История одной фамилии

Надежда Хисметова
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФАМИЛИИ

Посвящается Белле Исаевне Фурман

Эта история имеет глубокие корни и обрела своё существование давным давно. Когда-то в далёком 1969 году я работала в ЦЛТИ на механическом заводе с отличным парнем Мишей Фурманом. Он был очень открытым и искренним человеком, любил свою маму. И когда у нас появлялось свободное время между испытаниями, часто рассказывал о семейных традициях, созданных мамой в их дружной семье.
Я всегда считала, что он - один ребёнок в семье, и всегда удивлялась тому, как родители сумели вырастить единственного в семье сына, начисто лишённым эгоизма.
Однако вскоре выяснилось, что Миша не один в семье, и что у него есть и брат, и сестра. И как он стал меня тут же заверять: «Очень милые и отличные люди».
А произошло это так. Однажды он заговорчески мне подмигнул и сказал на ухо: «Хочешь посмотреть свадебные фотографии? Такие хорошие получились!»
Да, - уронила я, немного обидевшись на Мишу за то, что он ничего не сказал мне о своей свадьбе: я бы его поздравила и написала поздравление в стихах...
Миша завёл меня в барокамеру, с особой бдительностью осмотрелся и затем достал заветные фотографии, упакованные в какой-то фирменный пакет, и протянул их мне.
С фотографий высочайшего качества смотрели на меня жених и невеста очень обычного вида.
- Кто – это? - поинтересовалась я у Миши.
- Моя сестра выходит замуж! - торжественно сообщил он мне в ответ.
Потом немного замялся и добавил: «Старшая... Она мне не родная... Вернее никакая... Но я её очень люблю и горжусь ею!»
Я в недоумении посмотрела на него...
- Понимаешь... Моя мама очень давно вышла в первый раз замуж. Ей было тогда шестнадцать лет. В семнадцать лет у неё родился мой старший брат. У его отца было два брата. У одного из них была дочь. Сима – родная племянница маминого первого мужа. Началась война. Маминого первого мужа, моего старшего брата и деверей - братьев первого мужа отправили на фронт. С войны вернулся только мой старший брат. Сразу после войны мама вышла замуж за моего отца. Сима во время войны попала в концлагерь. Она внешне была не похожа на еврейку, и это сохранило ей жизнь. Когда узников концлагеря освободили союзники, то Сима вернулась в Россию. Её поместили в детдом и стали разыскивать родственников. В результате нашли мою маму в городе Ульяновске, куда она эвакуировалась, и где создала второй раз семью. Маме сообщили: «Серафиминых родителей нет в живых, ваш муж погиб, второй её дядя без вести пропал. Из живых её родственников мы нашли вас и вашего сына. Может быть, вы возьмёте на воспитание эту девочку в свою семью: у вас ведь есть муж. Не стоит ребёнка при живых родственниках оставлять в детдоме...» Второй мамин муж не имел ничего против этого. И Сима стала жить в маминой новой семье. В 1946 году родился я и всегда считал Симу родной сестрой. Мама с папой дали Симе высшее образование. Теперь вот мама выдала её замуж за очень хорошего человека. Он по образованию горный инженер, его родственники живут за Волгой.
- Какой у тебя, Миша, хороший человек – отец, - только и сказала я.
- Да! Он был очень добрым... - тихо проронил горькие слова Миша.
Вскоре после этого разговора я уволилась с механического завода.   
Как-то, гуляя со мной по парку после работы, моя подруга Инночка Фрадкина, обмолвилась:
- У Ани проходит практику такая интересная девчонка из Самарского медицинского института...
Затем она долго и подробно мне рассказывала о ней. Восторг эта девчонка вызывала у   Инночки неописуемый: «Она и умница, и красавица, и одевается с безупречным вкусом, и такая современная, и в музыке разбирается, очень начитанная, очень воспитанная, собирается заняться наукой. Её очень увлекает бактериология. В неё на аниной работе влюбились все мужчины, но она уже познакомилась в Ульяновске с таким парнем!»
Несколько недель Инночка все прогулки заполняла разговорами о своей новой знакомой. В конце концов она сообщила мне, что её новая знакомая выходит замуж за ульяновского жениха.
И вот однажды, когда мы проходили с подругой мимо магазина «Рябинка», я увидела Мишу Фурмана, который стоял напротив магазина, оперевшись на перила. Рядом с Мишей стояла очень миловидная девушка. Миша увидев меня, приветливо заулыбался, мы поздоровались. Инна, проследив за моим взглядом и заметив знакомую пару, сказала только одну фразу:
- Это они!
Я сразу сообразила: о ком она говорит, и очень обрадовалась за Мишу, что у него такая хорошая жена. Мы подошли к молодожёнам и из продолжительной беседы я поняла, что Миша очень счастлив. От получения такой информации у меня очень поднялось настроение.
Прошло много лет. Мы с Инной и Аней вышли замуж, вырастили детей. Анечкина старшая дочь Татьяна познакомилась в Ульяновске с очень хорошим парнем, которого звали Дима. Из разговоров я поняла, что Дима – сын сестры Миши Фурмана - Серафимы. Я только и подумала: «Как тесен круг нашего общения...»
Я узнала, что, оказывается, воспитанница Беллы Исаевны в настоящий момент живёт на Украине. В дальнейшем мишина мама - Белла Исаевна стала моей близкой знакомой. Моя двоюродная тётка Совжан приехала жить из Москвы в Ульяновск и очень подружилась с мамой Миши Фурмана. Теперь о всех новостях в семье Миши я уже узнавала от тётки и Беллы Исаевны, когда встречалась с ними на прогулке.
Белла Исаевна мне сообщила, что её внук Дима – сын воспитанницы Симы закончил Донецкий университет по специальности «Автомобилестроение» и приехал после окончания ВУЗа по направлению в Ульяновск на автозавод. Вскоре Танечка вышла замуж за Диму и собралась уезжать в США. Как я выяснила потом, произошло невероятное: нашёлся пропавший в годы войны дядя Симы.
Началась перестройка. На Украине стали закрываться шахты. И родители Димы: Геннадий, бывший главный инженер шахты, и Сима, пенсионерка, бывший санитарный врач, стали никому не нужны. То есть оказались не у дел. Симин дядя разыскал их уже давно и постоянно звал к себе. Но Геннадий и Серафима не хотели покидать Родину. Теперь они оказались на Украине почти без средств к существованию и должны были на старости лет выезжать оттуда или в Ульяновск, или в США.
После долгих колебаний они решили ехать к дяде. Но, приехав в город Иуэлсвиль - столицу штата Кентукки, не пожалели о сделанном и стали уговаривать приехать к себе сына. Семьи моих друзей в Ульяновске, узнав об отъезде Татьяны за океан, впали в глубокий транс и депрессию. Отправляя Диму с Таней в США, они их как бы заживо хоронили. Но Диме с Татьяной очень понравилось за океаном, и они вызвали туда постепенно всех родственников. Таким образом, мои друзья детства один за другим покинули Россию и живут теперь все вместе в США в штате Кентукки. Они все очень хорошо устроились в далёкой и неизвестной им почти стране. Сама Танечка закончила Иуэлсвильский университет. Работает зубным врачом. У них с Димой растут две очаровательные дочки. У любящих друг друга супругов прекрасный дом, уютный и респектабельный, в престижном районе города. Они очень любят друг друга. Можно сказать, что у них образцовая американская семья. Родители Димы и Тани помогают им и поддерживают их во всём. Все отпуска Танечка с Димой проводят вместе – путешествуют всей семьёй.
По странному стечению обстоятельств моя старшая дочь с семьёй поселилась в соседнем с Кентукки штате - Северной Каролине. Когда мои друзья узнали о моём приезде в США, то тут же примчались к нам в гости в Северную Каролину. Мы очень долго разговаривали о многом, так как нам было что сказать друг другу. И между прочим в разговоре я часто слышала фамилию Фурман. Я поинтересовалась:
- Что и Миша Фурман тоже здесь?
- Что ты! Миша Фурман не хочет уезжать из Самары. Он и не собирается даже приезжать в США... - ответила на мой, как ей показалось, странный вопрос Аня.
А о ком ты говоришь, называя фамилию Фурман?
А ты разве не знаешь, что Танечка и Дима теперь носят фамилию Фурман, фамилию отца Миши Фурмана. Так получилось, что фамилия Димы показалась американцам очень сложной для восприятия на слух и написания, и им предложили поменять фамилию. Недалеко от нас в Иуэлсвиле есть улица, которая называется Фурман. Вот мы решили: «Раз  американцы имеют такое название улицы, то фамилия Фурман, для них будет очень понятной и удобной».
Так по стечению обстоятельств, сын Серафимы и его семья стали носить фамилию украинца, который охотно принял в свою семью столько пережившую еврейскую девочку. Я уверена, что эта фамилия принесёт ещё много счастья Диме и Тани Фурман и их доченькам: Белочке и Анечке, - на их новом месте жительства за океаном. И я уверена, что эти люди достойно проживут свою жизнь на американской земле. Чем несомненно вызовут уважение американцев к их далёкой родине – России.
15.07.2007 год.
Надежда Никищенкова.