Выборы Главы РК. Перспективы развития Коми

Юрий Сарычев
Во второе воскресенье сентября этого года (14 сентября 2014 года - единый день выборов в РФ) состоятся выборы главы Республики Коми. Наверное, это хороший повод для размышления о перспективах развития Коми республики. И, конечно, было бы справедливым предполагать, что наипервейшим по этой теме источником могут являться некоторые материалы наиболее вероятного претендента на победу в выборах 14 сентября 2014 года В.М. Гайзера[5].

Однако (как оказалось), упомянутый выше программный документ (как с точки зрения издательской культуры, так и с точки зрения его содержания) оставляет значительный простор для дальнейшей рефлексии по вынесенному в заглавие вопросу. Дело в том, что «Программа развития Республики Коми» В.М. Гайзера 2014 года оказалась без (хотя бы самого общего) анализа контекста развития Республики Коми – в нашем региональном случае это жизнедеятельность Российской Федерации. Во-вторых, наверное, ввиду некоторой логической обрезанности тезисов «Программы развития РК» от понимания её российского контекста, цель «Программы» – «Республика новых возможностей»[5, стр.2] – оказалась несколько вне логики.

И всё же, здесь будет уместна благодарность издателям «Программы» уже и за то, что они постарались облечь образ будущего Республики Коми в некоторую программную форму.
 
Несколько по существу вопроса о перспективах развития Коми республики.

В настоящее время, волею кризисных обстоятельств 2008 года  мир переживает «…серьёзный системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации»[6]. В конечном счёте, разворачивающиеся витки мирового кризиса привели в 2014 году к военно-политической дестабилизации (самые опасные очаги - военный конфликт на Большом Ближнем Востоке и на Украине).

Очевидно, что содержанием идущих военных конфликтов является борьба балансирующих на грани стагнации наиболее экономически развитых цивилизационных систем (Запада) за слабо освоенные хозяйственно мировые территориально-природные ресурсы. В конечном счёте, как в пределе мыслится и мечтается наследникам истории и культуры античного Рима по обе стороны Атлантики - менее развитые технически и менее организованные социально общественные системы должны бы отдать свои территориально-ресурсные «излишки» более сильным, ответственным, экономически состоятельным - вобщем, авангарду демократической цивилизации. И вот Западные цивилизации (авангард мировой демократии и производительности труда) - Северо Американские Соединённые Штаты и, отчасти,  Объединённая Европа) разыгрывают на мировых подмостках рискованную многоходовку с применением технологий «мягкой силы» в рамках глобального «управляемого хаоса»-«контролируемой нестабильности»[8], пытаясь, в конечном итоге, аккуратно «подгрызть» бывшие мировые «неудобицы» в свою пользу. Похоже на то, что, прежде всего, их интересуют Северо-Восток России, Сибирь, Приморье, а также богатые углеводородными ресурсами и значимые транспортно-логистически территории стран Большого Ближнего Востока.

Предполагая таким содержание идущей мировой турбулентности, смыслом идущего уже военного противостояния можно считать борьбу за установление нового миропорядка. 

И здесь проявляются две основные цивилизационно-культурные концепции-предвидения наступающего нового мира:
• Мировая гегемония США в грядущем мироустройстве – самым ярким выразителем этой концепции является доктор философии и политологии Збигнев Казимеж Бжезинский (1928 – по н.вр.)[4];
• Концепция многополярного, полицентричного мира. Этот образ мира будущего опирается на концепцию доктора философии и политологии Сэмюэля Филипса Хантингтона (1927-2008) - концепцию «столкновения цивилизаций» Запада и остального мира[12].

Собственно, оба автора означенных концепций рассматривают лишь разные следствия главной, охватившей мир в последние 20-25 лет тенденции – мировой военной конфликтности по цивилизационно-культурному основанию.

Соответственно, Российское общество (российская экономика и государственность), может быть, даже, в наибольшей степени подвержены именно этому вовлечению в военные напряжения. Где же здесь роль и место российского Коми региона?
 
Эта роль просматривается в истории Коми края в составе России с самого XV-XVI в., и по настоящее время, как роль транспортно-логистического центра, а также ресурсного, производственного тыла России.

В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Коми АССР была мобилизационным резервом для воюющей с германским вермахтом Красной Армии СССР[3,стр.11], лесосырьевой и топливно-энергетической базой воевавшего Северо-Запада СССР[7, Т.1, стр.78]. С декабря 1941 года Тимано-Печорская промышленная провинция Коми АССР стала частью железнодорожно-транспортной логистики Союза ССР [1, стр. 3-5].

Известно, что тыл всегда берегут пуще передовых частей. В его развитие, говоря современным языком, усиленно инвестируют. Если обескровлены боевые дивизии, то их пополняют-переформировывают в тылу. Но если потерян тыл, то окончательно пропадает и армия, а вместе с нею пропадают и надежды на поддержание государственного «суверенитета-вовне».

Здесь также уместно привести мнение профессора кафедры истории и культуры УГТУ Л.Г. Борозинца (1928 - по н.вр.) о значении Коми края в современной послевоенной истории о том, что, фактически, Коми АССР внесла существенный вклад в устойчивое развитие ряда советских мегаполисов в условиях «холодной войны» СССР с Западом. Этот вклад стал следствием открытия и пуска в эксплуатацию Вуктыльского газоконденсатного месторождения в конце 60-х гг. ХХ века. Газ Вуктыла использовался для газификации коммунального хозяйства ряда крупных городов СССР.

Таким образом, сама историческая судьба Коми края/Республики Коми обозначает цель для Программы развития РК правительства В.М. Гайзера. Целью должно стать деятельное убеждение Москвы в необходимости широких (в том числе международных) инвестиций в тыловую и нацеленную сегодня на освоение Арктики Республику Коми.

Вторым же ключевым фактором превращения Республики Коми в новое качество «Республики новых возможностей»[5, стр.2] является укрепление и развитие в республике системы образования, как стержня региональной «антропологической машины».

Из современных самых последовательных и заинтересованных проповедников этой идеи развития образования и интеллекта в регионе можно назвать многолетнюю работу профессоров СГУ Ирины Евгеньевны Фадеевой и Владимира Александровича Сулимова[10],[11].

В Программе развития Республики Коми 2014 года речь идёт именно о достижении республикой нового качества – «Республики новых возможностей»[5, стр.2],  в связи с этим уместно вспомнить мысль «апостола славянства» и одного из основателей метода цивилизационного анализа общества, Николая Яковлевича Данилевского (1822 – 1885): «Чтобы из… разложения на элементы составилась новая органическая форма, необходимо присутствие образовательного принципа, под влиянием которого эти элементы могли бы сложиться в новое целое, одарённое внутренним оживотворяющим началом»[2, стр.165].

Таким образом, вывод по вопросу программного развития Республики Коми таков:

1. Особенности мирового и российского контекста развития (как макросреды для РК), а также её (РК) сложившаяся исторически роль и место в системе советской/российской цивилизации сегодня позиционируют республику как обладающую уникальным российским приполярным тыловым Тимано-Печорским Территориально-Производственным Комплексом, нацеленным в освоение Арктики[9].

Сегодня самой России необходимо дальнейшее освоение Арктики и Северного Морского Пути (СМП). Для этого (согласно исследованиям комплексной экономической экспедиции 1980 г. под руководством академика А.Г. Аганбегяна) необходимо комплексное национальное развитие северных территорий – «не только сферы производства и освоения каких-то конкретных природных ресурсов, а в целом жизнедеятельности человека на Севере»[9]. Поэтому Республике Коми необходимы  значительные инвестиции со стороны РФ и возможных зарубежных источников для:

• ускоренного развития собственной гражданской и производственной инфраструктуры (добывающей, перерабатывающей, транспортно-логистической);
• выраженного развития региональной «антропологической машины» (материальной базы, организационно-программных форм, а также кадров социального комплекса республики по воспроизводству человека).

P/S
 
За истекшие 4 года полномочий нынешнего и.о. главы РК В.М.Гайзера правительством РК на наших глазах и с нашим участием сделаны нужные новые закладки развития региона. Это развитие дорожно-шоссейной сети республики в направлении «Сыктывкар-Ухта-Воркута», восстановление возможностей местного авиаперевозчика (пока как начальная ступень – на местных Коми-авиамаршрутах), развитие промышленности РК в направлении по переработке твёрдых минеральных сырьевых ресурсов Коми края, организация предприятий республиканской лесоперерабатывающей промышленности, проведен цикл обнадёживающих переговоров по финансированию межрегионального ж/д проекта «Белкомур». Идёт напряжённая и в целом бесконфликтная модернизация социальной сферы РК.

Республике Коми как Арктическому тылу Российской Федерации необходимо постоянное, деловое и заинтересованное внимание Москвы.

Победа куётся в тылу. 
   
Литература:
1. Борозинец Г.Л., Борозинец Л.Г.: История становления и развития Республики Коми. – М.: Изд-ство СГУ, 2010.345с. ISBN 978-5-8323-0651-3.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Составление, послесловие, комментарии С.А. Вайгачёв. – М.: Книга. 1991. – 574 с. (Историко-литературный архив). ISBN 5-212-00482-9.
3. Книга Памяти Республики Коми. Имена воинов, убитых в боях, умерших от ран в госпиталях, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.) земляков коми и призванных военкоматами республики.  Т 1. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993. – 784 с.: ил. ISBN 5-7555-0435-0.
4. Поликарпов В.С. З. Бжезинский: Сделать Россию пешкой / Виталий Поликарпов. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 224 с. – (проект «АнтиРоссия»). ISBN 978-5-699-52041-1.
5. Программа развития Республики Коми. – Приложение к газете «Вчера. Сегодня. Завтра». – Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. – Свидетельство о регистрации ПИ – ТУ – 0059. – Главный редактор М.А. Челпанов. – Тираж 1000 экз. – Заказ № 3435. Учредитель: Коми региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия». – Сыктывкар: Отпечатано в ООО «Коми республиканская типография». – 2014. – 104 с.
6. Путин В.В. Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить, - сайт газеты «Известия», - [электронный ресурс]. – http://izvestia.ru/news/511884. Дата обращения 10.07.2014.
7. Республика Коми: Энциклопедия. Т. 1,2,3. – Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1997, 472 с., ил., 24 с цв. вкл. ISBN 5-7555-0617-5(т1), 1999, 576 с., ил., 24 с цв. вкл. ISBN 5-7555-0657-4(т.2), 2000, 400 с. ил., 24 с цв. вкл. ISBN 5-7555-0694-9 (т.3).
8. Сундиев И.Е. Управляемый хаос. / Материалы сайта «Свободная мысль», статья: [электронный ресурс], - http://www.svom.info/entry/262-upravlyaemyj-haos/. Дата обращения 12.07.2014.
9. Тимошенко А.И. Проекты территориально-производственных комплексов в Арктике: советский опыт и современность. / Материалы XV Соловецкого форума, интернет-портал Северного Арктического Федерального Университета, [электронный ресурс], - http://narfu.ru/aan/article_index_years.php?ELEMENT_ID=47261. Дата обращения 11.07.2014.
10. Фадеева И.Е. Сулимов В.А. Семиозис и культура: интеллектуальные практики: монография [науч., ред. И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов]. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2013. – 394 с. ISBN 978-5-87661-232-8.
11. Фадеева И.Е. Сулимов В.А. Человек. Культура. Образование. / Научно-образовательный и методический журнал. – Сыктывкар: Редакционно-издательский отдел Коми государственного педагогического института. ISSN 2223-1277.
12. Хантингтон С.Ф. Столкновение цивилизаций? – статья, текст, - [электронный ресурс]. - http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2498. Дата обращения 11.07.2014.