Философские размышления о море

Зоя Орлова
К философской лирике относятся стихотворения, в основе которых лежат раздумья автора о бытии и сознании, о материальном и духовном мире, о смысле жизни, о добре и зле, о таинствах природы и её влиянии на человека. В стихотворении В.А.Жуковского «Море», написанном в 1822-м году, мы наблюдаем размышления поэта над загадками мироздания, поэтому он обращается к морю, которое вызывает у него невольный трепет, удивление и восхищение.
 
При создании философских произведений поэты используют определённые правила. Например, необходимо присутствие символики, образности, таинственности, скрытого смысла. Авторы применяют различные средства художественной выразительности речи: олицетворения, символы, риторические вопросы, множество эпитетов, гиперболу. В стихотворении Жуковского образ моря наделен также мистическими качествами:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

Море у Жуковского одушевлено, и поэт предполагает, что оно обладает такой способностью, как привязанность к чему-либо:

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Стихотворение «Море» написано в период  творческой зрелости, оно также относится к программным произведениям  поэта. Это элегия – жанр лирической поэзии, передающий  состояние грусти, печали, разочарования. Романтики предпочитали этот жанр для выражения личных переживаний и философских размышлений. Морская стихия в стихотворении «Море» оказалась сродни душевной организации романтической личности. Наверное, поэтому герой элегии разговаривает с морем, как с одушевлённым, могучим и  таинственным собеседником:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою...

Герой думает не о земной жизни и обычных вопросах бытия, а размышляет о возвышенных идеалах, отождествляя море с великими и непознанными силами:

Стою очарован над бездной твоей...

И он хотел бы проникнуть в тайны морской стихии:

Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Море, как и человек, подвержено смене настроений. Оно может быть тихим или бушующим, может «рвать и терзать враждебную мглу». Даже в спокойной бездне скрывается смятенье. Море, по мнению поэта-романтика, страдает на земле, где много скорби  и разочарований, и рвётся, тянется  к небу: там, в мировом просторе, есть что-то неизведанное и притягательное. Поэт и сам хотел бы найти путь к идеальному миру, так как не видел его в пределах земного бытия.  К теме природы и морской стихии Жуковский обращается, желая приобщиться к тайнам божественного начала в земном океане и океане Вселенной.

Образ моря нарисован в произведениях многих русских поэтов. Например, у А.С.Пушкина есть стихотворение «К морю», у П.А.Вяземского теме моря посвящено произведение «Босфор», Ф.А.Тютчев написал стихи под названием «Море и утёс»».

В стихотворении П.А.Вяземского «Босфор», написанном в 1849-м году, море во многом изображено так же, как и в произведении В.А.Жуковского. Здесь тоже поэт ведёт разговор с морем, как с живой и мощной силой, создавая таинственный образ могучего, непознанного мира:

Нет пространству границ! Мыслью падаешь ниц –
И мила эта даль, и страшна бесконечность!
И в единый символ, и в единый глагол
Совмещается нам скоротечность и вечность.

Вяземский признаётся, что пленён морем с первого дня встречи, и потому с любовью рисует морские пейзажи. Однако это произведение не является только философским рассуждением или романтической элегией. В нем отражено повествование о взаимных связях, о сотрудничестве моря и человека.

В стихотворении Ф.А.Тютчева «Море и утёс» стихия «бунтует и клокочет, хлещет, свищет и ревёт...». Этот образ также напоминает картины, изображённые Жуковским, но добавляется образ утеса:

Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!

Возможно, образ утёса является символом вечной природы или незыблемой государственности, а стихия волн олицетворяет собой страсти человеческие. Волны зависят от мощной морской стихии: успокоится море – улягутся страсти-волны, а великан (утёс) всегда незыблем, он должен, по мнению поэта, устоять при любых разгулах и бунтах.

Таким образом, в создании образов моря можно найти некоторое сходство в произведениях разных авторов, но каждый из поэтов отразил также свои индивидуальные размышления и чувства.