Любовь-легенда часть пятая роман-эссе

Нелли Мельникова
                (Роман-эссе)
                (Часть пятая . «Знаменитая вдова»
Мари застыла от горя. Отрешённое от мира лицо, сухие, без единой слезинки глаза. Только приехавший  брат Пьера – Жак Кюри помогает горю вылиться наружу.
А о дальнейшем почитаем в дневнике Мари:
«…Пьер, мой Пьер, ты лежишь там, как бедняга раненый, с забинтованной головой, забывшись сном… Те губы, которые я называла вкусными, стали бескровны, бледны… какой страшный удар обрушился на твою бедную голову, которую я гладила так часто, держа на своих руках. Я целовала твои глаза, а ты закрывал веки, чтобы я  могла их целовать…
 
 Я положила тебе в гроб маленький портрет той, которую ты звал «милой разумной студенткой и так любил. Этот портрет будет с тобой  в могиле, портрет той женщины, которая имела счастье понравиться тебе настолько, что, повидав её лишь несколько раз, ты, не колеблясь, предложил ей разделить с тобой жизнь.
Ты часто говорил мне, что это был единственный случай в твоей жизни, когда ты действовал без всяких колебаний. С полной уверенностью, что поступаешь  хорошо.
 Милый Пьер, мне думается, ты не ошибся.

Мы были созданы, чтобы жить вместе, и наш брак должен был осуществиться».
Время шло, а Мари оставалась внешне спокойной и отрешённой от всего и всех – к мёртвым не ушла и с живыми не осталась.
А заменить Пьера и продолжить его научные исследования могла только Мари, и, отбросив предрассудки, её назначили профессором Сорбонны.

  Впервые женщина – профессор Сорбонны.

И Мари начала работать, только это заставляло её сосредоточиться, а её горестные эмоции ложились ровными строчками в дневник, где она «разговаривала» с мужем.
 7 мая 1906 года:
«Милый Пьер, думаю о тебе без конца, до боли в голове, до помутнения рассудка. Не представляю себе, как буду теперь жить, не видя тебя, не улыбаясь нежному спутнику моей жизни».

А жить пришлось, и жить достойно, ибо Мари звалась теперь за глаза «Знаменитой вдовой». На её долю выпало столько, что  не верилось, что всё, что она сделала,  посильно  одному человеку, да ещё и женщине: получила вторую Нобелевскую премию, воспитала двух дочерей (Ирэн – тоже  лауреат Нобелевской премии), пережила тяжёлый период травли и недоброжелательности, после чего из других стран посыпались различные почётные звания и помощь в работе
 (Варшава, а за ней и другие страны, в том числе и Франция) построили «Институты радия» и т, д.

Война 1914 года – особая страница с очень нелёгкой миссией: Мари создавала многочисленные передвижные и стационарные рентгеновские установки, невероятно нужные и полезные в госпиталях. Часто сама на них работала, не задумываясь  о влиянии рентгеновских лучей на её организм. После войны на мадам Кюри «сваливается такой тайфун известности и славы на всех континентах, что она не выдерживает и частенько вместо себя на встречи посылает дочерей. Довольно комичная ситуация, но вполне правдивая. Сдавало здоровье, отказывали глаза, формула крови с большими отклонениями.

 НЕ УДИВИТЕЛЬНО!

В своём дневнике она уже незадолго до кончины напишет: «Люди, так живо чувствующие, как я, и не способные изменить это свойство своей натуры, должны скрывать его как можно больше.
 А 4 июля 1934 года Мари закончила свой невероятно трудный путь героической, единственной в своём роде женщины.
Похоронили её в одной могиле с Пьером.
Опять вместе.



 
   







.