Бригада комтруда

Валентина Куршина
В  летние студенческие каникулы  я решила немножко подзаработать и по совету подруг устроилась на хлебозавод. Можно было трудиться на основном производстве,  где  выпекались  ароматные белые батоны «Новинка», но там работа была сменная. И именно этот факт меня, признаться, отпугнул. Пришлось бы выходить в ночную смену,  что было не очень желательно.  Поэтому,  не задумываясь, я выбрала  сухарный цех c  обычной  пятидневной  неделей  и сменой  с восьми утра до пяти дня.

В отделе кадров меня предупредили, что в цехе  работает замечательная  бригада  коммунистического труда, которая  из квартала в квартал завоёвывает  переходящее  Красное Знамя и вымпел «Победитель в соцсоревновании». Эти сведения меня, естественно, впечатлили и поспособствовали хорошему боевому настроению.

Цех располагался особняком  в полуподвальном помещении. Здесь из высушенного чёрного хлеба делали  сухой концентрат для кваса, а из белого – панировочные сухари.

Первые несколько дней  народ ко мне внимательно присматривался. Я же старательно выполняла порученные операции,  изо всех сил пытаясь не ударить в грязь лицом и оправдать высокое доверие кадровиков.  Наконец,  где-то через  неделю,  ко мне подошла моя ровесница  Сима, озорная девчонка и страшная матерщинница:

-  Давай обедать с бригадой. Хули  ты одна из наших в столовку  ходишь?
-  А что для этого надо?
-  Да в принципе ничего. Мы еду  из дома  приносим и едим вместе. Ещё по рублю скидываемся на бутылку. Тут до тебя тоже одна студенточка   подрабатывала, так она скупая была до ужаса  и рубль никогда не сдавала. Ну, что – будешь с нами? – Сима с презрительной улыбкой бесшабашного работяги  смотрела на меня,  будущего представителя  хилой интеллигенции, в  ожидании   ответа.

После такого  напористого приглашения  я тут же согласилась не отрываться и своим рублём поддерживать  сплоченность  коллектива.

В итоге  я  стала обедать вместе с бригадой. Нужно сказать, что в цехе  трудились в основном женщины, и был среди них  только один мужичок Володя. Он вместе со своей женой Галей обслуживал самый тяжелый  участок – в огромные печи  по специальным рельсам загонялись вагонетки с буханками хлеба  -   сначала в печь, затем обратно. Жара возле этих печей – немыслимая, так что если  существует на том  свете пекло, то я теперь представляю, что это такое.

Всю дневную норму  бригада старалась выполнить до обеда,  и поэтому   мы работали, что называется,  с  огоньком, по-коммунистически.  Это для того, чтобы  в обеденный перерыв можно было пару  часиков  отдохнуть  и потом до конца рабочего дня не очень-то напрягаться.

На обед все  дружно собирались в бригадирской  коптёрке, где на самом почётном месте стояло Красное Знамя  победителя  и все стены были увешаны грамотами и приказами о награждении за доблестный труд. На столе раскладывалась нехитрая еда и бутылки спиртного.  Дело было летом, поэтому преобладали овощи, а свежий ароматный хлеб и сдобные булочки  мы приносили из соседних цехов.  Как говорится, ешь – не хочу.

Когда я в первый раз робко отказалась от водки, мне с обидой сказали:

-  Нам твой рубль не нужен. Раз сдала, значит, пей.

Единственно,  в чем мне пошли навстречу, кстати, с большим воодушевлением  - моя доза была резко сокращена. Но я после своих законных тридцати грамм была в такой же степени опьянения, как и другие члены бригады, маханувшие небрежно по стакану.

Итак, выпив и плотно закусив, народ проводил остаток обеденного времени (ещё как минимум часа два) в соответствии со своими предпочтениями. Кто-то заваливался спать, кто-то читал, наша бригадир Вера со своими товарками садилась играть в «храп».  Постепенно я примкнула к этой азартной компании картёжников и со временем научилась не только играть, но и выигрывать. Потому что для настоящего куража мы играли  на деньги.

И вот однажды Володя в обеденный перерыв вместо того, чтобы полежать под бочком у своей законной супруги, зачем-то пошел в  хлебобулочный цех. Где и был замечен в нетрезвом состоянии главным инженером.  Начались разборки, кто такой, что да как.

Хорошо, что наш затянувшийся перерыв как раз закончился,  и мы привычно создавали  видимость ударного труда.  Неожиданно в цех пришли  представители профкома и отдела кадров  вместе с  бедолагой  Володей.

-   Вера Степановна,  -  спрашивают бригадира, - почему за своим работником не следите? Он по заводу шастает  в пьяном виде,  бригаду позорит.  Надо срочно собраться и осудить такое несознательное  поведение вашего товарища.

Началось импровизированное собрание. Слово для выступления взяла бригадир Вера, маленькая бойкая женщина, на которой количество выпитого никак не отражалось.

-  Володя! Где ты взял водку? Как ты мог так подвести коллектив коммунистического труда?  Понимаешь, что ты одной рюмкой перечеркнул все наши трудовые достижения? Где твоя рабочая совесть?  – Вера  строго буравила несчастного своими  пронзительными глазками.
Я с ужасом замерла, представляя, что тот сейчас брякнет: «Так мы же вместе пили». Вот будет кошмар!

Но нет, Володя молчал, как партизан, низко опустив лобастую голову.
-  Товарищи, - бригадир обратилась к собранию, - какие будут предложения?

Поднялась толстушка Таня, которая каждый раз выносила с завода то бутылку с подсолнечным маслом, то  в специально пошитых  мешочках сахар или муку, то яичный порошок, причем прятала это добро на огромном выпуклом животе, прикрывая  сверху пышной грудью ( ни в жизнь не догадаешься):

-  Гнать такого надо в шею! Чтоб другим было неповадно, - сказала и села.

Тут вскочила Галя, Володина жена:
-  Ты говори, да не заговаривайся. На себя лучше посмотри!

-  А я что? Я пьяная по заводу не хожу, дисциплину соблюдаю, - резво парировала Татьяна.

-  Тихо, товарищи, - призвала собрание к порядку  бригадир  Вера Степановна, - предлагаю Владимиру Королькову  поставить на вид. Кто «за», прошу голосовать.

Все проголосовали, и только Галя  воздержалась.