Нина Дунаева. О прозе Валерия Липневича

Валерий Липневич
Проза Валерия Липневича – это пример той современной литературы, которой так не хватает сегодняшнему вдумчивому и интеллигентному читателю, ощущающему себя потерянно не только среди полок книжных магазинов, страдающих засильем детективов, фэнтези и биографий ушедших героев, но и в мире реальном, где человеческое общение и слово сдают позицию за позицией, уступая место частной собственности за железными дверьми и реальности виртуальной. 
Именно для такого читателя «Путешествие для бедных» - это возможность оказаться в мире живом и настоящем, совершить вместе с автором на электричках поездку от Москвы до Минска, в которой его не будут ждать никакие остросюжетные завихрения, зато появится возможность заметить в сутолоке жизни, по которой мы все несемся как по темному туннелю, ее красоту и живущих рядом с нами людей, ведь именно они и есть главное украшение повести Липневича. Он перебирает со-циальные типажи и поворачивает их к читателю лицом вне зависимости от того, лицо это бомжа, бывшего уголовника или работяги и колхозника. С каждым из них он находит общий язык, и каждый приоткрывает ему завесу своей жизни, скрытой обычно от посторонних глаз.
Гармоничным продолжением к «Путешествию для бедных» послужит и следующая за ней повесть «В кресле под яблоней». Главный герой (повествование идет от лица автора) приезжает в дедовский дом в Белоруссии и проводит в нем всего один день. Но за этот день, полный воспоминаний, когда каждое дерево или простая кошелка хранят в себе историю, он, по сути, проживает целую жизнь и даже не одну. В его мыслях переплетаются жизни его родных и друзей, соседей и случай-ных встречных, мимоходом проплывающих по судьбе каждого человека. Сколько в этой повести всего собралось воедино! Автор успел поразмышлять о войне, мире, смене социальных строев, простых человеческих ценностях - любви, смысле жизни… всего не перечислить, да и не стоит, наверное. Главное, что все эти размышления (и это одно из главных достоинств книги) не приобрели менторского тона. Что они не вызывают у читателя ощущения, что его поучают, как надо жить, с ним лишь делится своим опытом человек, которому уже есть, на что обернуться в своем прошлом, но он еще достаточно остро чувствует, что и впереди ждет не пустыня. Почувствовать этот магнетизм жизни и суметь заразить им, вот, мне кажется, сверхзадача, которую ставил перед собой автор. А учитывая, что Валерий Липневич ещё и поэт (а кто как не поэты лучше других умеют передать настроение, характер и форму любой картинки, будь то простой пейзаж или личность человека, потому как особенно остро чувствуют «вкус» слова), то повествование получается живым и реалистичным.
Проза Липневича - это возможность посмотреть вокруг себя, оглянуться в недавнее прошлое (свое собственное и страны в целом) и порассуждать, можно сказать, пофилософствовать. Но философствование это не оставит тяжелого осадка, не покажется заумным или надуманным, а скорее, пройдет, как чаепитие с другом, после длительной беседы с которым о многом задумываешься, но главное на чем ловишь себя, это на том, что ждешь новой встречи с ним. И не важно, что этот «друг» всего лишь книга. Нынче и таких друзей надо еще поискать.