Пещера... любви

Вероника Витсон
На фото кадр из фильма "Она танцевала одно лето."

Жаркие истоки сексуальной революции, приведшие к радикальным изменениям нравственного и социального русла - лежат... в холодной Швеции. Кульминационную составляющую мятежных событий, имеющую место, хотя и после 1968 года, некоторые источники имеют смелость приравнивать к легендарным выстрелам "Авроры" с другой стороны Балтийского моря, кстати, давно заглохших в 50-х, когда и появляется сенсационный для того времени фильм "Она танцевала одно лето", ставший визитной карточкой шведской свободы нравов. Знаменитая и сегодня актриса Улла Якобссон, слишком дерзко обнаженная в любовных кино-сценах, впервые на экране демонстрирует женскую грудь в деталях и не только..., что потом вырезается цензурой в большинстве европейских странах.

Шведские режиссеры - большевики этой революции. Манифестом свободы любви становится фильм "Отпуск с Моникой", режиссерской работы Ингмара Бергмана, в 1953 году начавшим свою международную карьеру именно этим фильмом. Моника - Харриет Андерссон, - одна из величайших актрис шведской сцены и экрана, появится и позже в секс-комедии «Любовь» - в постели с польским актером Збигневом Цибульским. 
Секс в кино, а в особенности женская сексуальность, в те дни запретная тема, поэтому Швеция считается страной, нарушившей каноны нравственности и порядочности. Рецензент "New York Daily News", писал о следующем фильме Бергмана "Молчание", в котором другая известная актриса Ингрид Тулин мастурбирует в железнодорожном вагоне: "Это самый шокирующий фильм, который я когда-либо видел. Я не мог поверить своим глазам ".

Через замочную скважину

Тогда и возникает понятие "шведского греха" в мировой лексике. Но недавно открывшаяся выставка алкоголя в Стокгольмском Музее, прямым перстом указывает на последствия еще одного шведского греха, так характерного для северных народов - безудержную любовь к крепким напиткам.

Экспозиция чрезвычайно популярна, в особенности среди туристов и более посещаема, нежели близлежащий новый музей группы ABBA или же королевский военный корабль семнадцатого века "Vasa". На подступах к залу с волнительной историей греха иногда нужно выстоять более часа, а в музейных лабиринтах экспонаты и фильмы созерцать через "замочную скважину" - смотровые стекла, обычно устанавливающиеся в секс-клубах. Клиенты лорнируют через них пип-шоу, или эротические шоу в исполнении голых дам, локализирующихся по другую сторону.

Но мы не увидим в музее Стокгольма, хотя и существующую обширную документацию, показывающую, как мир отреагировал на проистекающий процесс шведской нравственной революции. Например, после того, как в 1955 году, Швеция первой в мире вводит обязательное в школах половое воспитание, американский журнал «Time» пророчествует последствия - глубокую деморализацию общества, а вместе с ней распространение порнографии, абортов, алкоголизма, которая может привести к волне самоубийств молодых людей или же сделать их крайне несчастными. Что ж, я частично солидарна с мнением журнала "time". Но...

В свою очередь, в начале 70-х на экраны врывается фильм "Язык любви", где впервые показано в разных ракурсах неподдельное соитие. Фильм должен был стать учебным материалом для молодежи, но мир потрясен и называет это порнографическим актом агрессии со стороны Швеции. В Лондоне состоялась демонстрация, которая собрала на площади Trafalgar Square более 30000 человек с разными лозунгами, но самым забавным, на мой взгляд, являлся транспарант - "Швеция - пещера разврата". Трудно не согласиться. 

Стокгольмская выставка показывает, тем не менее, что Кассандра ошиблась в своих пророчествах. Не стану вдаваться в подробности, но в Швеции значительно сократилось количество абортов среди несовершеннолетних, а что касается гонореи и других нежелательных последствий свободного секса, местная статистика намного ниже среднего мирового показателя.

Шведский грех послужил причиной, однако, ассоциаций этой страны исключительно с вертепом разврата. Съемочные группы из Европы прибывают сюда снимать собственные фильмы, в которых главные роли играют, раскрепощенные и уволенные от всякого ханжества, шведские блондинки. Швеция представлена как страна полной сексуальной анархии. Итальянцами снят фильм "Svezia inferno e paradiso» ("Швеция ад и рай"), который, под видом яростной критики морали, становится по сути контрабандой порнографического содержания, непозволительного в их стране. Официально, фильм являлся целью показать к чему приводит распутство, и - как утверждают организаторы стокгольмской выставки - финансировался Ватиканом. В Германии термин "Schweden film" воспринимается почти синонимом слова "порнография".

Швеция становится также экспортером порнографии. Стокгольм привлекает все больше туристов, чтобы увидеть на сцене вживую копуляцию двух или нескольких индивидов, показываемые в открытых почти круглосуточно секс-клубах. В 70-е это обычный туристический аттракцион, если хотите - достопримечательность. В клубах буквально роилось от средне статистических американских туристок, спокойно пялившихся на позиции совокупляющихся между собой «актеров». На сцену для участия приглашались даже зрители из зала. Да, все это было, но... до появления эпидемии СПИДа.

Контрреволюция.

Сегодня это уже история, которая квалифицируется как экспонат для музея. Швеция остается страной сексуальной свободы, при условии не применения физического воздействия и извлечения коммерческой выгоды. Запрещенная проституция в Швеции - пример для других. Радикальные феминистические организации стоят на страже всех элементов насилия, которые могут возникнуть в сексуальных отношениях, в том числе и в браке. Кроме того, порнография превращается в субъект социального запрета.
 
Женщина может в любой момент прервать контакт, если партнер перестал ее интересовать, а неуважение к ее воли, рассматривается как изнасилование. Прочувствовал это на собственной шкуре, что называется, из первых рук, знаменитый осведомитель и демократ Джулиан Ассанж, которому пришлось бежать из Швеции и вот уже два года безвылазно гостить в посольстве Эквадора в Лондоне, потому как две шведские женщины, которые охотно пошли с ним в постель, обвинили его в растлении, а также в превышении установленных с обеих сторон правил плотской связи. Ассанж назвал Швецию - "Саудовская Аравия феминизма".

В Швеции, в настоящее время появляются голоса, что это нормальный ход вещей, когда после нравственной революции приходит время на контрреволюцию. Нагота, показанная в фильмах "Отпуск с Моникой" и "Она танцевала одно лето" оказалась не так уж и беспечной. С пляжей исчезли блондинки загорающие наго или в топлессах. В бюстгальтеры одевают даже маленьких девочек, опасаясь, что они могут стать жертвами педофилов. 

"Страх наготы превратился в шведский грех", - говорит вечерняя газета "Expressen" и описывает случай учителя, который, в поисках какой-нибудь погибели случайно выходит из раздевалки и появляется голый в бассейне, аварийно заслоняя детородный орган ведром. Прокурор предает его суду, и хотя в конечном итоге дело закрывается, инцидент портит бедолаге карьеру. 

Один из создателей выставки, известный деятель Петер Йоханссон, "одетый" единственно в микрофон, пытаясь исследовать нынешнее отношение шведов к наготе, прогулялся по центру столицы. 
"Старцы вспоминают с ностальгией былые времена, а молодые люди даже не имеют понятия, что означает этот термин "шведский грех". Швеция больше не является свободной страной." - говорит он с сожалением на открытии выставки. Наиболее разочаровывает его то, что полицейский, у которого он хотел взять интервью, принуждает его немедленно восполнить недостающие элементы гардероба.
 
С улиц исчезли секс-клубы и секс-шопы, хотя и не дислоцируются в диапазоне запрета. Секс переехал с улиц в Интернет или ушел в подполье. Именно поэтому школьники, перед каникулами, посетившие грешную выставку в рамах полового воспитания, не были особенно потрясены показываемыми там фильмами и экспонатами. Выросшие в Интернете , видели все и вся.

Но все-таки подростки испытали шок, хотя и с иного повода - голые актеры на фотографиях и видео-фрагментах не депилированы, их бюсты не армированы силиконом, не укреплены ботоксом другие части тела и почти все без татуировок. В Стокгольме проживает население самых татуированных людей в мире, за исключением, возможно, первобытных народов, чьи татуировки часто имеют чисто религиозный характер. Согласно Metropolitan Report - международной организации, исследующей образ жизни городских обществ, каждый третий житель Стокгольма носит на теле какое-нибудь изображение или надпись. 

Так куда же подевался шведский грех? - "Моя теория состоит в том, что утонул в ново морализорванном дерьме, что свалилось на нас из великой страны на западе и я не имею ввиду Норвегию." - говорит литературный критик Рикард Дальберг. - "Я молюсь молча, чтобы все и как можно скорее изменилось. Не потому, что люблю или хочу защитить порнографию. Секс является слишком важным для людей и ни в коем случае не имеют право решать эти проблемы фундаменталистические религиозные секты Америки."

Спешите! Выставка "шведский грех" открыта в Стокгольме до 11 января следующего года.