимана, то на своего «защитника». Она понимала, во что может перейти спор.
Сулиман положил руку на рукоять пистолета.
- Посмотрим, – сказал он. – Вытащи ствол.
Загнанный в угол «заступник» резко вытащил пистолет и произвел выстрел в воздух.
Бойцы с обеих сторон моментально сняли оружие с предохранителей.
Зеваки после выстрела резко исчезли, разбежавшись по разные стороны.
- Стойте, ради Аллаха, – крикнула почти наравне с выстрелом Зоя.
Она мгновенно сняла с себя платок и бросила его между бойцами.
Как ни странно, после этого жеста, все как по команде опустили стволы оружий к земле. Или всем был известен этот старинный, многовековой обычай предков, или на зов женщины откликнулись души умерших. Но вместе с ее платком, к земле опустились не только стволы орудий. Но и враждебный настрой куда-то исчез. Бойцы словно вышли из транса.
Ноги Зои подкосились, она начала терять сознание. Ее подхватили Сулиман и командир второго отряда. Они помогли ей дойти до магазина, усадили на стул и дали воды. 
- Как тебя зовут, сынок? – спросила она Сулимана, когда пришла в себя.
- Сулиман.
- Это мой двоюродный брат, Зелимхан, – указала она на второго командира. – Я второй день не давала ему знать о ваших рейдах. Понимала, к чему это может привести. Я понимаю, что я не права. Я не буду посвящать тебя в свои проблемы. Это мои проблемы. Но пойми, то, что делаю я, это всего лишь детские шалости по сравнению с тем, что здесь в республике вообще происходит. И торговля этим проклятым спиртным меня очень выручает. Есть здесь зло, намного хуже того, что делаю я. Я не оправдываюсь. Ты легко можешь в этом убедиться.
- Как? – спросил Сулиман.
- Посети хотя бы, – Зоя назвала адрес. – Посмотри, что там творится. И ты поймешь, что я, пусть и не права, но хотя бы не вру.
- Хорошо, – сказал Сулиман. – Прямо сейчас проверю твою информацию. Но давай договоримся так. Если я прекращу деятельность этого притона, ты прекратишь торговлю спиртным. Поверь, спиртное-это очень большое зло.
- Я согласна. Договорились. Только обещай, что ты побережешь себя и своих ребят. Я вижу по глазам, ты храбрый воин, твои глаза горят любовью к своему народу и ненавистью к врагам. Вас ведь не так много осталось, чтобы погибать, как мухи.
- Хорошо. Я обещаю тебе. Или этот притон с сегодняшнего дня будет закрыт, или я поеду домой и положу оружие под кровать.
Попрощавшись с ними, Сулиман со своим взводом отправился по адресу указанному женщиной.
Прибыв на место, Сулиман заметил, что у дома стоит большое количество  дорогих и красивых машин. Он дал команду бойцам приготовить оружие к бою. И повел отряд во двор.
Волосы на голове встали дыбом от увиденного.
Во дворе, под навесом, стояло семь столов. На каждом из них стояли бутылки с дорогими коньяками, рюмками и пепельницами. В воздухе витал запах марихуаны и шашлыка вперемешку. За столами сидели мужчины. Разных возрастов. Играли в карты. Кто был в веселом настроении, кто нервничал.
Не столько это удивило Сулимана и его товарищей, сколько то, что игроки даже не шевельнулись, когда во двор вошли бойцы спецназа в полной боевой экипировке. Среди игроков были даже и сотрудники правоохранительных органов, при оружии и в униформе.
Спецназовцы стояли как вкопанные, разинув рты.
К ним подошла женщина лет сорока.
- Ребят, – обратилась она к ним, – пока только один стол свободен. Подойдите чуть позже.
Этими словами она чуть не сбила с ног и без того ошарашенных бойцов.
Хасан стоял рядом с Сулиманом. Они переглянулись.
- Хорошо, – мальчишеским голосом ответил женщине Хасан. – Этот, этот и этот столики держите свободными для нас. Мы подойдем через часок.
- Хорошо, – ответила приветливо женщина. – Будем вас ждать.
Бойцы не смогли сдержать смех. Дикий хохот поднялся во дворе.
Женщина в недоумении смотрела на них.
- Ребята, не шумите, пожалуйста, – попросил их один из обкуренных игроков, мужчина лет сорока-сорока пяти. – Вы же мешаете сосредоточиться.
- Извините, - сказал Хасан. – Мы уходим.
Продолжая смеяться, бойцы вернулись к машине. Уселись в нее и уехали.

*  *  *

Прибыв в расположение части, Сулиман пулей помчался в кабинет командира полка.
В кабинете с Саидом находились двое мужчин. От страха и внезапного вторжения в кабинет Сулимана мужчины даже подпрыгнули. Саид тоже растерялся, но успел спрятать сверток со стола.
- Стучаться надо, Сулиман, – сурово сказал Саид.
Сулиман встал перед ним, перевшись руками на углы стола и взглянув прямо в глаза Саида.
- Поговорить надо, – сурово сказал Сулиман.
- Оставьте нас, – попросил посетителей Саид.
Двое мужчин медленно поднялись и вышли из кабинета.
- Что ты себе позволяешь, Сулиман? – спросил Саид, когда закрылась дверь.
- Сегодня. Даже не сегодня, час назад, я побывал в наркопритоне, – едва дыша от злости, сказал Сулиман.
- И что? Ты не уничтожил это гнездо?
- Нет.
- Почему?
- Потому что у этого притона сильная крыша.
- Ты испугался?
- Хм. Сильная не в том плане, что мощная. Просто занимают высокие должности, и в их подчинении находятся преданные псы. Типа тебя. Которые за рубль или за кусочек кости мать родную продадут.
- Ты о чем?
- Ты хочешь сказать, что ты ничего не знаешь о притоне, который я сейчас назвал?
- Впервые слышу. И вообще, мне не нравится твой тон.
- Оставь мой тон. Ты спросил, почему я не уничтожил это гнездо. Его ведь нужно уничтожить. Так?
- Конечно, нужно было. Что за вопросы?
- Тогда пойдем и уничтожим его вместе. Тебе не нужно ничего делать, просто приди с нами и скажи, что мы твои подчиненные.
- Сулиман, у тебя какое было задание? И какой район тебе был дан?
- Устранить точки по продаже спиртных напитков.
- А ты куда лезешь?
- Теперь я понял, к чему ты клонил, когда говорил «дружи со мной, неплохо будешь жить». Боишься с кресла вылететь? Прибыль потерять? Понял я, куда пропадают бензовозы, которые, рискуя жизнью, арестовывают наши ребята. Вы со всего имеете навар. И с наркотиков, и со спиртного, и с нефти. А то, что банки с дороги убираем, это ведь просто игра на публику? Работаем, типа.
- Сулиман, ты хоть понимаешь, с кем ты разговариваешь?
- Конечно, понимаю. С трусом и предателем.
- Что? – вскочил с места Саид.
- Сядь, гнида. И опусти свои куриные крылышки.
Неплохо зная Сулимана, Саид понимал, что с ним сейчас нужно говорить как можно мягче.
Саид понимал, что если найти правильный подход, Сулимана можно использовать как надежную «торпеду». Но сегодня понял, что упустил такой шанс, теперь нужно было как можно скорее и безболезненно попытаться расстаться с ним.
- Эти игроки и наркоманы это лохи, Сулиман.
- Они, да. Но откуда у них деньги? Ты об этом, конечно же, не задумывался. Вы же их заставляете пить кровь народа. А потом высасываете с них. И не задумываетесь, чью кровь они будут пить после, как все с народа высосут. Вам же они глотки перегрызут. И это вы прекрасно понимаете. Народ не будет это долго терпеть. И когда он восстанет, вы с награбленным свалите за кардон, а народ снова будет харкать кровью. Но вам на это, похоже, наплевать. Вероотступники.
- Сулиман, ты еще молод. Слабо разбираешься в этих делах. Ты ведь здесь всего несколько дней.
- Да, но за эти несколько дней я узнал, может и немного, но главное. Вы предали своих товарищей, вы предали народ. Люди сами не доедали, но нас кормили во время войны. Нам предоставляли чистые и теплые постели, а сами охраняли наш покой. Может, я и слабо разбираюсь в том, что здесь происходит. Но я никогда не предам, ни живых, ни тем более мертвых товарищей.
- Не называй меня предателем! И я не хочу портить с тобой отношения.
- А кто ты еще? Деньги, которые ты спрятал от меня здесь, сейчас, на какие цели они пойдут? Интересно было бы знать. Впрочем, да, это не мое дело. Но тебе они боком обернутся. И вообще, ты сможешь дружить со мной после всего, что я тебе здесь наговорил? Для меня низко даже рядом с тобой находиться.
Сулиман не стал дожидаться ответа. Он развернулся и вышел из кабинета.
У дверей кабинета Саида его ждал взвод.
- Друзья! - обратился к ним Сулиман. – Вы хорошие товарищи. Вы были готовы сразиться, встав рядом со мной. Мне тяжело с вами расставаться. Но увы, боюсь придется. Берегите себя. Хасан, поехали домой. Нам здесь больше делать нечего.
Попрощавшись с товарищами, Сулиман с Хасаном покинули территорию части и поехали домой.

*  *  *

По прибытии в село, время уже было к вечеру, Сулиман с Хасаном пошел к нему домой, чтобы поделиться впечатлениями и рассказать  Хизиру о том, что произошло в городе.
- Вы правильно сделали, что поехали в город, – выслушав Сулимана, сказал Хизир. – Еще правильнее, что вернулись домой. Не испачкав руки и души этой чернью. Вернулись, пополнив багаж знаний. А знание Сулиман, это такое благо. Оно не требует отдельного, особого ухода. Денег, если ты ими делишься с другими, у тебя становится меньше, а знание не убывает, как бы и с кем бы ты не делился. Поэтому я всегда старался учить своих детей не столько знаниям, сколько к стремлению к ним.




(Продолжение следует)