Сердце друга 14

Иса Гунаев
В комнату вошел младший брат Хасана и позвал к старикам, которые сидели в соседней комнате, Сулимана. Также там были дяди Сулимана и родственники Хизира. Сулиман вошел в комнату и стал у дверей.
- На все воля Аллаха, – начал самый старший из них. – Наша земля пропитана кровью и слезами матерей. К сожалению, некоторые родители уделяют мало внимания воспитанию своих детей. Что и приводит к таким последствиям. Горе не обошло стороной и наш дом, к сожалению. Нам Хизир рассказал, что и как было. Ты ничем не хочешь дополнить?
Сулиман помотал головой.
- Я все ему рассказал и уверен, что он передал вам все без прикрас, – тихо ответил Сулиман.
- Мы поддерживаем тебя, Сулиман, – продолжил староста. – Поддерживаем, это не значит, оправдываем. Но и осуждать не вижу повода. Самое высшее место в душе человека, должна занимать, прежде всего, человечность. Это слово включает в себя очень много качеств. Это уважение, сострадание, трудолюбие, свободолюбие, терпение, любовь к окружающим, как к людям так и к животным, природе, преданность и вера в Аллаха, Создателя нашего. Даже если человек всеми этими качествами и обладает, грош ему цена, если он бесчестен. Ты защитил, а точнее, уберег от позора не только свою честь, но и честь всего рода. Нам в любом случае придется встретиться с его людьми. И каким будет результат этих переговоров, известно лишь одному Творцу. Но мы, а самое главное, ты, должны быть готовы к любому повороту событий.
Наступила пауза. Сулиман продолжал стоять у дверей и слушал старца опустив голову. Наступившую паузу он понял как предоставление ему слова.
- Я готов, – тихо ответил он.
- Жизнь, – продолжил староста. – Это самое дорогое, что даровал человеку, да и всему живому, Создатель наш. Сегодня, мы лишили ее человека. Кто прав, кто виноват, решит суд Всевышнего. Но что произошло, то уже произошло. Помолимся за погибшего. Попросим Всевышнего простить ему и всем нам прегрешения. Попросим Его дать нам мудрости и терпения, чтобы не допустить дальнейшего кровопролития.
Староста поднял руки ладонями вверх и начал читать молитву. Все находившиеся здесь повторили за ним.
Посовещавшись, старшие разошлись. Хизир попросил родственников Сулимана оставить его у него. Пока переговоры не будут завершены.
- Как дальше будет проходить процесс? – спросил Хизира Сулиман, когда они остались одни.
Здесь остались только Хизир, Сулиман и двое младших братьев Хасана. Они собрались в комнате Хасана.
- Вообще-то, мы должны отправить к ним уважаемых людей, – сказал Хизир. – Они вернутся с вестью, готовы ли нас принять, простят ли нам кровь, или с объявлением кровной мести. Будем надеяться, что Всевышний ответит на наши мольбы.
- А если объявят месть? – спросил Сулиман. – Я этого не боюсь. Мне просто интересна вся эта процедура.
- Не дай Аллах, конечно. Но в этом случае нам придется жить ожиданием ответного удара и продолжать отправлять к ним парламентеров с просьбой о прощении. К счастью, такое часто заканчивается миром. Но бывают случаи, когда длится десятилетиями. Это зависит и от людей, и от причин, приведших к гибели человека. Кто-то причиняет смерть по неосторожности, кто, умышленно. Но и у умышленного убийства есть свои нюансы. Бывают пьяные разборки, не поделили деньги или имущество, оскорбили честь и достоинство.
- А если бы, не дай Аллах конечно, если бы это произошло с тобой. Как ты поступил бы? – спросил Сулиман.
- Я? Если бы убили сына, который меня ослушался, – после небольшой паузы ответил Хизир, – я простил бы. Незамедлительно. Но для этого виновная сторона должна проявить уважение к моей фамилии. Попросить прощения, как того велит обычай кровной мести. Хороший он парень был или плохой, не нам судить. Но род его уважить мы должны.
- А как мы найдем его родственников? Мы ведь ни о нем, ни о его родственниках ничего не знаем.
- Это не составит труда. Пока у нас зацепка Аслан, он и приведет нас к его родне. Твой дядя сейчас этим занимается.
- Да-а, может, и жестокий, но справедливый обычай. И наверное, даже жизненно необходимый в наших краях.
- Да, – согласился Хизир. – Раз мы коснулись этой темы… К сожалению, коснулись прямо. Я хотел бы рассказать тебе одну историю. Однажды произошло убийство молодого парня. Родственники никак не соглашались прощать кровь. Это длилось достаточно долгое время. И конца этому конфликту не было видно. И тогда отец виновного решил покончить с кровной враждой между тейпами и пошел на крайние меры. Родственники виновного искупали и завернули его как покойника, уложили на барам* и пошли к потерпевшей стороне. Отец виновного сказал: «Мы, не должны бесконечно враждовать между собой. Мы принесли вам вашего кровника. Он приготовлен к захоронению. Убейте его, и мы прямо отсюда унесем его на кладбище и предадим земле». Потерпевшая сторона была ошарашена этим мужественным поступком отца. И они простили кровь.
Сулиман потер плечи руками.
- Вот это поступок, – сказал он. – Аж мурашки по коже. Какой благородный поступок.
- И еще, – продолжил Хизир, – по слухам, это реально произошло в Чечне. Однажды потерпевшая сторона нашла своего кровника. Случайно наткнулись на него братья погибшего. Было это в одном из сел. Виновник побежал от них и забежал в ближайший двор. И оказывается, по иронии судьбы попал во двор других своих кровников. Хозяева дома защитили его, хоть и самими кровь не была прощена. Но раз человек забежал в их двор в поисках спасения, они защитили его и отпустили. Потому что свершение кровной мести в таком случае, было бы позором для них, и не помочь человеку, который ворвался в их дом с просьбой о защите, тоже легло бы позорным пятном на их род.
- Тоже очень благородно и поучительно. Стойкий мы все-таки народ.
- Да. На таких примерах и растут ведь благородные сыны народа. Это нужно знать каждому, передавать из поколения в поколение. Как дошло до нас. Нет у народа будущего, если он забудет прошлое.
Посидев еще некоторое время, Хизир решил оставить молодых одних.
Сулиман хотел увидеться с матерью, но Хизир попросил его подождать до вечера.
 Мадина на тот момент тоже не находилась дома. Дядя Сулимана забрал ее к себе. И вечером, Сулиман встретился с ней.
Конечно, мать всегда поддержит своего дитя. Не всегда оправдает, но всегда поймет, простит и поддержит. Как поступила и Мадина. Они долго сидели одни в свободной комнате. Ни о чем не говорили, просто сидели молча, взявшись за руки.

*  *  *

Родственников убитого искать пришлось недолго. В Чечне и человека не сложно найти, но целый род, проще простого.
На следующий же день к родственникам убитого отправились старейшины.
Они уже ждали старейшин и готовы были безоговорочно простить кровников. Им достаточно было одного внимания и уважения к своей фамилии. Просто для формальности, во избежание дальнейших провокаций, как с одной, так и с другой стороны, нужно было соблюсти обычай.
Колонна более чем из двадцати машин направилась из родного села Сулимана к потерпевшим. Принять участие в этом Богоугодном деле имел право каждый желающий, и этим правом пользовались многие. К ним присоединились не только односельчане, но и люди из соседних сел.
По обычаю кровной мести, на Сулимана накинули большой плащ, укутывавший его с головы до ног. По завершении основной церемонии родственники становились в длинный ряд. Виновная сторона должна была пройти мимо и обнять каждого из потерпевших. В середине колонны шел виновный. Отец или старший брат погибшего, когда виновник дойдет до него, должен был снять с головы кровника капюшон плаща, и обнять его. Это означало, что кровь прощена. По крайней мере, людьми потерпевшей стороны. Но судный день еще впереди.
Наконец, родственники Сулимана могли вздохнуть с облегчением. Как и сам Сулиман.
В мирном исходе данного процесса мало кто сомневался.
Родственники убитого более полугода назад отреклись от него и объявили об этом в мечети. Но независимо от этого, погибший все же являлся носителем их фамилии. Родственники сначала отказывались даже хоронить его на своем родовом кладбище. Они даже труп отказались забирать. Но по настоянию старейшины рода все-таки похоронили. И чувствовалось, что они даже рады, что «позора» их фамилии больше нет в живых.   
Когда Сулимана обнял отец убитого им парня, со словами, «да убережет тебя Аллах от бед и позора», Сулиман почувствовал в этом больше благодарность, нежели злобу или вражду.
Люди вернулись к своим очагам, и жизнь постепенно входила в свое русло.
Мадина, конечно же, не радовалась этому событию. Она и не могла радоваться, как мать, как женщина. Конечно, она не произносила нигде и никогда это вслух, но и из сердца пыталась прогнать мысль о том, что ее сын убил человека. В человеке, каким бы он ни был, женщина, прежде всего видит чье-то дитя. Которое такая же женщина, девять месяцев носила под сердцем. Радовалась первому шагу, первому слову, первому смеху, первому зубу. А теперь этого человека предали земле. И не столько убитого или убившего винила Мадина, сколько тех, кто воспитал или должен был воспитать человека. «Не додали любви, – говорила она. – Тепла и ласки. Не задумывались о будущем человека».
Она просто почувствовала покой души, что конфликту был положен конец в самом его начале. И он не будет иметь продолжения.
Но их покою недолго суждено было длиться. На третий день после церемонии прощения, к дяде Сулимана приехали старейшины рода потерпевшей стороны. Они предупредили их, что Сулиману обещал отомстить друг и эмир, как называли своего командира ваххабиты. Родственники погибшего пришли просто предупредить, что в случае кровопролития они не несут никакой ответственности, что они пытались отговорить друга их человека. Пытались объяснить, что они простили кровь. Но друг погибшего просто обвинил их в трусости и неспособности постоять за себя и сказал, что не простит.
Этот визит вечером снова собрал родственников Сулимана.
- Что будем делать? – спросил старший. – У кого какое мнение, предложение?
Мужчины собрались у дяди Сулимана. Здесь был и Хизир, хоть он и не являлся родственником, но война и горя, свалившиеся на их семьи, сроднили их.
- Нужно выяснить, кто он и откуда. И предупредить его родственников, что в случае чего, спрос будет с них, – высказал свое мнение дядя. – Не можем ведь мы жить вечно в ожидании удара ножом в спину? Он не только покой нашей семьи нарушил. Он ведь и потерпевших оскорбил. Масло в огонь пытается подлить. Это еще хорошо, что те мудрыми оказались, предупредили нас.
- У того парня здесь нет родственников, и он вообще не чеченец, – сказал второй дядя. – Он приезжий.
- Даже так? Это кем он себя тогда возомнил? Да ему голову просто оторвать надо, - высказался третий. - Сеет между нами рознь.
- Аслан нам поможет его найти, – предложил один из братьев Сулимана. – Ведь он один из них.
Староста отправил одного из братьев Сулимана за Асланом.
Но Аслана не оказалось дома. После того как братья избили его, ночью Аслан сбежал из дома и вернулся к своим «братьям по вере».
Оставалось только самим искать, найти и наказать нарушителя семейного покоя.
Безнаказанным оставлять подобные нападки, тем более постороннего, никому не известного человека, было непростительным оскорблением.
Староста призвал молодых к осторожности. Предупредил, к чему могут привести необдуманные действия. Но приказал, найти и наказать виновного.
- Безнаказанность порождает зло, – заключил староста. – Этому человеку нужно напомнить, где он находится, и кто здесь хозяин. У него об этом, похоже, слабое представление.

*  *  *

Началась «охота на мстителя». Найти его не составило труда. Он находился в лагере обучения боевиков, под Сержень-Юртом. Сложность заключалась в том, чтобы выдворить его оттуда.
Около месяца ушло у Сулимана с братьями на то, чтобы встретиться с ним.
Они узнали, что Аслана нашли и силой привезли домой братья. Решили обратиться к ним за помощью.
Аслан неохотно, но согласился помочь. Он еще был зол на Сулимана. Не мог простить избиения. А братья согласились отпустить Аслана с условием, что Сулиман вернет его домой.
По условиям договора, Аслан должен был, якобы, помочь своему эмиру найти убийцу друга. В роли посредника выступал сам Сулиман.
Они договорились встретиться в одном из придорожных кафе, у въезда в Аргун.
В условленное время в условленном месте Сулиман с братьями уже ждали «мстителя». Но он приехал не один, его сопровождали четверо подчиненных, в том числе и Аслан.
Условным сигналом для братьев приготовиться к бою было то, что Сулиман возьмется за рукоять пистолета, который висел у него на поясе.
За столом Сулиман сидел один. За соседним столиком и на улице находились наготове братья.
Наконец Аслан привел своих товарищей. Они подошли к Сулиману и сели за стол.
- Мне сказали, что ты можешь помочь мне найти убийцу моего брата, – после приветственных слов сказал эмир.
- Да, – ответил Сулиман. – А кто ты?
- Не задавай мне вопросов. Перейдем к делу.
- Я ведь должен себя как-то обезопасить? Речь ведь идет об убийстве человека, а не комара. В этих краях существует обычай кровной мести. Где гарантия, что у меня из-за этого не будет проблем?
- Мое слово гарантия.
- Во-первых, мне этого недостаточно. А во-вторых, разве шариат позволяет мстить?
- Шариат призывает нас убивать неверных, и тех, кто защищает их. И тех, кто убивает наших братьев по вере. Этот человек убил не только моего брата по вере. Он мне был еще другом.
- У вас даже есть понятие дружбы? Интересно. А сам ты откуда?
- Лишние вопросы задаешь.
- Почему же? Может, я хочу вступить в ваши ряды. Мне ведь нужно знать, с кем и куда я иду. Куда меня приведет этот путь.
- Мы на пути Аллаха, и этот путь ведет прямо в рай.
- Кто ты по нации?
- Я мусульманин.
- Это религия. А к какой нации ты относишься?
- У меня только одна нация, мусульмане.
- Понятно. И родины у тебя, наверное нет, и родителей?
- Моя родина земля Аллаха, мой родитель Аллах.
- Понятно, – сказал Сулиман. – Тяжелый случай.
- Что ты сказал?
- Неважно. А знаешь, на чьей земле ты сейчас находишься?
- Я нахожусь на земле Аллаха.
- Это бесспорно. Но еще, этот край называется Чечней. Здесь живут чеченцы. Это наша родина, наша земля.
- Нет чеченцев, нет узбеков, на земле не должно быть никакой нации кроме мусульман.
- Понятьненько. Все ясно с тобой! Круто!
- Что?
- Крутой ты говорю, чувак.
- Не называй меня этим не понятным словом, я моджахед.
Сулиман понял, что с этим человеком говорить бесполезно. Он и не пытался проводить мирную беседу с ним. Просто было интересно знать, что творится в голове у этого «мсителя».
- Отморозок ты, а не моджахед. Понял?
- Что? – вскочил эмир.
Сулиман схватился за рукоять пистолета. Братья среагировали мгновенно.
- Не двигайтесь, – предупредил на чеченском языке Аслан своих товарищей.
В мгновение ока боевики оказались под прицелами братьев Сулимана. Двое братьев отобрали у командира пистолет и скрутили ему руки.
- Продолжим разговор на улице, – сказал Сулиман. – Здесь люди питаются. Просто не хочется испачкать заведение кровью. Твоей грязной кровью.
Они вышли на улицу.
Товарищи Аслана, молодые ребята, были до смерти перепуганы. Поняв, что им ничего не угрожает, они чуть успокоились. Обещав вести себя смирно, они пошли к машине.
Братья отвели эмира за здание кафе.
- Ты хотел видеть убийцу своего брата? – спросил Сулиман эмира.
Тот понял в чем дело, и ничего не ответил.
- Я говорил с тобой, чтобы понять, стоит ли тебя отпускать. Может смог бы объяснить, что ты не прав. Похоже, не смогу. Ты опасный для общества человек. Опасный, только когда стоишь за спиной, или сильнее выбранной жертвы. Отпустите его, – сказал братьям Сулиман.
Братья отпустили командира, и отошли в сторону.
- Верните ему пистолет, – скомандовал Сулиман.
- Не стоит Сулиман, – попытался предостеречь его Аслан. – Он хорошо владеет оружием.
- Да, когда перед ним стоит беззащитный человек, а рядом с ним «братья по вере». Сейчас он не в том положении чтобы геройствовать. Ну, что ты затих? – обратился на русском к эмиру Сулиман. – Что, отпало желание за брата отомстить? Или в рай уже не хочется?
Командир стоял молча, он был перепуган до смерти, и смотрел по сторонам. Один из братьев Сулимана подошел к нему и протянул пистолет. Но эмир отказывался брать оружие.
- Аслан, зачем ты меня подставил? – Спросил его командир.
- А как он по-твоему должен был поступить? – ответил за него Сулиман. – Должен был меня предать? Мы не предаем и не бросаем своих, в отличии от вас. Какими бы они не были.
- Я… Я извиняюсь. Я был не прав…
- Заткнись мразь, – прикрикнул на него Сулиман. – Ты же несколькими минутами раньше хотел отомстить за брата! Вот он я. Я убил твоего брата. Возьми ствол тварь. Я не хочу стрелять в безоружного.
Но командир наотрез отказался от оружия.
- Брат…
-Тамбовский волк тебе брат. Хочешь на жалость надавить? Бесполезно. Бери ствол.
Сулиману противно было слышать его мольбы. Он прицелился в голову командира и выстрелил.
Конечно, все ожидали такого финала. Но все равно, на это было жутко смотреть.
На выстрел подошли и товарищи эмира. Они были очень растеряны. Молодые парни, похоже, впервые видели труп, и тот - своего командира.
- А как нам теперь быть? – спросил один из них Сулимана. – Как мы объясним это эмиру?
- Меня тошнит от вашего лексикона. Какому к черту эмиру? – закричал на них Сулиман. – А ничего не говорите! Отвезите его в ближайшую мечеть, каким бы он не был, он называл себя мусульманином. Передайте имаму и поезжайте домой. Почитайте старших, учитесь полезному для народа, а не стрелять и убивать. Вот где Джихад. А на людском горе и крови, на слезах матерей, в рай вы не попадете. Не лежит путь в рай через страдания людские. Запомните это.

*  *  *

Оставив все как есть, труп на земле и растерянных молодых ребят с разинутыми ртами, Сулиман со своими братьями, как ни в чем не бывало, расселись по машинам и поехали домой. Аслана они забрали с собой.
- Странное дело, – сказал Сулиман когда они отъехали от кафе. – Я только что убил еще одного человека в упор, и никаких эмоций. Я становлюсь хладнокровным убийцей, или время такое?
- И время, и люди, – ответил брат, сидевший за рулем. – Все хуже и хуже. И никакого просвета в будущем. Только мрак.
- Даже работницы кафе, я только об этом подумал, никак на выстрел не отреагировали.
- Думаешь, они впервые это слышат? Наверное, подумали, что кто-то балуется. Сейчас этим никого не удивишь. Даже школьники ходят с оружием.
- И куда мы интересно придем?
- В темное прошлое. Катимся в пропасть. И некому эту махину остановить.
- А эти ребята, - обратился к Аслану Сулиман, – что с вами были. Что они там делают?
- Учатся, – ответил Аслан.
Сулиман с Асланом сидели на заднем сидении.
- Чему? – удивился Сулиман.
- Взрывать, минировать. И Коран изучают.
- Какой Коран? Разве Коран призывает убивать людей?
- Неверных.
- И кто же по-твоему неверный? Или по-вашему?
- Кто не признает Аллаха, и закон шариата.
- Их нужно убивать? Да?
- Ну, они так говорят.
Аслан побаивался Сулимана после избиения. Тем более, после убийств. Он понимал, что Сулиман не опасен для него, конечно, если он будет вести себя адекватно.
- Они это кто?
- Учителя.
- Тоже наверное, приезжие?
- Ну да. В основном арабы.
- Ты веришь религии, которую они принесли? Веришь тому, что Всевышний призывает к насилию?
- Теперь уже сомневаться стал.
- Почему теперь? Потому что рядом с убийцей сидишь? – пошутил Сулиман.
- Да ладно тебе. Меня же ты не убьешь? Я много их слушал, почти на каждом слове они противоречат сами себе.
- Например.
- Говорят что нам всем нужно стать шахидами и тут же говорят, что дома неверных плачут от того, что в них не живут мусульмане.
- А кто такие шахиды?
- Это человек, который погибнет на пути Джихада.
- Ой, Аслан! Знаешь как смешно из твоих уст слышать эти громкие слова? «Джихад, шахид, шариат, джамаат», сколько там у вас их еще? Если бы не знал твое прошлое, надеюсь, прошлое. Призывает убивать неверных. Хм! А может, Аллах призывает нас образумить неверных? Указать им истинный путь, привести к вере! Показать, насколько красив, чист и добр Ислам. Что Ислам религия мира и добра. Но никак не религия зла и насилия. У вас есть информация или гарантия того, что через месяц, или год, этот же неверный примет или не примет Ислам? Может он завтра же готов принять Ислам. Или даже через час. Но вы ему не дали этого сделать.
- Ты абсолютно прав, – согласился Аслан.
- Чтобы образумить заблудшегося, с ним нужно работать. Работать днем и ночью, проявлять любовь, уважение, терпение.  А не пулю в лоб всадить или взорвать. Легко вы хотите в рай попасть. Пожил себе в кайф, хлопнул неверного, типа очистил землю от грязи и скверны, и все. Путевка в рай уже в кармане. Круто, весело! Романтика. Какие же вы наивные простофили. Не выходят у меня из головы эти парни. Чем вы вообще думаете? Почему ни один из вас, недотукается спросить у этих «учителей»: «Почему вы сами не взорветесь, если это приведет вас прямо в рай? Вы что, не хотите в рай? Или, если Всевышний призывает только убивать неверных. Как вообще распространился на земле Ислам?» Наивные простофили. Или самим об этом нельзя подумать? Не хочу сказать, что я человек далекий от религии, потому что я частица ее. Но одно я знаю точно. Если бы наш Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, распространял религию так как вы, не было бы на земле Ислама. Вы думаете что Пророк, мир Ему, распространял религию убийством неверных? А как Ислам тогда вообще, по-вашему распространился? Пророк, мир Ему, призывал людей к вере, проявлял любовь, терпение, уважение, прилагал огромное усилие чтобы достучаться до сердец людских. А у вас очень легко получается. И почему он с собой взял этих мальчишек, что были с вами?
- Он не думал наверное, что его подстерегает опасность.
- Это понятно. Если бы он вообще мог думать, он и сам не пришел бы на встречу. Наверное, хотел какой-то урок им преподать? Типа, «смотрите, какой я крутой чувачок», или хотел их руками меня убить? Джихад, то есть совершить.
- Не знаю.
- Вот к чему приводит безграмотность. Вас используют как торпеду, или отару овец. Неужели трудно просто немного подумать? Пошевелить мозгами. Как они могут принести нам истинную религию, если у самих в этом плане полный кавардак? Как может человек, которого изгнали с родных мест, где-то навести какой-то порядок? Настраивают сына против отца, отца против сына, брата против брата. Когда среди нас было, чтобы сын отца жить учил? О религии я вообще молчу.
- Не попрекай меня. Я понял, что был не прав.
- Надеюсь, что ты понял. Мне, между прочим, очень даже понравилось, что ты за отца заступился, даже когда был пьян в стельку. Помнишь?
- Помню, конечно.
- Отсюда вывод. Лучше быть пьяным чеченцем, чем трезвым ваххабитом. Но это в твоем случае. А еще лучше, быть трезвым чеченцем. А в чеченце все; и Ислам, и честь, и достоинство, благородство и храбрость, любовь к родине, уважение к соседям, почитание старших. В настоящем чеченце, в груди которого бьется сердце чеченца, и в жилах которого бегает кровь чеченца, а не спиртное или разбавленная смесь крови. А как они вообще набирают людей? По каким критериям?
- Никаких знаний, ни физической подготовки. Просто желание идти по пути Аллаха.
- О-ой! Опять громкие слова.
- Они так говорят.
- И кто приходит?
- В основном, молодые парни, по пятнадцать, шестнадцать лет. И взрослые бывают, и женщины.
- Даже женщины?
- Ну да. Но их очень мало. Да и те за кого-нибудь выходят замуж и сидят дома. Ну, то есть там, на территории школы.
- Наверное это те, которых замуж не берут, – пошутил водитель.
- Ну да. Страшненькие такие, все.
- Обиженные наверное, на жизнь, на весь белый свет. А себе ты там не приглядел невестку? – подхватил шутку Сулиман.
- Да ну их. Нужны они мне больно.
- Аслан не дурак, – сказал водитель. – Он ищет богатую и красивую.
- И правильно, – поддержал его Сулиман. – А вот увидите, он и найдет такую. Попомните мои слова. Нормальный пацан не найдет, а Аслан найдет и женится.
Братья громко рассмеялись. Аслан не обиделся на их шутки.
- А так между прочим часто происходит, – сказал водитель. – Нормальному пацану, который хочет нормально жить, который трудится, часто попадается жена - дармоедка. И девушкам порядочным часто попадаются алкаши или наркоши. Редко встретишь семью, которую можно поставить в пример другим.
- А я во всем, как и Хизир, считаю, что все наши беды из-за низкого уровня культуры и образования, – сказал Сулиман. – Даже семью нормально не умеем создавать. Отсюда и такие ребята как те, что пришли сегодня к нам на разборки. Парень с девушкой понравятся друг другу внешне, они торопятся пожениться. Ведь эта красота, когда видишь ее каждый день, надоедает. Нужно пообщаться друг с другом по больше. Перед тем как пожениться. Найти какой-то общий интерес, вкус. Фильмы там, не знаю, картины, музыка, спорт, одежда. Чтобы вечерами за кружкой чая можно было о чем поговорить. А то потом, если нет общего взгляда, вкуса, интереса, начинаются ссоры в семье, скандалы. Распадаются семьи. Мало уделяется времени воспитанию детей. Идет их дележка. В результате растут обиженные дети, эти дети потом становятся злыми, опасными для окружающих. И, как выброшенных щенят, их подбирают эти эмиры и используют в своих грязных целях. Романтика!

*  *  *

По прибытии домой братья первым делом отвезли домой Аслана, передали его семье и сразу же поехали к старейшине рода, рассказали ему о том, что и как сегодня произошло.




(Продолжение следует)