Обновлённый мир

Серж Готье
 - Я годами искренне стараюсь жить в соответсвии с твоими указаниями, - сказал я как-то дону Хуану, - очевидно я делаю это недостаточно хорошо. Как я теперь могу делать это лучше?
 - Ты слишком много думашь и разговариваешь. Ты должен прекратить разговор с самим собой.
 - Что ты имеешь в виду?
 - Ты слишком много разговариваешь сам с собой. Ты в этом не исключение. Каждый из нас делает это. Мы ведём внутренний разговор. Подумай об этом. Что ты делаешь, когда остаёшься один?
 - Я разговариваю сам с собой.
 - О чём ты разговариваешь с собой?
 - Я не знаю. Полагаю, о чём-угодно.
 - Я скажу тебе, о чём мы разговариваем сами с собой. Мы разговариваем о нашем мире. Фактически мы создаём наш мир нашим внутренним разговором.
 - Как мы это делаем?
 - Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир такой, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним разговором. Не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё до тех пор, пока не умрём, потому что мы продолжаем всё тот же внутренний разговор. Воин осознаёт это и стремится остановить этот разговор. Это последнее, что ты должен знать, если хочешь жить как воин.
 - Как я могу перестать говорить сам с собой?
 - Прежде всего ты должен использовать уши, чтобы снять часть нагрузки с глаз. Мы с самого рождения используем свои глаза для того, чтобы судить о мире. Мы говорим с другими и с собой главным образом о том, что мы видим. Воин сознаёт это и прислушивается к звукам мира. Воин также сознаёт, что мир изменится, как только он перестанет говорить сам с собой. Он должен быть готов к этому необычайному толчку.
 - Что ты имеешь в виду, дон Хуан?
 - Мир такой-то и такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой. Если мы перестанем говорить себе, что он такой, то он перестанет быть таким. Я не думаю, что ты в этот момент готов к такому внезапному удару, поэтому ты должен перестать создавать мир.
 - Я действительно не понимаю тебя.
 - Твоя беда в том, что ты смешиваешь мир с тем, что делают люди. Но ты не одинок в этом. Каждый из нас делает это. Вещи, которые делают люди, являются щитами против сил, которые нас окружают. То, что мы делаем как люди, даёт нам удобство и чувство безопасности. То, что делают люди, по праву очень важно, но только как щит. Мы никогда не знаем, что всё, что мы делаем как люди, это только щиты и мы позволяем им господствовать и попирать нашу жизнь. Фактически, я должен сказать, что для человечества то, что делают люди, более важно и значимо, чем сам мир.
 - Что ты называешь миром?
 - Мир это всё, что заключено здесь, - сказал он и топнул по земле, - жизнь, смерть и всё остальное, что окружает нас. Мир необъятен. Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не разгадаем его тайну. Поэтому мы должны принимать его таким, какой он есть — чудесной загадкой. Обычный человек не делает этого. Мир никогда не является загадкой для него и, когда он приближается к старости, он убеждается, что не имеет больше ничего, для чего жить. Старик не исчерпал мира. Он исчерпал только то, что делают люди. В своём глупом замешательстве он верит, что мир не имеет больше загадок для него. Вот ужасная цена, которую приходится платить за наши щиты. Воин осознаёт эту путаницу и учится относится к вещам правильно. Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир. И таким образом, воин относится к миру как к бесконечной тайне, а к тому, что делают люди, как к бесконечной глупости.

(К.Кастанеда)