Галушки по немецки

Сергей Одзелашвили
                Галушки  по  немецки.




Только  что,  посадил  жену  на  самолёт,  и  она  уехала  на  Юг  рожать. Тут  недавно  произошла  неприятная  история  со  сослуживи­цей  жены,  она  рожала  на  полтора  месяца  раньше  и  местный  врач  принимал  роды  по пьяни.  Не  спасли  роженицу  и   ребёнка  запутав­шегося  в  пуповине.  На  врача  завели  дело,  и  как  всегда  окончилось  оно  повышением  его  по  службе. 


Поставили  главой  районной  поли­клиники. 
Короче,  мы  побоялись,  и  решили  отправить  её  на  Юг,  к  Чёрному  морю,  к  моей  маме.  Рожать  ей  в  апреле,  а  я  получу  отпуск  и  в  начале  июля  до  конца  августа,  приеду  к  ним,  забрать  их  сюда  на  Север.
Самолёт  улетел  вовремя,  к  вечеру  поднялась  пурга.  Расто­пил  печь,  та  утробно  заурчала  потрескивая  поленницей  лиственни­цы.
Так  началась  моя  самостоятельная  жизнь. 


Я  бунтарь  одиночка,  не  сказать,  что  я  не  коммуникабель­ный.  Но  обжегшийся,  несколько  раз,  понял,  лучше  быть  одному  (не  считая  жены),  как  говаривал  Омар  Хайям - «Ты  лучше  будь  один,  чем  вместе  с  кем  попало». 
На  Севере  второй  год,  есть  знакомые,  но  близко  никого  не  принял.  И  на  то  была  причина -  я  не  пил.  Вообще  не  пил.  Вырос  в  Грузии,  и  не  пьющий — нонсенс.  Ну  не  моё  это.  Поднять  настрое­ние  при  помощи  алкогольного  дурмана — мне  это  надо?  А  на  Севе­ре  не  пить - это  из  ряда  вон.  Можно  подумать,  что  на  Север  прие­хал  только  потому,  что  тут  море  спирта  и  я  непременно  до  него  охоч.


И  эта  моя  особенность,  у  многих  вызывало  неприязнь  и  недоверие.  Самое  смешное,  недоверие  было  больше  со  стороны  женщин. Но,  я  не  страдал  от  одиночества.  Какое  одиночество  когда  рядом  любимая.  Север  не  Юг,  тут  нет  времени  на  страдание.  Тут  ежедневная  борьба  за  выживаемость.


С  ледоходом  надо  наловить  брёвен  на  зиму,  не  менее  ше­стидесяти  кубов.  Высушить,  напилить,  наколоть,  перевезти  к  дому.  Лето  время  заготовки  на  зиму,  птицы,  рыбы,  морошки,  голубики  с  черникой.  К  осени  овощи,  которые  надо  закупить  с  пассажирских  пароходов  привозящих  туристов.  Главная  валюта — рыба. 
Завезти  тон  двенадцать  угля.


На  ОМИКе  съездить  в  Дудинку,  накупить  консервов  на  зиму.  В  октябре  охота  на  оленя,  мясо  в  посёлок  практически  не  привозили,  а  если  и  привозили,  то  мизер.  Так  что,  девять - одинна­дцать  туш  на  зиму  надо  заготовить.  Плюс  зайца  и  пару  мешков  ку­ропатки.
Подумаете  куда  такая  прорва,  не  забывайте -  это  Север,  расход  калорий  тут  в  два  раза  выше,  а  то  и  больше.  Да  ещё  у  меня  были  ездовые  собаки.


Трудно,  ужасно?  Нет  не  ужасно,  когда  любишь  трудности,  когда  живёшь  Севером.  Нигде,  никогда,  не  ощущал  такой  первобыт­ной  свободы.  Спросите - свободы  от  чего?  Да,  от  всего,  в  первую  очередь  свободы  от  своей  собственной  зашоренности,  свободы  про­явления  себя,  как  личности,  свободы  одиночки.  Слабо  выжить  в  та­ких  условиях,  способен  ли  ты  быть  мужчиной.
Край  Ойкумены  переносит  тебя  в  землепроходцы,  ты  сто­ишь  там,  где  не  ступала  нога  человека.  Только  тут  я  понял,  что  так  манит  быть  первым  на  неизведанных  землях.  Это  надо  ощу­тить,  это  трудно  понять,  это  не  понятия - это  ощущения.
 

И  я,  девятнадцатилетний  южанин,  ни  разу  не  пожалел  о  своём  решении,  приехать  в  Заполярье.
Вечно  мёрзнущий  на  Юге,  я  здесь  адаптировался  в  считан­ные  месяцы.  А  зимой  по  дури,  на  спор,  пробежал  вокруг  посёлка  при  сорокаградусном  морозе  босиком.
Столь  долгое  отступление  сводится  к  одному.  Я  остался  один.  А  готовить  я  не  умею  и  это  моя  непростительная  слабость.  Столько  спел  себе  дифирамб.  Мужик  и  всё  такое,  а  готовить  не  умею.   


Что-же,  сие  буду  исправлять.  В  Грузии  готовить  любят.  Не­большое  отступление,  дорогой  читатель. 
До  того  момента,  когда  Грузия  попала  под  владычество  Турции,  местных  моно-культур  идущих  в  пищу,  было  не  более  деся­ти,  двенадцати,  Турция  принесла  до  сорока  культур,  и  это  разнооб­разило  стол.  И  главное,  Турция  привила  искусство  застолья.
И  общая  мировая  тенденция - лучшие  повара  в  большинстве  своём  - это  мужчины.


Моя  мать  готовила,  невероятно  вкусно,  у  неё  был  только  один  недостаток,  нет  не  один,  а  два, -  она  готовила  по  настроению  и  не  выносила,  когда  посторонний  наблюдал,  как  она  готовит. 
Жили  мы  бедно,  но  мама  из  ничего  готовила  такие  вкусно­сти.  И  главное,  я  запомнил  её  постулат,  почти  аксиому — готовить  надо  с  любовью.


Север  вносит  в  еду  свои  коррективы:  максимум  рыбы,  мяса,  дичи  и  минимум  овощей  и  главный  овощной  продукт - квашен­ная  капуста.  Даже  если  она  замёрзнет  (а  она  конечно  же  в  тамбу­ре  замерзает)  отдолбаешь  её  пешнёй  и  она  даже  вкуснее  мороженная. 
С  времён  Отечественной,  в  посёлке  много  проживает  нем­цев  обманом  согнанных  на  Крайний  Север  с  Поволжья.  Ну,  а  не­мецкая  кухня  славится  умением  готовить  мясные  продукты.


В  одной  семье  был  в  гостях,  и  они  меня  угостили  фирмен­ным  блюдом.  Куропатка  под  квашенной  капустой,  с  галушками.  Сра­зу  скажу,  галушки - это  только  название,  и  скорее  всего  это  бу­лочки. 
Вот  я  и  решил  начать  свою  новую  жизнь  с  этого  блюда.  Ну  правда,  чего  мелочиться.  Не  варить  ведь  картошку  в  мундире.  Тем  более,  что  под  весну  она  дряблая  и  с  проростками.


Первое,  что  сделал,  замесил  тесто  с  заранее  разведёнными  дрожжами.  Поставил  поближе  к  тёплой  печи. (Как  хорошо,  что  пацаном  я  смотрел,  как  мама  готовит,  и  визуально  многому  научился).
Ошпарил  четыре  оттаявших  куропаток,  очистил  от  перьев  и  пуха,  выпотрошил,  положил  их  в  миску  залил  бутылкой  красного  вина - Изабелла.  Подумал,  шашлыки  ведь  становятся  мягче  и  сочнее  по­сле  маринада,  попробую  с  куропаткой.  Надолбал  пешнёй  квашенную  капусту. 


Принёс  охапку  поленьев  лиственницы.
Пока  куропатка  маринуется,  приготовил  соус  к  куропатке.  Нарезал  мелко  лука,  натёр  морковку,  пожарил,  добавил  мороженной  черники,  выта­щил  страшный,  ну  совершенно  страшный  дефицит  для  Севера,  при­везённую  с  Юга  аджику - которую  приготовила  моя  мама,  зная,  как  я  её  люблю.  Не  пожалел  столовую  ложку  аджики,  смешал  с  черни­кой,  пол-чайной  ложки  крахмала  для  густоты,  добавил  немного  воды,  помяв  чернику,  получился  густой  соус. 


Попробовал,  вкусно,  то  что  надо.  Вытащил  замариновавшуюся  куро­патку,  нарезал  на  порционные  куски,  заложил  их  в  чугунок,  предва­рительно  положив  на  дно  чугунка  пару столовых  ложек  гусиного  жира. 
Уже  прорастающий  лук,  нарезал  тонкими  кольцами,  обильно  накрыв  ими  куропатку,  пару  лавровых  листиков,  несколько  горошин  чёрного  перца.  Поперчил  красным  чили,  посолил  и  сверху  тонкий  слой  мочёной  брусники,  это  уже  я  придумал  сам. 


К  сожалению  на  Севе­ре  совершенно  нет  приправ  и  это  очень  неправильно.  Это  дополни­тельный  источник  витаминов  и  полезных  веществ. 
Оттаявшую  капусту  отжал  и  положил  сверху  лука  и  брусники.
Заложил  чугунок  в  духовку,  накрыв  крышкой.  Пусть  час  прото­мится.  Куропатка  жестковата  и  вообще  она  на  любителя.  Но  я  не  в  ресторане,  а  у  себя  дома,  на  Севере.


Каменным  пестиком  толок  бруснику  с  сахаром  в  деревянной  ступе,  сделаю  себе  брусничный  морс.  Отварил  толчённую  бруснику,  процедив  через  сито  с  марлей.  Добавил  ложку  дефицитного  мёда  и  вынес  в  тамбур  остудить.
По  кухне  разнёсся  аромат  квашенной  капусты,  с  нотками  дичи.  Куропатка  питается  почками  полярной  ивы-тальника  и  приоб­ретает  некоторый  вкус  и  аромат  терпкой  ивы.  Опара  подошла,  ещё  раз  замесил,  накрыв  полотенцем. 


Чёрт  побери,  я  остановился — как  ладно  и  споро  у  меня  получается,  а  ведь  готовлю  впервые.  Обалдеть,  вот  даю.
Вытащил  чугунок,  открыл  крышку,  густой  пар  вырвался,  об­дав  меня  насыщенным  ароматом,  так  жалко,  что  нет  чеснока,  до  весны  его  не  как  не  сохранить,  высыхает.  Чугунок  выбрал  не  очень  большой  по  высоте,  но  зато  довольно  широкий  и  вот  зачем. 


Из  выстоявшегося  теста  слепил  шесть  колобков,  слегка  их  приплюснув,  положил  их  поверх  капусты.  Это  и  есть  так  называе­мые  галушки.  Накрыл  крышкой  и  снова  в  духовку.  Тесто  пропитает­ся  ароматом  куропатки  и  капусты,  поднимутся  вкуснейшие  булочки,  перед  самым  концом  готовки  уберу  крышку.  Галушки  подсохнут  и  сверху  покроются  аппетитной  корочкой.
Неожиданно  в  дверь  постучали. 
-Входите,  дверь  не  заперта.


Вваливаясь  с  шумом,  с  гамом - вошли  трое.  Сослуживцы  моей  жены.  Маша  с  Мишей -  супруги  (математики)  и  Раиса  Степа­новна — (учитель  русского  языка).  В   руках  свертки.
-Ну  ни  хрена  себе,  Элеонора  все  уши  прожужжала,  чтобы  мы  над  тобой  шефство  взяли,  а  то  помрёшь  с  голода,  а  у  тебя  так  вкусно  пахнет.  Раскудрить  тебя  через  коромысло,  а  мы  ему  еды  несём. 
-Проходите  в  комнату. 


Миша  снял  шубы  с  обеих  женщин,  отряхивая  их  в   тамбуре  от  снега.  Пурга  не  на  шутку  раскачалась.
Маша  сразу  стала  накрывать  на  стол.  Раиса  Степановна  подошла  ко  мне.
-А,  что  вы  готовите - Серёжа?
-Да,  вот,  пробую  сделать  куропатку  с  галушками.
-Ничего  себе,  это  что,  вот  так  никогда  не  готовили,  и  сразу  за  куропатку  с  галушками?


Я  уже  вытаскивал  чугунок,  галушки  подрумянившиеся  выпи­рали,  как  грибы  боровики  из  чугунка.
Подошёл  Миша.
-Ну  ты  даёшь  Серёга,  врёшь  ведь  зараза,  что  никогда  не  готовил.
-Давайте  садитесь,  мы  с  Раисой  Степановной,  разложим  по  тарелкам,  Миш,  ты  давай  достань  свои  припасы  - командовала  Маша.


Миша  поставил  на  стол  редчайший  дефицит - болгарский  ко­ньяк  «Солнечный  Бряг»  и  портвейн  «Славянку».  Раскупорил, наливая  портвейн  женщинам,  а  нам  коньяк.
-Миш,  я  не  пью.
-Я  знаю,  но  первое  приготовление  нельзя  не  отметить,  надо  закрепить  успех.


-Миша,  только  чуть-чуть.
Раиса  Степановна  с  Машей,  внесли  глиняные  глубокие  мис­ки,  курящейся  паром  едой.  А  пахнет  и  правда  вкусно.   Белоснежные  по  бокам  галушки  возвышались  с  золотистыми  корочками  верхушек.
Маша  подняла  бокал.
-Серёжа,  ты  приятно  нас  удивил,  честно,  со  слов  Эллы,  ты  типичный  маминкин  сынок.  Но  наверное  у  тебе  другая  мама.  Пах­нет  изумительно  и  думаю  будет  так  же  вкусно.  За  твою  первую  пробу,  и  удивляй  нас  так  дальше.


Мы  чокнулись,  и  я  чуть  не  поперхнулся  от  коньяка.
-Господи,  как  же  пьют  эту  гадость.
Мишка  загоготал, - привыкай.
-Нет  уж  Миша,  это  ты  привыкай  к  тому,  что  я  не  пью.
Дорогой  читатель  не  подумайте,  что  я  весь  такой  положи­тельный.  Но  в  моей  памяти,  навсегда  сохранилась  эпитафия  на  мо­гильном  камне  Батумского  кладбища — «Вино  и  друзья  привели  меня  сюда».  И  этот  огромный  камень  с  полированным  боком,  ока­зал  на  меня  неизгладимое  впечатление  на  всю  жизнь.


И  прямо  скажу,  я  был  так  горд,  вкусив  первый  кусочек  ку­ропатки,  она  была  мягка  и  душиста.  Брусника  дала  ей  тонкий  аро­мат  и  бензойная  кислота  содержащаяся  в  ней,  умягчила  мясо  дичи  придав  чуть-чуть  брусничную  терпкость.
Но  в  следующий  раз  под  галушки  буду  подкладывать  каль­ку  и  тогда  низ  галушек  не  будет  так  мокр,  мне  это  не  понравилось.  Хотя  мои  гости  нахваливали  их  искренне.


А  мой  соус  пошёл  на  ура,  как  и  мой  морс.
Наверное  соус  получился,  но  мне  не  хватило  кинзы,  укропа  и  базилика,  и  штучки  гвоздики.
В  тот  день  понял - я  взял  новую  высоту  и  она  моя  по  пра­ву.


Приятно  Вам  аппетита,  дорогие  мои  читатели.

6  июля  2014