Человек без головы Яна Богданова

Богданова Яна
Человек без головы
Человек превращается,
человек превращается,
человек превращается…
В свинью…

Действующие лица:
Бабушка Анна, 90 лет.
Тетя Федя, сын бабушки Анны, 60 лет.
Даша, дочка тети Феди, 17 лет.
Петя, сын тети Феди, 13 лет.
Герман, друг семьи, 55 лет.
Ублюдки, военные.
Человек без головы, Пророк.

1 сцена
Вечер. Работает телевизор. Бабушка Анна готовит на кухне. Даша помогает собирать на стол. В гостиной слегка покачивается жёлтый, потрёпанный абажур. Изредка слышны далёкие взрывы.
Петя. Я всегда вкусно кушаю и очень рад.
Даша. Скоро мы опять сядем ужинать…
Бабушка Анна. В последнее время мы только и делаем, что едим…
Петя. А зачем делать что-то ещё?
Тетя Федя. Скоро настанет время, когда человечество сможет вовсе ни есть и ни пить. Мы все станем питаться солнечной энергией. Человек изменится до неузнаваемости и сможет выносить отсутствие кислорода и высокие температуры. Человек станет совершенен, он перестанет бояться… А ещё я слышал…
Бабушка Анна. Хватит ерундой детям головы забивать…
Даша. Мне кажется, я влюбилась. А, может, даже беременна…
Бабушка Анна. Ну вот, пожалуйста. Она уже строит из себя фифочку… Если ты беременна – останешься наверху. И нечего рожать лишних ублюдков…
Даша. Вам вообще никто не нужен. Чем вы-то лучше?
Бабушка Анна. Молчи, дура… Ты жизни не знаешь…
Петя (смотрит на огромный плакат, где изображён мужчина в военной форме с множеством орденов). Какая форма, какие ордена! Как это красиво…
Бабушка Анна. Отец никогда не разбирался в людях… Его интересовали только эти пустые медяшки. Надень их хоть на голову, хоть на задницу – жизнь не станет лучше. И куда всё это привело? В пропасть. Он был молодец – умер и оставил нас всё расхлёбывать…
Тетя Федя. Я вообще смотрю по телевизору только рекламу. Это самое увлекательное зрелище.
Бабушка Анна. Скоро твой телевизор тебя сожрёт, тетя Федя.
Петя. Анна, а почему ты называешь папу тетей?
Бабушка Анна. Посмотри ещё телевизор… Разве ты там не видел? Они ведут себя, как женщины, хотя на самом деле – мужчины.
Петя (мечтательно). Понятно. Значит, мой папа – особенный.
Бабушка Анна. Как я устала! Скорей бы сдохнуть и не видеть, как этот мир катится в тартарары…
Тетя Федя (очень серьёзно). Дождь пошёл. Он всегда начинается так не вовремя.
Петя. Папа, откуда ты знаешь, что пошёл дождь? У нас же нет окон…
Тетя Федя. Нет окон? А я думал, есть…
Бабушка Анна. Сумасшедший он, твой тетя Федя.
Петя. Тетя Федя, а почему ты так странно улыбаешься?
Тетя Федя. Я жду.
Петя. Чего?
Тетя Федя. Когда у нас снова появится смысл жизни.
Бабушка Анна. Кому он нужен, твой смысл жизни? Нет его, этого смысла, когда ты поймёшь? Возвращается только смерть, а жизнь уходит навсегда. Слёзы не лечат, а оставляют шрамы…
Петя. Анна, когда мы сядем за стол?
Бабушка Анна. Скоро. Мы будем опять сидеть и ни о чем не думать.
Петя. А можно я буду танцевать на столе?
Бабушка Анна. Ты не умеешь танцевать: просто свалишься, как пьяный, и умрёшь…
Петя. Тогда я не буду танцевать на столе…
Тетя Федя. Я просто смотрю телевизор и ничего не вижу… Может, я совсем ослеп?
Даша. Вы не замечали, что вы все постоянно ноете? Ва쬬 ничего не нравится, вы никого не любите, вы не хотите жить… Вы хотите только жрать-жрать друг друга… Поднимитесь наверх, давайте все вместе поднимемся наверх: там есть воздух и еда – там мы все вместе умрём свободными….
Петя. Анна, а что мы сегодня будем есть?
Бабушка Анна. Лимоны. Впрочем, как и всегда.
Петя. А почему мы едим всегда только лимоны?
Бабушка Анна. Потому что у нас больше ничего нет.
Петя. А почему у нас больше ничего нет?
Бабушка Анна. Потому что ты ещё маленький, а вот когда подрастёшь, мы съедим тебя вместе с твоими почемучками…
Петя. Я боюсь тебя, Анна.

2 сцена
Тетя Федя и Петя снимают со стены картину, где изображён отец бабушки Анны в военной форме, и кладут её на две табуретки. Таким образом, получается стол. На стол ставится несколько ваз с лимонами, а также множество приправ и несколько причудливых графинов с вином.
Тетя Федя. Я опять чертовски голоден… Я вечно не наедаюсь этими лимонами…
Бабушка Анна. Где Даша?
Петя. Переодевается.
Бабушка Анна. Зачем она переодевается по шесть раз на дню?
Петя. Ей кажется, от неё дурно пахнет.
Бабушка Анна. Что-что?
Петя. Ей кажется, она грязная.
Бабушка Анна. Как трогательно… Молодость, молодость…
 
Появляется Даша. Она одета в истрепанные, разноцветные лохмотья, босиком, ярко накрашена, на голове пышно растрепаны волосы.
Бабушка Анна. Детка, ты прелестна. Присаживайся.
Тетя Федя. Какие милые лимончики. Даже не знаю, какие выбрать — жёлтые или зелёные?
Бабушка Анна. Какие угодно. Главное, не забудь их приправить мышьяком.
Петя. Анна, я больше не хочу есть…
Бабушка Анна. Что?
Петя. Я сыт.
Бабушка Анна. Ты будешь есть. И ты съешь теперь три лимона, а не два. Иначе, ты пойдёшь наверх и проведёшь там всю ночь.
Даша. Петя, не слушай её. Мы пойдём наверх вместе. Там нет ничего страшного.
Петя. Нет! Пожалуйста! Даша, я тебе не верю. Ты всегда возвращаешься в крови и синяках.
Бабушка Анна. Поэтому ешь, а то я отправлю тебя к Ублюдкам.
Даша. Анна, ты очень злая. Ты убиваешь моего брата и всех нас. Но со мной этот номер не пройдёт. Мне нечего бояться.
Бабушка Анна. Мы всё равно умрём. Так будет быстрее… Ешь, Петя…
Гроза за окном.
Даша. Анна, зачем тебе нужно, чтобы мы поскорее умерли?… Почему-то мы продолжаем жить…
Петя. Анна, я не хочу умирать. Мне страшно, когда я засыпаю. Мне кажется, что все, что будет потом, – всего лишь пустота, и я никогда ничего больше не почувствую.
Бабушка Анна. В нашем случае смерть – не пустота, а продолжение. Тише… Слышите?
Они опять начали обход.
Тетя Федя. Кого они все время ищут?
Бабушка Анна. Они боятся Пророка…
Тетя Федя. Ты только и умеешь всех пугать. Ну придет этот «Пророк», и что?
Петя. Да, бабуля, что в этом страшного?
Тетя Федя. В конце концов, всё – голые выдумки. Ублюдки любят шутить… Это их право…
Бабушка Анна. Тише… Пророк докажет бессмысленность существования человечества. Люди прославились своей кровожадностью, ненасытностью в убийстве себе подобных. Пророк всего лишь ускорит процесс вырождения людей. Ублюдки там наверху – доказательство моих слов. Они хотят жить и продолжат убивать.
Даша. Но ведь мы ни в чём не виноваты. Значит нечего бояться?
Петя. Анна, после лимонов мне всегда как-то не по себе, как будто я – это совсем не я, и никак не могу вернуться к себе обратно.
Тетя Федя. Пророк должен помочь…
Петя. А почему Ублюдки хотят убивать?
Бабушка Анна. Если вы встанете на правую ногу, левая будет висеть в воздухе. Левая нога будет тянуть к земле… Особенно сильно тянуть – так как можно считать, что её нет, и она нарушает баланс тела… Тогда есть все шансы упасть всем телом прямо в грязь – лишнюю ногу можно отрубить. Правда, не останется, на чём стоять…
Даша. Они не совсем такие, как ты говоришь, Анна. Я всегда Наверху и знаю, среди них встречаются хорошие…
Бабушка Анна. Вы не знаете всего ужаса, который нас ждёт. Мне осталось совсем немного, я обязана вас предупредить. Отныне каждый человек будет жить в своём собственном аду. Каждый должен искупить максимум грехов человечества. Все мы находимся в связке и будем страдать бесконечно. Как только придёт Пророк, люди станут бессмертны, и, пока не искупят грехи всего человечества, – будут жить и страдать вечно! Я не хочу для вас такой доли…
Бабушка Анна падает без чувств. Её поднимают, усаживают в кресло, приводят в себя.

3 сцена
Раздаётся требовательный стук в дверь.
 Бабушка Анна. Это они… Они опять здесь… Тушите свет, ложитесь на пол, не дышите… не сопите, не храпите, не хрюкайте… Замерли…
Герман. Эй! Есть кто?
Даша. Знакомый голос. Голос знакомый. Но как будто и незнакомый…
Бабушка Анна. Ни с места – они могут притворяться.
Герман. Вы там живы? У вас всё в порядке?
Бабушка Анна. Федя, поднимись наверх, посмотри. Это, кажется, Герман – впусти его. Но будь осторожен. Ублюдки могут бродить рядом.
Тетя Федя. Я мигом. Давайте, Петя, Даша, тяните канат.
Тетя Федя поднимается наверх. Через какое-то время машет сверху рукой детям, и они спускают его вниз вместе с Германом.
 Герман. Ну вот, здрасте вам. Я уже тут хожу вокруг несколько дней, и это… стучу-стучу, а вы не…, и вас нет, и никто не откликается. Я было уже испугался, вот сегодня ещё раз решил постучать, а вы вот тут все живые. Я рад. Я очень рад.
Бабушка Анна. Мы как раз обедаем. Не желаешь лимончика с мышьяком?
Герман. Чур вас. Бешеная ты, и все вы сумасшедшие. Если бы я вашему отцу, Анна, не пообещал за вами приглядывать, то и вовсе бы не заходил.
Бабушка. Анна. Ну и не заходи. Тебя что – просят? У нас тут свои дела, ты вечно отвлекаешь…
Герман. Я принёс детям хлеба и вам вина.
Петя и Даша бросаются на хлеб и, вырывая его друг у друга из рук, с жадностью едят.
 
Бабушка Анна. Ты мне тут детей попортишь, негодяй. Сколько раз говорила, пусть они умрут побыстрее – им только легче от этого будет.
Герман. Нет, Анна. Гробишь себя – гробь. Дети тут ни при чем – у них, может, будущее вдруг случится, и ты это будущее увидеть не в состоянии, что бы ты ни говорила, и как бы ни хотела…
Тетя Федя. Да, Анна. Дети хоть и виноваты, но они ни при чём… Не будь Даши, которая работает наверху и ублажает ублюдышей, мы бы уже давно тут сдохли в этом подземелье.
Герман. И я стараюсь вам помогать, как могу… Ведь я тоже рискую головой.
Бабушка Анна. Все во всем виноваты. И все будут отвечать за всех – запомните. Вы, наверное, надеетесь, что когда придет Пророк, он примет вас в распростертые объятия? Вы будете валяться у меня в ногах и просить помощи о скорой смерти, когда случится то, что случиться непременно должно.
Даша, не доев свой хлеб, разламывает кусок надвое. Один кусок даёт бабушке Анне, второй – тете Феде.
Даша. Вот вам вкусненькое.
Тетя Федя. Даша, я не заслужил. Меня и лимоны вполне устраивают. На тебе, Петя. Ты ешь, маленький, ешь.
Бабушка Анна кидает хлеб в лицо Даше.
Бабушка Анна. Ты что здесь устроила? Быстро подняла и ешь. За такую наглость ты сегодня пойдёшь работать во вторую смену… Хлебом она делится. Может, ты с Ублюдками поделишься? Я разве учила тебя делиться – каждый должен быть сам за себя. Поняла?
Даша. Поняла… А только вдруг я умру?
Бабушка Анна. Это будет очень даже хорошо, если ты умрёшь прямо сегодня.
Даша. А как вы об этом узнаете? Вы даже не будете знать, где я нахожусь…
Бабушка Анна. А зачем это знать? Тебя подберут и закопают вместе с остальными…
Даша. И вам будет совершенно всё равно?
Бабушка Анна. Совершенно! Надоели – давайте спать. Герман, ты останешься у нас или как?
Тетя Федя. Да оставайся! На пяти этажах есть, где разместиться. У нас так безлюдно…
Герман. Мне завтра с утра везти Ублюдков в центр – просыпать нельзя. А то как-то нехорошо мне всегда, когда я не дома остаюсь… Но и сейчас идти поздно и грязно. Останусь до завтра на самом верхнем этаже. С утра выскользну незаметно, чтобы не тревожить…
Бабушка Анна. Зачем ты предал нас, Герман?
Герман. Это было необходимо. Я жив и могу приносить вам хлеб и вино.
Бабушка Анна. Они тебе нравятся? Ты их понимаешь?
Герман. Я не принимаю убийство ради убийства… Они защищают свою территорию.
Бабушка Анна. От кого? От себе подобных? Ты стал рассуждать почти как они.
Герман. Что ты ко мне привязалась, старая ведьма? Я получаю всё, что захочу. Только ради этого стоит жить.
Бабушка Анна. Тогда убей нас – мы же тебе мешаем?
Герман (берёт за горло бабушку Анну). Я убью тебя, если ты не прекратишь травить детей мышьяком.
Бабушка Анна. Давай, сделай милость. А потом эти дети убьют тебя и твоих детей. И так будет до бесконечности.
Тетя Федя. Оставь её, Герман. Она уже совсем выжила из ума.
Герман. А что ты там пищишь, маменькин сынок, баба в обличье мужика? Что вы можете знать о силе, которой я обладаю?
Тетя Федя. Герман, перестань, мы были почти как братья.
Герман (отпускает бабушку Анну). Вот именно, что были… почти. Попроси свою мамашу быть ко мне почтительней.
Тетя Федя. Хорошо, хорошо!
Герман. Вот вам и доказательство… У кого сила, тот и прав, всегда прав.
Тетя Федя. Дети, попрощайтесь с Германом.
Даша и Петя встают на колени.
Даша. Спокойной ночи всем. Я очень постараюсь завтра не проснуться.
Петя. Я сыт. Я очень рад. Я буду спать тихо и хорошо.
Герман. Девчонку я заберу с собой. Я знаю о твоих похождениях, Даша. Ты же не откажешься доставить удовольствие старому другу семьи?
Даша. Я сделаю всё, что вы скажете.
Герман. Вот и хорошо. А ты, пацан, иди спать. И вы тоже.
Все собираются разойтись, как вдруг раздаётся требовательный стук. Он становится всё сильнее и сильнее – все замирают на месте.
Герман. Это ещё кто?
Бабушка Анна. Это у тебя надо спросить. Привел всё-таки к нам своих ублюдков?
Герман. Потише, старая ведьма. Никто не должен знать, что я нахожусь у вас. Спрячьте меня.
Стук в дверь продолжается. Слышны выстрелы.
Тетя Федя. Иди сюда. Здесь у нас тайная комната – мы там укрываемся от бомбёжек. Заходи, быстро.
 
Тетя Федя закрывает тяжёлую массивную дверь, поворачивает ключ и вешает его к себе на шею. Слышны крики.
Даша. Кто это?
Петя. Как страшно.
Бабушка Анна. Молчите.
Человек без головы. Откройте дверь. Позвольте переночевать… Они меня убьют!
Тетя Федя. Кто вы, что вам нужно?
Человек без головы. Они украли мою голову, мне нужно её найти. Помогите! Я хорошо заплачу.
Бабушка Анна. Украли голову? Вы – человек без головы? Разве это возможно?
Человек без головы. Оказывается, возможно. Сейчас у меня совсем нет головы. Я не истекаю кровью и почему-то жив. Эти монстры отрубили мне голову, и я сбежал. Я ещё могу стоять на ногах. Понимаете, мне необходимо укрыться, хотя бы на время. Я могу быть вам полезен, поверьте. Но времени осталось совсем мало – они настигают. Откройте!
Тетя Федя. Ублюдки с вами?
Человек без головы. Пока ещё далеко, но уже совсем близко…
Бабушка Анна. А вы сами случайно не из их команды?
Человек без головы. Говорю же – нет. Как мне вам это доказать?
Бабушка Анна. Выпускай Германа. Пусть он его проверит.
Дети открывают массивную дверь. Герман выходит наружу.
Бабушка Анна. Ну что, всё слышал?
Герман. Вроде, да.
Бабушка Анна. Сможешь его проверить?
Герман. Попробую…
Герман подходит к двери и открывает в ней небольшое окошечко. Темнота, и ничего не видно.
Герман. Эй, вы… Видите вот здесь проём?
Человек без головы. Видеть я, конечно, не могу: головы всё-таки нет. Но я чувствую тепло.
Герман. Просуньте туда свою правую руку.
Человек без головы. Пожалуйста…
Герман. Правую, я сказал, а не левую…
Человек без головы. Да, конечно. Сложно ориентироваться, когда нет головы.
Герман. Розы на запястье нет – у всех ублюдков она должна быть…
Бабушка Анна. Герман, а у тебя?
Герман. Замолчи, старуха…
Тетя Федя. Но, возможно, он её просто стёр или замазал. Ты понимаешь, Герман, надо ещё как-то проверить…
Герман. Сейчас проверим… (достаёт из кармана небольшой ножик и резко его открывает).
Все в ужасе отступают на шаг назад и с удивлением и опаской смотрят на Германа.
 Герман (приставляет нож к запястью Человека без головы). Кто ты? От кого бежишь?
Человек без головы. Я не знаю от кого бегу. Они гонятся за мной и скоро поймают. Из-за них я уже потерял голову и хочу её вернуть. Если вы мне поможете, я очень хорошо вас отблагодарю.
Герман. Сейчас проверим.
Герман делает небольшой надрез на руке Человека без головы. Начинает капать кровь.
Герман. Боже… Вы только посмотрите…
Все осторожно подходят ближе, чтобы посмотреть.
Бабушка Анна. Она синяя…
Петя. Голубая…
Даша. Да нет, она почти зелёная.
Тетя Федя. Герман, тебе это о чем-то говорит?
Герман. Мне это ни о чем не говорит. Слушай, ты, тебе больно?
Человек без головы. Мне не больно. Мне станет ещё лучше, если вы меня впустите.
Проходит миг, и ранка на глазах у всех тут же затягивается.
Даша. Вы видели, видели???
Бабушка Анна. Только бесов нам не хватало…
Герман. Впустите его – он, кажется, не опасен, но на всякий случай…
Петя и тетя Федя достают из-под стола вилы и становятся по двум сторонам двери. Герман отпирает замок. Вваливается высокий, двухметровый Человек без головы. На нём плащ, поднят капюшон, и внутри действительно виднеется лишь тёмное пространство. Человек без головы очень строен, и внешне его сложно отличить от простого человека. Но широкий, длинный плащ придаёт ему какую-то зловещую энергию.
Бабушка Анна. Что вы натворили?
Человек без головы. Я угостил этих ребят…
Герман. Военных…
Человек без головы. Ну да, угостил их конфетами. Они сначала ели и улыбались, а потом схватились за оружие и отрубили мне голову.
Бабушка Анна. Разве вы не знали, что любая еда, кроме лимонов, здесь запрещена?
Герман. Что ты мелешь, старуха? Ублюдки едят исключительно мясо…
Бабушка Анна. Мясо не мясо… К мясу тоже нужен лимон…
Герман. В любом случае, сладкое здесь не едят…
Тетя Федя. А я помню, что такое конфеты. Это просто улёт!
Петя. А почему мы не знаем?
Даша. Это, наверное, что-то особенное…
Герман. Вы собирались заплатить…
Бабушка Анна. У вас остались конфеты?
Человек без головы. Конечно… Я собирался заплатить… Только я не знаю, чем платить…
Герман. Что значит, не знаете?
Человек без головы. Я могу дать вам то, что вы захотите. Но мне нужно знать, что вы хотите.
Даша. Конфеты! Я хочу попробовать конфеты!
Герман. А оружие? У вас есть оружие нового поколения?
Бабушка Анна. Покой. Вы можете подарить мне покой?
Тетя Федя. Можно мне вернуться в детство? К своим настоящим родителям в деревню?
Петя. Я хочу править миром, чтобы все мне подчинялись…
Человек без головы. Вы все хотите того, что не принесёт вам счастья. Почему?
Герман. Плати!
Человек без головы. Я не могу заплатить всем и сразу. Мне необходимо время…
 
Человек без головы достаёт из кармана пакет с конфетами и протягивает его Даше.
Человек без головы. Если вы поможете мне отыскать мою голову, я обещаю, что заплачу всем…
Бабушка Анна. Посмотрите, никого нет?
Человек без головы. Я не могу смотреть, они забрали мою голову. Только чувствую, они где-то рядом.
Герман. Пойдёмте все на пятый этаж – там безопаснее…
Все поднимаются на пятый этаж.

4 сцена
Тетя Федя. У вас совсем нет головы. И, правда, пустое место… Разве это возможно? Чудеса!
Даша. И вы даже без головы всё понимаете?
Человек без головы. Не столько понимаю, сколько чувствую. Я не хочу вас смущать и закрою пустое место маской, так будет проще общаться. (Достаёт маску – надевает).
Тетя Федя. Невероятно! Давайте по порядку!
Бабушка Анна. Подожди ты, придурок …Ну! Брысь! Ты – он! Как тебя звать-то странно… Звать никак, и сам ты – никто. Меня зовут Анна, это – Даша и Петя… Познакомьтесь, это никто… А это – тетя Федя. То есть, просто Федя. Кажется, я не в себе – не стоит меня слушать…
Человек без головы. Понял. Спасибо. Мне не обязательно прикасаться, я чувствую…
Бабушка Анна. Слушай, тетя… То есть, Федя… Проверь дверь. Мне все это не нравится…
Даша. А мне нравится!
Петя. Я всегда хорошо кушаю и очень рад!
Тетя Федя. Весь мир в моей ладони: я смотрю рекламу – я вижу свет. Он мой, только мой!
Бабушка Анна. Хорошо, тетя Федя, не стоит молчать! Хорошо, тетя Федя, хорошо, тетя Федя, хорошо, тетя Федя… Ну скажи ты что-нибудь! Стоишь, как болван!
Тетя Федя. Я ничего не чувствую. Я был уверен, что, если буду сидеть и слушать, я просто стану ничем. Всё сразу станет спокойно и однообразно…
Бабушка Анна. Не обращайте внимания! У нас каждый о своём: так есть возможность выжить – никто не вдаётся в подробности своей собственной ядовитой правды. Зачем? Все мы – немые от рождения, но не все понимают это сразу, – нужно время. Мы почти все поняли и остановили движение, вот только Даша…
Даша. Я хочу быть живой! Я лучше сдохну там наверху, чем буду жрать ваши лимоны с мышьяком!
Бабушка Анна. Вы голодны? Как вас называть?
Человек без головы. Можете называть меня просто Пророк…
Все в ужасе отскакивают в сторону.
Тетя Федя. Что я говорил, что я говорил? Он совсем не ужасен и не опасен! Этот прекрасный, возвышенный, красивый человек без головы! Разве он может сделать что-то плохое? Хи-хи-ха-ха-хи-хи…
Бабушка Анна. Заткнись…
Тетя Федя. Я молчу, я всегда молчу! Но пришло время говорить! Ведь это не просто так он постучался именно в нашу дверь?
Герман. Кто – он?
Тетя Федя. Человек без Головы. То есть, Пророк…
Герман. Что-то у меня не очень лестные сведения о вашем Пророке. Это что – заговор? Я вас всех сейчас арестую!
Бабушка Анна. И так постоянно. Все мы бегаем от своих собственных надуманных страхов. Проходите, пожалуйста, садитесь…
Человек без головы. Спасибо, вы очень любезны. Причина вашего страха мне не ясна, но вы можете ничего не бояться…
Бабушка Анна. Как же… Конечно… Знаем…
Даша. Вам нравится, когда вам верят?
Человек без головы. Нравится, Даша…
Бабушка Анна и Герман (хором). Откуда вы знаете её имя?
Человек без головы. Вы сами её представили…
Бабушка Анна. Ах, да… Наверное…
Герман. Подозрительно…
Тетя Федя. И вы, Пророк, вот так запросто разгуливаете по улицам и позволяете отрубить себе голову?
Человек без головы. А что в этом странного?
Герман. Это очень даже естественно – дуракам закон не писан!
Человек без головы. Я рад, очень рад. Я всегда хорошо кушаю и очень рад! Да, Петя?
Бабушка Анна. Вот оно! Свершилось! (Падает на колени, начинает молиться и причитать.)
Петя. Так это вы – спаситель мира? Я слышал о вас по телевизору!
Тетя Федя. У нас нет телевизора…
Петя. Да? А я думал, что есть…
Тетя Федя. Может, и есть – я не проверял. Я так часто его смотрю, что уже забыл, есть он или нет…
Петя. Не убивайте нас, пожалуйста, всех сразу… Давайте по отдельности и так, чтобы не больно… Мы всё-таки вас приютили…
Тетя Федя. Мне плохо! (Хватается за грудь.) И я вот так прямо сейчас начну страдать и буду страдать вечно? Буду все время страдать? Анна, спасите мою душу! Где лимоны? Дети! Начинаем быстро есть лимоны!
Появляется переодетая Даша. На ней разорванные оранжевые колготки. Помада размазана по всему лицу, волосы, как всегда, всклокочены, мини-юбка едва прикрывает бёдра, облегающий полупрозрачный топик зашит в нескольких местах, губы её слегка нервно подёргиваются.
Даша. Ты – Пророк, ведь так?
Человек без головы. Так меня зовут.
Даша. Ты умеешь дышать?
Человек без головы. Иногда…
Даша подходит к Человеку без головы и зажимает в маске рот.
 Даша. Так можешь?
Человек без головы. Могу.
Даша. Ты умеешь видеть?
Человек без головы. Иногда…
Даша. Что ты видишь сейчас?
Человек без головы. Тишину…
Даша. Она надолго?
Человек без головы. На вечность…
Даша. Ты умеешь бежать?
Человек без головы. Иногда…
Даша. Тогда почему ты стоишь на месте?
Человек без головы. Я учуял след…
Даша. Тебе бывает страшно?
Человек без головы. Нет…
Даша. Тогда почему ты – живой?
Человек без головы. Я не могу умереть…
Даша. Ты возьмёшь меня в жены?
Человек без головы. Нет.
Даша. От меня дурно пахнет?
Человек без головы. Бесподобно дурно…
Даша. Ты вернёшь себе голову, и я смогу целовать тебя в губы?
Человек без головы. В губы смогу целовать тебя я.
Бабушка Анна. Ну же, вы все, очнитесь, очнитесь и встаньте на колени!
Все встают на колени, кроме Даши.
Даша. Я тоже должна встать на колени?
Человек без головы. Не понимаю…
Даша. Так у нас выражают уважение…
Человек без головы. А что такое уважение?
Даша. Когда тебя все любят, и никто не спрашивает, за что…
Человек без головы. Зачем вы все встали на колени? Вам так удобнее передвигаться?
Все, кроме Даши. Да! Пророк! Да! Пророк! Да! Пророк!
Бабушка Анна. Она – глупая девочка. Она – просто глупая девочка, прости её. Из Даши не выйдет ничего путного. Забудь о ней. Мы слушаем твои указания!
Человек без головы. Даша… Я её где-то уже встречал – редкое создание… Знаете, я чувствую что-то очень тяжёлое – это мешает мне говорить… Давайте просто сядем на пол? Сядем на пол – так всем будет удобнее.
Все как под гипнозом садятся на пол, кроме Даши.
Человек без головы. Я обещал вам многое из того, что не принесёт вам счастья… Всё это вы получите. А пока у меня есть только конфеты…
Человек без головы достаёт из кармана нераспечатанную пачку конфет и протягивает руку вперёд. Даша резко срывается с места, вся вытягивается в струну, хватает пакет конфет. Прячется за Человека без головы.
Даша (радостно воя). Я первая, первая! Теперь ты возьмёшь меня в жены?
Человек без головы. Нет…
Даша. Почему? Теперь нет?
Человек без головы. У нас не принято… Каждый сам выбирает себе друга… Каждый свободен… Время не имеет значения… Поэтому мы не страдаем…
Бабушка Анна. На вашей планете живут одни Пророки?
Человек без головы. Пророки – это наш молодняк. В них верят и слишком балуют сладким…
Герман. Что за бред? Я устал! Я тут вам всем сейчас покажу!
Человек без головы. Твои яйца – даже если ты их выставишь на торги – стоят недорого…
Герман. Что ты сказал?
Человек без головы. Что сказал, то навсегда останется…
Герман. Ты хоть понимаешь, кто я такой?
Человек без головы. Дурак – ты так сам себя назвал…
Герман. Вострый… Хочешь быть засоленным в говне?
Человек без головы. Вы можете делать что захотите – для этого я и пришёл.
Герман. Бесстрашный парень – голову отрубили, и всё равно говорит прямо. Дайте мне вина! Я тебя уважаю!
Человек без головы. Я могу предложить вам воду…
Герман. Молчи… Я решаю…
Человек без головы. Не выноси скорых решений…
Герман. Замолчи, ты меня раздражаешь!
Человек без головы. За этим и прибыл…
Герман. Что ты любишь?
Человек без головы. Ничего.
Герман. Хочешь, я дам тебе власть?
Человек без головы. У меня есть власть.
Герман. Ты наслаждаешься?
Человек без головы. Я спокоен.
Герман. Врёшь.
Человек без головы. Проверь…
Герман. Пытки! Мы будем его пытать! Все рано или поздно раскалываются…
Бабушка Анна. Заткнись, ублюдок… Он всё понимает…
Даша. Вы не сможете его пытать – он будет пытать вас…
Герман. Это почему?
Даша. Просто так… Потому… Это – Пророк…
Герман. Где конфеты?
Даша. У меня.
Петя. А почему она забрала все конфеты, Пророк? Нас учили делиться…
Человек без головы. Вас учили, что такое делиться?
Петя. Дать мне…
Тетя Федя. И мне…
Герман. Отдать все правительству – оно разберётся…
Даша. Я вас не вижу – вас нет…
 
Человек без головы. Даша, конечно, поделится… Но она была первая, давайте соблюдать правила… Она никому ничего не обязана… Пусть она ест свои конфеты, ничего страшного… Каждый получит своё…
 
Даша. Это мои конфеты…
Человек без головы. Конечно твои…
Герман. Мы тоже хотим…
Человек без головы. Вы получите…
Даша. Мои, мои конфеты! Я устала от всех вас, я вас ненавижу!
Человек без головы. Если съесть всю пачку конфет сразу, можно умереть… Они слишком сладкие и дают призрачное ощущение счастья… На нашей планете выдают такие конфеты только молодым, чтобы поддержать их гормон счастья…
Даша. Значит, я могу умереть от счастья?
Человек без головы. Передозировка гормонами счастья приведёт к мучениям… Правда, каждый решает сам…
Петя. А бабушка говорила, что если ты придёшь, то лучше поскорее умереть…
Человек без головы. Почему?
Петя. Ты будешь нас вечно мучить. Так ты говорила, бабуля?
Человек без головы. Я не понимаю, о чём вы… Я пришёл за помощью и хочу попросить помочь мне найти мою голову.
Петя. А где мы будем её искать?
Человек без головы. Где-то здесь…
Петя. Смотрите – она ест конфеты!
Тетя Федя. Даша, поделись с нами конфетками, ведь мы – твоя семья…
Герман. Дашенька, я знаю тебя ещё с пел      ёнок! Тю-тю-тю, такая была милашка…
Бабушка Анна. Оставьте её в покое – надо было её заранее отравить, а теперь мучайся с ней…
Даша. Вы – моя семья? Это вы себе пытаетесь внушить или мне? Вы всегда уделяли больше внимания Пете. Когда я болела, вы говорили – терпи, а когда болел Петя, вы бегали вокруг, как угорелые. Посмотрите, какие вы все чистенькие и аккуратненькие, а от меня постоянно дурно пахнет, потому что я вынуждена ради Семьи копаться в помойных ямах. Только вы посылаете меня наверх, а сами сидите тут, как крысы, в надежде убежать от того, чего не существует. Я рассказала вам, что рабочие с рудников меня насилуют, – вы сказали, что я – женщина, что я должна не просто привыкнуть, а принимать это с благодарностью. Я больше не хочу терпеть побои и унижения, я больше не хочу вас всех видеть. (Даша начинает лихорадочно засовывать в рот конфеты, выплёвывает, поднимает и кладёт обратно в рот.) И, если я умру, то лучше от счастья, чем от ваших лимонов с мышьяком.
Человек без головы. Творится что-то ужасное. Я чувствую…
Даша падает без чувств. Петя опрокидывает вазу с лимонами. Начинается дождь. Постепенно наступает темнота.

5 сцена
Бабушка Анна зажигает несколько свечей. Царит полумрак, все разговаривают шёпотом.
Петя. Что с ней, она умерла?
Бабушка Анна. Не знаю.
Герман. Смотрите, ещё конфеты остались. Я всегда ей говорил, жадность до добра не доведёт.
Тетя Федя. Это же моя дочь! Малышка! Даша, что с тобой? (Трясёт ее за плечи.)
Петя. Она была хорошей сестрой – всегда мне помогала.
Герман. Она мне нравилась с самого детства, а когда повзрослела, так вообще…
Бабушка Анна. Сволочь. Сама сдохла, а мы теперь все расхлёбывай…
Тетя Федя. Доченька, прости меня за всё… Ты не можешь умереть вот так просто…
Человек без головы. Она умерла. Уже ничего не поделаешь. Я пойду, у вас такое горе…
Бабушка Анна. Нет. Стой.
Тетя Федя. Вы никуда не уйдёте…
Петя (резко повзрослев). Она нас кормила, а вы её убили…
Человек без головы. Своими руками я никогда никого не убивал. Это был её выбор, я предупредил…
Петя. Наплевать…
Человек без головы. Помогите мне найти мою голову, и я дам каждому всё то, что он захочет… Как и обещал!
Бабушка Анна. Значит, все будут искать вашу голову.
Петя. А что делать с ней?
Бабушка Анна. Герман, заверни её как следует, и отнесите в подвал, чтобы здесь не завоняло… И потом возвращайтесь…
Тетя Федя. Я пойду с ними… Я хочу с ней попрощаться ещё разок…
Бабушка Анна. Ты останешься здесь, и хватит хныкать, как девка… Наступают новые времена.
Человек без головы. Позвольте мне присесть и немного отдохнуть. Пока я буду вас ждать, я немного подумаю…
Герман. Было бы чем…
 
Герман с Петей поднимают Дашу на руки. Петя берёт огромный чёрный мусорный пакет, расправляет его, и они запихивают туда тело. После чего уносят Дашу со сцены.
 
Бабушка Анна. Ну и как, вы довольны?
Человек без головы. Чем?
Бабушка Анна. Своим злодеянием…
Человек без головы. Мне кажется, вы принимаете меня за кого-то другого…
Бабушка Анна. Я принимаю тебя за того, Кто ты есть…
Человек без головы. А вы тоже поможете мне искать голову?
Бабушка Анна. Нет. Я останусь здесь. Хочу сохранить хоть одну голову на всех.
Тетя Федя. Что ты такое говоришь? На что ты намекаешь?
Бабушка Анна. К сожалению, это не намёк…
Тетя Федя. Я ничего не понимаю… Совершенно ничего…
Бабушка Анна. Есть люди, которым лучше не понимать, а делать…
Возвращаются Герман и Петя. Загорается свет.
Человек без головы. Пойдём?
Бабушка Анна. Прощайте!
На сцену начинают падать осенние листья, слышен многочисленный стук военных сапог. Где-то громко и медленно капает вода. Бабушка Анна открывает крышку люка в полу и исчезает в подвале.
Петя. С чего начнём?
Человек без головы. Давайте с вами разделимся. Герман начнёт с четвёртого, Петя с третьего, тетя Федя со второго, а я поищу на первом.
Все молча расходятся по разным этажам. Человек без головы стучит по люку, в который скрылась Бабушка Анна. Через некоторое время она появляется на сцене.
Бабушка Анна. Ну что? Как успехи? Так быстро, и уже нашли?
Человек без головы. Мы решили разделиться по этажам. Так, возможно, будет быстрее…
Бабушка Анна. Но как же так? Они могут испугаться… Испугаться себя в одиночестве… Испугаться одиночества в себе… Они так давно не оставались одни…
 
Человек без головы. Помнишь, я сидел и думал… Я всё равно не смог бы выполнить все желания… Поэтому твоё желание мне показалось наиболее важным, так как пользу от его исполнения получит вся семья в целом. Ты хотела их убить? Я тебе помогу! Садись здесь рядышком со мной и слушай, как они будут постепенно умирать. Билеты в партере я забронировал на двоих. Надеюсь, тебе будет всё хорошо видно. Я помню, ты что-то говорила про Дашу… Согласен – эта девочка останется жить… Она уже жива, и скоро ты сможешь опять с ней увидеться. Если ты захочешь, я дарую тебе вечность и бессмертие, больше я ничего не смогу подарить…
Бабушка Анна. Подлец! Какой ты подлец! Они могли умереть сами… Я не хотела их убивать!
Человек без головы. Но ты этого хотела. Не волнуйся, всё будет быстро… Они просто потеряют свои головы…
Бабушка Анна. Почему ты так не любишь людей?
Человек без головы. Я их очень люблю – это они себя не любят…
 
Бабушка Анна и Человек без головы сидят на двух стульях в глубине сцены, словно приготовились смотреть представление. На сцене появляется Герман, на руках его надеты сапоги, вместо штанов – женская балетная юбка, в неё заправлена солдатская рубаха. Он бьёт себя сапогами по голове.
 
Герман. Эта девочка… И эта девочка… Если бы не война, я бы перелюбил бы вас всех… Тра-ля-ля! Моя добыча… Нет-нет…. Идите все прочь! Это только моя добыча! Я вынужден брать их насильно… Они так славно трепыхаются, как мотыльки, и кричат прямо в ухо, как чайки! А-а-а! Не надо, не надо мне ничего говорить. Власть – это вкусно. Я знаю, какой это сладкий леденец, и никто не докажет мне обратного… Где вы все? Идите к моей ноге – идите и целуйте эти следы… Даже если я утону, я всё равно пойду по воде… А вы так и останетесь гнить в болоте со своей моралью, придуманной моралью, суть которой – полная аморальность… Вы же даже неспособны начать с себя – вам вечно нужно тыкать в кого-то пальцем…
 
Вдруг Герман останавливается в распятой позе, как будто его пригвоздили к одному месту. С двух сторон появляются длинные хлысты, которые начинают его бить. Потом Герман падает на колени и хватается за горло. Он достаёт из кармана мусорный пакет и надевает его себе на голову.
 
Появляются тетя Федя и Петя. У Пети в руках огромная палка, он ведёт отца вперёд под конвоем. У тети Феди подняты вверх руки, на шее толстая верёвка – он плачет.
 
Петя. Я всегда знал, у меня не может быть такой отец, как ты… Мой отец – сильный и храбрый, а ты – какая-то хрупкая букашка: на тебя наступишь, и ты пропадёшь. Ты никому не нужен, так как ты бесполезен, понимаешь? И меня, и меня тоже хочешь сделать таким… У тебя ничего не получится – ты будешь наказан расстрелом. Потому что ты – не мой отец, я знаю! Моя мать никогда тебя не любила… Она любила, но не тебя… Много, много раз она любила вспоминать. Вспоминать обо всём, кроме тебя… Трам-ба-БАМ-БАМ-бух-трах-трах-трах!!!
 
Тетя Федя падает на пол. Петя достаёт из кармана чёрную шапку и одевает ему на голову. Петя начинает прыгать на одной ноге и считать…
 
Петя. Встать!
 
Тетя Федя встаёт и стоит в чёрной шапке на голове.
 
Петя. Раз, два, три, четыре, пять… Вышел зайчик погулять… Раз, два, три, четыре, пять… Вышел зайчик погулять… Мне сверху видно всё, ты так и знай… Я тоже хочу посмотреть, что там такое… Я– такой маленький и беззащитный… Меня очень легко убить… И никто не знает о том, что я всегда мечтал стать крокодилом…
 
Петя достает черную вуаль, надевает на голову, снимает, снова надевает, потом опять скидывает, чтобы отдышаться, и, наконец, надевает окончательно. Достаёт из кармана яркую красную широкую ленту и завязывает её на шее в виде банта.
 
Свет гаснет. На сцене сидят только Бабушка Анна и Человек без головы.
 
6 сцена
 
Зритель видит длинный узкий стол во всю длину сцены, застеленный белой скатертью. На инвалидной коляске сидит бабушка Анна и смотрит в одну точку. Потом она начинает кататься на коляске от одного конца стола к другому. Из-под стола начинают вылезать фигуры в белых саванах и с замотанными в чёрную ткань головами. Тетя Федя держит в руках огромный букет алых роз, Петя – пистолет, Герман – лифчик. Петя стреляет из пистолета вверх, и появляется Человек без головы во всём чёрном. Все садятся за стол.
 
Бабушка Анна. Где мой чай? Я просила принести мне горячего чаю. Мне скоро нужно ехать… Мне нужно ехать… Как вы не понимаете?
 
Тетя Федя швыряет букет алых роз бабушке Анне.
 
Тетя Федя. Вот твой чай. Пей.
Бабушка Анна (берёт в руки розы и начинает отрывать от них лепестки.) Какой вкусный чай. Я никогда не пила такого вкусного чая.
Герман. Вот тебе ещё и кружка (швыряет лифчик бабушке Анне).
Бабушка Анна. На свадьбу нам подарили очень красивый сервиз… Он разбился позже. Но всё рано или поздно бьётся вдребезги…
 
Бабушка Анна собирает в лифчик лепестки роз.
 
Бабушка Анна. Теперь я спокойно могу напиться чаю; главное, чтобы он хорошенечко заварился.
Человек без головы. Ты узнаешь меня?
Бабушка Анна. У вас очень милое лицо. Хотите чаю?
Человек без головы. Я не люблю крепкий чай, я предпочитаю хорошую драку.
Бабушка Анна. Вы так похожи на моего покойного мужа. Он обожал кровавые ванны…
Человек без головы. А я и есть тот самый человек.
 
Свет прибавляется, и мы видим, как у Человека без головы вырастает голова. Свет ещё более усиливается, и мы видим, как Человек без головы достаёт маску и вновь надевает.
 
Бабушка Анна. Как ты красив, любимый. Я тебя очень любила. А ты?
Человек без головы. Ты была очень упрямой девочкой и многое испортила.
Бабушка Анна. Я всегда хотела как лучше… Эти люди были ни в чём не виноваты – те люди, которых ты убивал.
Человек без головы. Анечка, твоя сестра – помнишь, как она умирала? Ощущение её бессилия меня возбуждало…
Бабушка Анна. Ты убил всех – свою семью, мою семью: ты просто боялся, что они узнают о тебе правду…
Человек без головы. Я никогда не боялся правды. Человечество должно быть очищено от ублюдков, человечество должно начать всё с белого листа… Я просто помогал…
Бабушка Анна. Ты считаешь, что можно убить человека, и он навсегда перестанет существовать?
Человек без головы. Ты просто сентиментальная дура… Война – это чистка, и неважно – гибнут виновные или невинные… Война загребает своей лапой всё, что вкусно…
Бабушка Анна. Именно поэтому я убила тебя. Убила тебя в себе и убила тебя в реальности.
Человек без головы. Ты уверена, что у тебя всё получилось?
Бабушка Анна. Я не уверена, но знаю, так лучше…
Человек без головы. Ты убила себя, а не меня…
Бабушка Анна. Ты решил, что можешь безнаказанно убивать… И даже своих родных?
Человек без головы. Я ничего не решил… Не думал…
Бабушка Анна. Ты сильно обижаешься, что я травила тебя крысиным ядом? Ты искалечил бы эту планету…
Человек без головы. Ты просто стала такой же, как и я…
Тетя Федя. Вот ваш чай, мама… Пейте его, пока горячий, и никуда не уходите…
Герман. Пейте, Анна! Я всегда вас любил и был предан – даже не понимаю почему.
Петя. Сегодня воскресенье – отличный день для солнца…
Бабушка Анна. Что вы все от меня хотите? Подайте мне чай, мне нужно уезжать, совсем скоро уезжать…
 
Появляется Даша. Она, как и была, вся в лохмотьях и босиком, волосы всклокочены.
 
Даша. Я спала. Кажется, я не спала так тысячу лет. Мне приснился прекрасный сон. Вы все сидите здесь за столом. Вы, ведь, правда сидите, я могу потрогать вас рукой, и могу слышать ваши слова. Мне казалось, я никогда не смогу вас слышать, и вы так далеко-далеко от меня, между нами огромное расстояние, и мы просто кричим друг другу песни с одной льдины. Вы так прекрасны… А теперь давайте помолчим – я хочу танцевать…
 
7 сцена (и окончательная)
 
Мы видим на сцене длинный стол, застеленный белой скатертью. В разных углах стола сидят Человек без головы и Даша. Человек без головы одет во всё чёрное, Даша – во всё белое. Слышен стук военных сапог.
 
Человек без головы. Ты можешь их спасти?
Даша. Да? Правда? Зачем?
Человек без головы. Не говори глупостей. Каждый хочет жить, во что бы то ни стало, и ты об этом прекрасно знаешь.
Даша. Зачем так жить?
Человек без головы. У меня опять нет головы, но я живу…
Даша. А зачем вы живёте?
Человек без головы. Прощать… И хочу, чтобы ты тоже этому научилась…
Даша. Я не держу ни на кого зла…
Человек без головы. Ты возьмёшь на себя чужие грехи?
Даша. Мышка потеряла кнопку, кнопка ищет мышку. Мир моей голове, тир в моей голове. А мой брат, отец, дядя Герман?
Человек без головы. Они будут тебя навещать…
Даша. И призраки с окоченевшим взором взбираются на горы. Свеча истлела вдалеке…
Человек без головы. Я дарую тебе бессмертие, соглашайся…
Даша. Они всё равно продолжат воевать и рвать себя на куски. Я согласна.
Человек без головы. Ты согласна взять на себя их грехи?
Даша. Да. Я согласна.
 
Человек без головы снимает со стола белую скатерть, надевает её поверх чёрного
плаща – подаёт руку Даше.
 
Человек без головы. Я люблю! И ты люби!
Бабушка Анна. Всё можно было изменить… Но уже не время. Где мой чай? Мне пора ехать! Вы понимаете – мне пора ехать!!!
 
Слышен стук военных сапог. Они приближаются…
Занавес.

31 мая 2014 года

Все авторские права защищены!

Контакты:
Mail: laskoten@mail.ru
Skype: laskoten
VK: http://vk.com/id192938
FB: https://www.facebook.com/yanasbogdanova