10-а Из книги Не расстанусь с Комсомолом...

10-а Из книги Не расстанусь с Комсомолом... П.Краснощеков.

                      ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ НАЗАРА
    Родился маленький Назар 13 октября 1929 года в хуторе Серебрянка Алексеевского района и был он в семье шестой ребёнок. А всего у его родителей Ивана Андреевича и Прасковьи Фёдоровны семь детей, пять братьев и две дочери. Семья большая, но дружная, всю работу по дому выполняли старшие дети, когда они выросли и разъехались учиться, служить в армию, или, как старшая сестра вышла замуж, домашнюю работу выполняли уже младшие ребята. Работали родители в колхозе, летом на полях, а зимой на ферме. Мать, казачка Прасковья Фёдоровна была очень требовательной, порядок в доме, во дворе и перед домом поддерживался детьми постоянно. Смотреть за младшими детьми, запасать на зиму животным траву, собирать лесные ягоды, грибы, дикие фрукты, жёлуди на предстоящую зиму – это тоже их обязанность. Всё это солилось, мочилось и сушилось. А ещё охранять от птиц, а особенно от незваных пройд - коз во дворе посевы зерна и овощей.
 
   В 1936 году маленький Назарка пошёл в малокомплектную трёхлетнюю школу в хуторе Серебрянка, в школе велись тогда занятия сразу в трёх классах. Учился Назар легко, но успевал подсказывать старшим ребятам, почему часто удалялся учительницей из класса. С четвёртого класса он ходил за 7 километров в посёлочек «Красный Октябрь». Рано утром мать давала Назару бутылочку молока и кусок хлеба и провожала в школу. Зимой часто и ночевал у знакомых в посёлке, ходить в тёмное время было страшно. Учился он хорошо и отлично, особенно он любил химию. Однажды он на уроке химии так «нахимичил», что его послали за родителями и хотели исключить из школы.
   
   Второй старший брат Григорий учился в это время в мединституте, в немногочисленные побывки дома он рассказывал Назару об учёбе и работе врача. Не удивительно, что он грезил о мединституте.
   - Назар, для этого надо хорошо учиться по всем предметам, а особенно по химии и биологии, это основные науки в медицине, - говорил ему Григорий .
   
   Но война переиначила все планы. Ушли на войну отец Иван Андреевич со старшим сыном, братом Назара Петром, а когда Григорий окончил мединститут, забрали и Григория военврачом. В середине войны ушёл на фронт и третий брат Александр. Отец с братьями Петром и Александром воевали солдатами, Пётр окончил войну уже офицером, а Григорий всю войну был военным хирургом,  своим скальпелем и хирургической иглой с ниткой спас не одну сотню наших бойцов. Он прошёл с военным госпиталем Германскую и Японскую войны, после войны был в Китае, снова в Германии, а в последнее время служил в госпитале в Белоруссии вместе со своей неразлучной  женой военврачом Анной Григорьевной.
   
   Удивительно, но с войны все Горбуновы пришли живыми, хотя и ранения их не обходили стороной, особенно доставалось младшему – Александру. Мать – Прасковья Фёдоровна всю войну их ждала, молилась, ходила за несколько километров в церковь ставить свечи за здравие своих воинов. Может быть сила матери, помноженная на веру, и оберегала их в боях. 
   
   Началась война, появились первые беженцы, в их доме поставили на постой семью беженцев. Назару было уже 12 лет, возраст по военному времени вполне работоспособный, его назначают возчиком различных грузов на паре волов. Батожок и «цоб-цобе», возил в поле семена пшеницы, ячменя, ржицы, воду, обеды, Снопы на колхозное гумно, зерно на ссыпной пункт, да мало ль, перевезено грузов за время войны, прошагал босиком не одну тысячу километров рядом со своими волами Коськой и Шалым. В перерывах вместе с остальными детьми собирал колхозу упавшие в поле после косовицы колоски. Когда Назар бывал свободным от работы время, с младшим братом Валентином, сестрой Клавой и детьми беженцев постоянно ухаживали за домашними животными коровой, козами и кроликами, которые и давали своей семье и беженцам пропитание.  Семья старшей сестры Раи жила здесь же через дорогу, муж её тоже был на войне, а семь её детей воспитывались вместе со своими дядями и тётей, с двумя детьми-беженцами, так что это был целый детский садик. Тем и жили, а колхозное всё шло для фронта, но голодать – не голодали. Мать ежедневно варила ведёрный чугунок каши из самодельной крупы, приправленной для запаха кроличьим мясом, этот чугунок ели всем детским табором целый день, пока взрослые были на работе в колхозе.
   
   После Сталинградского разгрома немцев, учёба в школе возобновилась, но учиться в мединституте было Назару не суждено. За труд в годы войны Назар получил медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.». Жаль, что она выдана была только в 1996 годы. Ну что же, лучше поздно, чем никогда!   
   
   После седьмого класса он, по экономической причине, поступил в сельскохозяйственный техникум учиться на агронома. Там же в техникуме вступил в ряды ВЛКСМ, был секретарём комсомольской организации техникума. В 1948 году он его окончил, и был направлен на работу в Яминскую МТС Алексеевского района. Пешком он обходил все поля своего участка, это уже позже он на заработанные деньги купил велосипед и с военной полевой сумкой своего дяди Гриши объезжал свои поля. Молодой агроном заслуженно пользовался авторитетом колхозников и работников МТС.
   
   В марте 1950 года его призвали на действительную службу в Армии, и там был избран секретарём комсомольской организации. Служил до ноября 1954 года в Азербайджане, за это время его приняли кандидатом, затем и в члены КПСС. По демобилизации его направили инструктором Алексеевского райкома КПСС по зоне Яминской МТС. И снова его родные поля, его земля и все знакомые с детства люди, где его все знали, прислушивались к его советам и очень уважали за трудолюбие и уважение к людям. Эту неплохую черту характера Назар выработал ещё в детстве и пронёс её  через всю свою жизнь.
   
   Скоро его назначают заместителем председателя колхоза «Большевик», а уже через полгода избран общим собранием колхозников в 1956 году председателем этого большого колхоза. В 26 лет Назар Иванович уже стал руководителем большого хозяйства. Люди и в прошествии многих лет по приезду его на родину помнили и очень тепло отзывались о нём, жалели, что он не остался работать в родных краях, где была такая перспектива, такой простор для его работы.
                    *           *          *

Продолжение в 10-б.


Рецензии