Встреча

Лара Ищенко
Марина открыла глаза и уставилась в потолок. А он странный: высокий, выбеленный. Как это?
Спит ещё, что ли? Закрыла глаза - открыла их снова - ничего не изменилось. Она любила спать на спине, приучила себя , и без подушки: подруга Катька уверяла, что, если так спать всегда, не будет ранних морщин. А ещё она уговорила Марину прикрепить на потолок светящиеся в темноте знаки зодиака. И вот теперь всё, что было привычно для глаз по утрам, исчезло.

Марина хотела перевернуться на бок, чтобы встать, но не тут-то было: что-то держало её левую руку, а при движении заболело внизу сбоку.

-Очнулась? -голос был женский, незнакомый, участливый. У её кровати стояла пожилая женщина в сером халате и белой косынке. -Говорят, ты ночью-то испугала здесь всех. Привезли еле живую. Хорошо, что дежурил Александр Петрович. У него руки золотые. Спас тебя.
Аппендикс твой прямо в его руках лопнул. Лежи-лежи спокойно!- женщина поправила что-то в капельнице, которая была введена в руку Марины.

Я Нина Ивановна. Санитарю тут...Женщина ещё что-то говорила-говорила, но Марина ушла в свои мысли. Вспомнила, что вечером проверяла тетради семиклассников, муж смотрел новости, неожиданно в боку что-то так сильно кольнуло, что она... А что было дальше? Не помнит!

Вернулась к словоохотливой Нине Ивановне. -...много спас, к нему из других городов приезжают.

- Да кто этот чародей? -хотела спросить санитарку, но тут отворилась дверь палаты и вошла группа людей в белых халатах. Совсем молодые, постарше, юноши и девушки. Среди всех выделялся высоким ростом молодой мужчина с шапкой светлых волос.

-Обход,-прошептала Нина Ивановна,- пойду я.

Группа подошла к кровати Марины. Что-то удивительно знакомое и в то же время незнакомое показалось ей в лице врача. Нет, никогда с ним не встречалась - похож на кого-то, так ведь бывает.

-Как Вы себя чувствуете, Марина Владимировна? - и голос этот она раньше никогда не слышала. Вас ночью муж привёз без сознания, срочно нужно было делать операцию.

-Я хорошо себя чувствую, спасибо,- ответила она. Как-то странно она воспринимала
этот разговор с врачом, что-то было. А что?

Он отпустил группу студентов, присел возле ее кровати.
-Не узнали! - с каким-то торжеством и улыбкой сказал так, что Марина теперь почему-то поняла, кто перед ней. Но не могла в это поверить.

-Саша! Не может быть! Но улыбка - его улыбка - Сашки Переверзева, её давнишнего ученика, из-за которого она когда-то чуть не ушла из профессии.

А он, как будто не было стольких лет до этой встречи, задал ей вопрос, волновавший его, видимо, давно: -Вы ведь меня простили?

-Конечно, простила,-Марина поняла, что он имеет в виду.- Взрослые делают много ошибок.
А ты был ребёнком, на которого свалилось столько неприятностей, что психика твоя не выдержала.

-Я ночью Вас сразу узнал и испугался, что не справлюсь, впервые испугался, что не
смогу спасти человека, да еще какого! И решил: если не помогу Вам - навсегда уйду из хирургии.

-Надо же,-подумала Марина, - как я когда-то дала себе зарок уйти из школы, если не смогу вернуть Сашку.

В палату заглянула медсестра: -Александр Петрович, мы готовы.
-Я к вам ещё зайду, конечно, многое надо рассказать. И он быстрым шагом вышел.

А на Марину, как говорится, не могли не нахлынуть воспоминания...сколько же лет-то прошло? Наверное,больше 20. Конечно, ему тогда было 10, сейчас - больше 30.
Да и она не помолодела. В то время только после института, который закончила, когда ей было меньше на год, чем остальным пятикурсникам, потому что и в школу пошла на год раньше.

Молодая, к  тому же выглядевшая гораздо младше своего возраста, - ну совсем девчонка.
Без опыта педагогической работы, лишь диплом красный да большое желание работать.

А дали ей 5 класс, не из легких, прямо скажем. Много мальчишек, все шустрые, активные, не всегда послушные, конечно. Стали её сначала, как водится, проверять на *прочность*.
Среди них и Сашка Переверзев, который чаще всего эти тесты и придумывал.

Но Марина выдержала испытания, потому что, во-первых, сама недавно, можно сказать,
со школьной скамьи, то есть помнила проделки её одноклассников.А во-вторых,
с детства привыкла  играть с мальчишками во дворе, потому что девочек у них было мало, так что получила хорошую *закалку*.Да и характер у неё был легкий.

Испытывали её недолго. И месяца не прошло, как ребята поняли, что Марина Владимировна- свой человек, и стали ей доверять.

Она вспомнила свой первый урок в этом классе. Так получилось, что директору и завучу некогда было представлять её детям и она вошла в аудиторию одна. Ребята, шумевшие до этого, как всегда перед уроком, примолкли. Она поздоровалась, разрешила сесть за парты и не успела больше ничего сказать, как крупный мальчик с копной светлых волос громко спросил: -А где учительница? Чо нам на первый же урок старшеклассницу прислали?

Сначала Марина опешила. Её приняли за старшеклассницу! Ну да, она оделась
скромно, считая, что так нужно ходить на работу, как классная их 11 -а: темная юбка и белая красивая блузка. Никаких украшений,и минимум макияжа. Элегантно, благородно, по-деловому. Аккуратная стрижка. Но подвёли и возраст, и её *моложавость*, если так можно выразиться о девушке, которой только 21 год.

Взяла себя в руки и объяснила спокойным, уверенным, даже строгим голосом, что она их учительница русского языка и классный руководитель.

Девочки зашептались, мальчишки загудели. Подождала немного, потом, не повышая голоса, сказала: -Если кому-то не нравится, что работать с вами буду я, можете перейти в другой класс. Меня прислали к вам, я, разумеется, никуда не уйду. Притихли.

Как закончился этот первый урок, как проходили остальные? Много всего было. Но мысли Марины всё время возвращались к Сашке.

Отношения с ним у Марины сначала ну никак не складывались, как говорится. Она старалась не заострять внимание на его вроде бы невинные шалости, но ей постоянно жаловались на него другие учителя, она ведь классный руководитель вот и пусть меры принимает. Он и урок проводить не дает: крутится, отвлекается сам и других отвлекает, и дерзит порой.

А Марина вспомнила, как однажды была свидетелем такой вот *стычки* учительницы по истории с Переверзевым на перемене. Он уж очень расшалился - не успокоить, и дежурная, та самая историчка, остановила его в коридоре.

Она: -Сейчас же прекрати беготню!
Он: - А почему нельзя, ведь перемена.
Она:- На улицу иди бегать.
Он: -А там холодно.
Она, теряя терпение: -Молчи, когда тебя учитель спрашивает!

Видимо, от крайнего возмущения - пререкается с ней!- она выпалила не то слово.
Ребята, которые окружили их, в шуме и гаме не заметили оплошности взрослого, а Марине было так смешно, что она постаралась ретироваться.

На одном из своих первых уроков она проверила, кто в классе отсутствует,- не было
Переверзева- и начала писать на доске тему. Вдруг дверь отворилась и в аудиторию...
на четвереньках вполз Сашка. Ребята замерли. Стало так тихо, что слышно было, как
муха бьется в оконное стекло. Что теперь будет!

Марина как ни в чём не бывало, почти не поворачивая к нему головы, не отрываясь от доски, спокойно ему сказала: -Не отвлекай класс, быстро на место.

Урок прошёл нормально, только дети вели себя необычно тихо, как будто ждали продолжения *спектакля*. А ничего не произошло. То есть Марина не вернулась к этой теме -ничего не сказала Сашке, вышла из класса - и всё.

Его не было всю перемену, а где он - никто не знал. С мальчишками общаться не захотел.
На остальных уроках сел один на последнюю парту. И всё-таки ребята ожидали, что Марина Владимировна пожалуется завучу или директору и Сашку вызовут в учительскую и родителей пригласят.Ничего не произошло.

Через несколько лет, когда ребята учились уже в 9 классе, кто-то вспомнил эту историю, оказывается, мальчишкам было интересно, как поступит их классная, если кто-то в класс вползёт после звонка на урок. Они даже поспорили: одни считали, что она не пустит его в класс, другие не сомневались в том, что не миновать вызова к директору. Никто не решался взяться за это дело. И не думали, что Переверзев наберётся смелости.

Ни один из них не ожидал такой реакции учительницы. А Сашка был разочарован, потому что его геройство ничего не дало, то есть оказалось, что опасности никакой не было в том, что он сделал.

Нельзя сказать, что с этого момента он стал относиться к Марине Владимировне по-другому.
Ему не нравилось, что она такая молодая. В его представлении учителя должны быть
намного старше, вот, например, как их директор или завуч. Это было странно, потому что дети чаще любят молодых учителей. А у него - вот так.

Перемена произошла немного позже, после того, как Саша чуть не подвёл весь класс, но спасла положение Марина Владимировна.

В их школе все традиции выполнялись очень строго, за этим следила директор. Попробуйте не выставить, например, как положено, на конкурс газету, или не нарисуйте плакат к какой-нибудь дате, или не сделайте марлевых повязок ко дню Гражданской обороны и т.п.-получите взыскание немалое.

На этот раз газета, посвященная именно этому дню, получилась замечательная. Девочки вместе с Мариной Владимировной трудились до вечера и оставили  сохнуть ватман на последней парте в кабинете.

А утром со звонком на первый урок в класс, как всегда 5-в ворвался во главе с Переверзевым. Сашка, увидел газету на парте тогда, когда его портфель уже был в полёте на эту парту и, естественно, попал портфель прямо на ватман...

Когда девочки увидели, во что превратилось их *детище*, они остолбенели, потом Инна Петрова заревела в голос. А Сашка стоял, не оправдываясь, он сам был поражен тем, что натворил.

Марина вошла в класс и удивилась, что все столпились у последней парты, а не стоят на своих местах. Узнав, в чём дело и кто виноват, она еле сдержалась, чтобы, чтобы...она сама не знала, что бы она с ним сделала, но как будто кто-то со стороны ей сказал: -стоп! Это ребёнок, и он не специально...

Газету она, конечно, сделала новую, благо, уроков у неё больше не было в этот день.
Положение спасла. Вот с этого случая Александр Переверзев, как говорят, кардинально изменил к ней отношение.

Постепенно всё наладилось. Марина даже в глубине души стала считать его своим *любимчиком*, хоть и придерживалась мнения, что это непедагогично. Но учитель- тоже человек,
а не робот, и этого не избежать. Только никто не должен знать об этом. Никто и не знал.

Она постепенно вместе со школьным психологом старалась изучать мальчика. Домашние
условия у них были хорошие, родители его любили. В семье пока один. Да, демонстративный тип, поэтому стремится быть в центре внимания.

За коллектив болеет. Товарища не предаст. Интересная ситуация. Готовили школьный спектакль на городской смотр. Мальчиков, как всегда не хватало. Марина спрашивает
Сашу: -Царя сыграешь в сказке? Он в ответ: -Я бы с удовольствием, но мне не хочется.

Потом всё-таки она уговорила: била на его сознательность.Мол, мальчика надо, иначе баллы снимут, если девочка будет играть мужскую роль. Сыграл, даже стал лауреатом. Гордился этим. А Марина ещё и перед всеми сказала, что он их выручил, поблагодарила.

Закончили 5 класс, успешно перешли в 6.

А на первом уроке в 6 классе Марина увидела Александра сидящим в майке и брюках.
-Саша, ты почему в майке?
-Я забыл пиджак(!) надеть. Ну как тут можно сердиться!

В середине первого семестра мальчика как подменили: он стал хуже учиться, был необычно
вялый, с ребятами на переменах не носился, как прежде.

Марина, конечно, обратила на всё это внимание. Решила поговорить с ним наедине, но
загрипповала, потом осложнение. Так прошло не меньше месяца, пока она вернулась
на работу.

Саша перестал ходить в школу. Вот тогда она забила тревогу. Пришла мама, плакала,
рассказала, что от них ушёл отец в другую семью. Саша отца очень любит и переживает,
ничем не стал интересоваться, в школу приходится его чуть ли не силой тащить.

Марина долго думала, что предпринять, как вернуть мальчика в школу. Советовалась
с опытными педагогами, но все советы были неприемлемы, так она считала.

Она решила пойти к Переверзевым домой, поговорить с Сашей в его доме, а что она  ему
скажет - заранее не придумывала.

Ему явно было неловко,  что Марина Владимировна пришла к ним, стеснялся того, что она
всё знает, но на контакт с ней не шёл.

Она сначала говорила какие-то неубедительные, общие фразы. Потом молчали несколько
минут. И вдруг у неё вырвалось неожиданно даже для самой: -Саша, если ты не вернешься
в школу, я должна буду тоже уйти.

Он удивленно поднял голову: -Почему Вы уйдёте?

-Потому что я, знаешь, как говорят взрослые, оказалась несостоявшимся педагогом.
Я не могу тебя убедить в необходимости продолжать ученье. А меня этому обучали в институте 5 лет.

-И кем Вы будете работать?

-Не знаю. Никем, наверное. Кому нужен учитель-неумейка?

Это не было уловкой, хитростью. Марина в тот момент искренно чувствовала то, что говорила.

Разговор ничем не закончился. Сашка не дал торжественного обещания завтра же прийти
в школу. А Марине нужно было слово сдержать.

Прошла неделя. В понедельник первый урок её в 6в.
Она вошла в класс - за последней партой сидел Переверзев...

Марина вела себя как ни в чем не бывало. Постепенно мальчик стал оживленнее, почти таким, каким был прежде. Благополучно закончил 6 класс.

А в 7 он уже у них не учился: они с мамой уехали в другой город, куда - неизвестно.
Больше Марина его не встречала. Нет-нет, да и вспомнит о нём. Но за эти годы столько было учеников, событий, проблем и прочего...

Александр снова зашёл к ней в палату.
-Куда вы тогда с мамой уехали?
-А  вот в этот город. Здесь я закончил институт. Здесь вот и живем.
Мы тогда, перед отъездом, заходили к Вам попрощаться, но соседи сказали, что Вы уехали
к родителям в другой город. Вы теперь здесь живете?
-Да, с мужем приехали, его на работу сюда направили. Уже несколько лет здесь.

Они долго вспоминали те два года его детской и её взрослой жизни. Оказывается, ничего
не забылось. Оказывается, для неё это были годы, которые научили её многому.

-А врачом ты стал почему? Ты, кажется,  хотел быть ветеринаром. Такая редкая мечта
для 11-летнего ребёнка.

-Я действительно хотел лечить животных, очень их люблю до сих пор. А когда заканчивал
школу, мама сильно заболела, я за ней ухаживал, был за нянечку даже в больнице.
Тогда вот и решил, что пойду в мед. Знаете, меня случай с газетой научил тому, что
нужно прощать человеку то, что он сделал случайно, без умысла, как Вы меня простили.
На всю жизнь запомнил ту ситуацию и уже тогда своим детским умом сделал такой вот вывод.

Александру нужно было идти на очередную операцию, а Марине принимать лекарства и
принимать процедуры.

Он ушел, а она долго еще вспоминала многое из своей педагогической жизни.
И не первый раз подумала о том, что не зря выбрала эту профессию...