3-й подвиг Геракла

Владимир Балашов
С Гераклом я познакомился достаточно рано, в домашней библиотеке родительского дома была книжка "Легенды и мифы древней Греции" с поэмами «Илиада» и «Одиссея». В деревне у меня , как у героя мифов, постоянно возникают ситуации, выход из которых порой требует запредельных усилий, может даже и неподвластных обычным человеческим возможностям. Конечно это метафора и шутка, но как говориться, - в каждой шутке есть доля ...

Однако, если Геракла понуждали к совершению подвигов поручения сильных мира сего, то меня - обстоятельства более низменного свойства, этакие уроки о том как трудно рассчитывать на помощь тех, кто тебе её обещал, кто знает, что тебе будет очень трудно и мог ее оказать, но решил этого не делать, короче, что порой  у тебя нет никого, кроме тебя самого!

В отличии от самого Геракла мне пришлось начать выполнение назначенных мне подвигов, несколько позднее, уже после выхода на пенсию и как оказалось подвиги нужны не в ратном деле, а в строительстве и, особенно, в сельском хозяйстве ... Понятно, что третий подвиг мог состояться только после первого и второго, поэтому всё по порядку.

После нескольких неудачных попыток найти исполнителей на земляные работы по террасированию склона ручья по названию Ржавец, на берегу которого находится участок моего деревенского дома, я понял, что эта работа назначена мне. Задача этого земляного строительства состояла в том, чтобы вместо равномерно пологого склона ручья, между домом и ручьем создать земляной обрыв, с обеих сторон которого должны быть горизонтальные участки рельефа, с небольшим понижением в сторону русла ручья. А идея устройства этой террасы, это архитектурная идея и  носила не только исключительно эстетический характер.
Насыпная часть террасы начала возникать еще  четыре года назад за счет выемки грунта из-под отмостки вокруг дома, из-под снесенных во дворе 3-х сараев, и в результате вывоза верхнего слоя (30-40 см.) земли со двора усадьбы - так сказать культурного слоя, наросшего за последние десятилетия и исказившего первоначальный естественный рельеф участка дома.

К слову о культурном слое. Вспоминается, как еще во время учебы в институте (примерно 1970 г.), мы бегали на перекресток улиц Неглинка и Кузнецкий мост посмотреть  на вскрытый во время строительства ливневой канализации (от Трубной площади до Охотного ряда) под ул. Неглинка на 7 метровой глубине тот самый кузнецкий мост, как тогда говорили первый из мостов, переброшенных через речку Неглинку 7 столетий назад, давший имя улице - Кузнецкий мост. Т.е. культурный слой в центре Москвы прирастал по 1 метру в столетие. Кстати последняя эпохальная 3-пролётная  версия кузнецкого моста через реку Неглинку, была построена в 1754 году из белого камня по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Его размеры впечатляли — 12 м в ширину и 120 м в длину. Он начинался в нескольких метрах за ул. Петровкой и доходил до Рождественки, но прослужил недолго: 1817–1819 годах реку Неглинка заключили в трубу, а мост разобрали и засыпали. Полагаю, что культурный слой в деревне, растет по алгоритму этого же закона, если принять за основу расчета дату строительства дома - 1976 год, выбитую на жестяном картуше, который красовался на крыше дома, а теперь на кухонном подоконнике.

Последний этап строительства террасы (2013 г.) потребовал привлечения моей огородной техники. С помощью мотоблока с культиватором я рыхлил грунт, совковой лопаткой грузил его в тачку и перемещал вверх для отсыпки откоса и вниз для подсыпки обрыва нижней террасы. Т.е. теперь в бассейне ручья формируются уже две - нижняя и верхняя надпойменные террасы. Нижняя точно в паводок будет заливаться весной талой водой, верхняя тоже, но значительно реже, как часто пока неизвестно. В общем, наверное, много "вагонеток" чернозема перетаскал я на руках, достаточно сказать, что последний этап длился непрерывно 2 недели, по 12 часов в день. Строительство не закончено и будет еще продолжаться долго, но вот на формирование нижней террасы скорее всего я найму трактор "Белорусь" с отвалом.

Второй подвиг, в отличие от предыдущего никогда не планировался. Осенью 2012, когда сосед Толик, мой ровесник, приехавший в деревню на постоянное место жительства из подмосковного Воскресенска, обнаружил в моем урожае картошки сорт - "Жуковский ранний", купленный мною 2 года ранее в совхозе "Ракша" Моршанского района, я принял решение увеличить плантацию моей картошки за счет этого сорта, уменьшая соответственно посадки обычной картошки. Картофельное поле было разделено на две части: меньшую, где "Жуковская ранняя" сажалась грядками, ориентированными с севера на юг поперек огорода, и большую, вдоль огорода с обычной картошкой под ее механизированную обработку во время посадки, выращивания и уборки. В моей деревне частные владельцы тракторов и навесных орудий за деньги выполняют работы по вспашке огородов, посадке картошки, ее междурядной обработке (прополке плоскорезами, окучивании), и уборке (кошении ботвы и картофелекопании). На следующий 2013 год, площадь огорода под ранней картошкой увеличилась вдвое, но также было посажено картофелесажалкой 10 мешков обычной картошки под дальнейшую механизированную уборку. Раннюю картошку я убрал вовремя в середине июля, а вот на  части огорода с обычной картошкой под конец лета, пока пытался договориться о кошении ботвы с частными механизаторами, сильно упустил рост сорняков, все заросло и подсохло капитально!
Нелепо отворачиваться от прогресса, поэтому специально для этого случая купил бензиновый триммер с металлическим режущим диском, полагая, что он сильно поможет мне при кошении. Априори леска была бесполезна, в деле сразу тестировался диск, однако ничего не получилось, травостой не ложился под диск, триммер не перенести, не направить на кошение новой порции травостоя, не отвести в сторону для нового захода через упавшую кучу подрезанного и еще стоящего сушняка. Вот так не получив помощи от механизаторов и передовой техники остался один на один с проблемой - выросла картошка, а убрать ее не получается!
И пришлось мне косить ботву с сорняками на площади примерно 12 соток обычной косой в течении трех дней, постоянно подправляя жало, а потом еще перенести скошенную траву в копны на межу справа и слева от грядок картошки. Вы представляете себе осенью полусухую лебеду с ее одеревенелым стеблем в палец толщиной, ровно как и репейники, осоку и т.д.  Закончив пригласил тезку с его картофелеуборщиком и он поднял мне картошку из земли.
Сосед Толик сказал: - "Уважаю" и вдвоем с женой помог  мне на огороде собрать картошку в мешки. Вот так был совершен второй подвиг. Кстати история с картофельным огородом под механическую обработку повторилась, только теперь я не смог найти механизаторов для междурядной обработки, один отказал, второй долго был не доступен по телефону, а после обещания приехать  в конце концов все равно не появился, ну а третий приехал, но было уже поздно, его окучник был уже бесполезен, все заросло капитально. Так в 2014 г. я бросил поле и потерял 10 мешков посеянных семян картошки ...
Раннюю же картошку продолжаю в настоящее время убирать вручную и уже начинаю задумываться над вариантами применения каких то средств механизации, так как площадь ее посева стала уже значительной. Возможно у этой истории будет продолжение.

А вот последний 3-й подвиг был совершен уже в 2014 г.
Для крыши пристройки к дому я купил пиломатериал длиной 6 метров, который мне завезли и выгрузили валом с машины. По прогнозу погоды на сегодня в обед был обещан ливень. Дерево распилено вскоре после доставки из леса и поэтому сырое и тяжелое и его обязательно нужно было уложить в штабель, для естественной сушки в течении года-двух.
Учитывая удельный вес свежей сосны (0,91), вес моего пиломатериала (5,42 м.куб) составил 4932,2 кг., т.е. около 5 тонн. Его надо было его перенести в штабель на небольшое расстояние - около 10-15 метров, но как-то с разворотом и огибанием двух препятствий в виде стойки уличного газопровода и кустиков бирючины, посаженных в будущую изгородь участка осенью прошлого года. В штабель пиломатериал должен был укладываться в порядке, обратном его извлечению на строительство: обрешенка, стропила и затяжки, коньковая доска,  мауэрлат и т.д. Получмлось начать с малых весов, и поэтому сначала лихо перенес и уложил на прокладки за раз по две доски будущей обрешетки (35х100 мм), потом по одной доске 35х150 мм, и этот объем, можно было бы зачесть за разминку. Затем пошли доски толщиной 50х120 мм. (косоуры внутренней лестницы), потом 50х150 (стропила и затяжки), а в конце 50х250 мм. (коньковая доска), их я носил также, естественно, по одной доске, причем сначала один край доски заносился на верх штабеля, а далее второй конец поднимался с земли туда же. Ну а на десерт, согласно намеченному творческому плану, остались брусья мауэрлата сечением 80х200 мм., весом по 96 кг. каждый. К процедуре подъема на штабель, добавилась еще одна технологическая операция - перетаскивание брусьев волоком по земле, для чего использовался канат с удавкой на одном конце, поскольку на руках одному человеку ее не поднять. После этого на штабель поднимался по очереди сначала один конец доски, а затем другой. То есть в итоге с утра до обеда, я перенес и поднял на высоту до 2-х метров грузов, равных ста 50 килограммовых мешков с мукой или цементом. И как только я накрыл свой штабель листами старого ржавого железа и битым б/у шифером, хлынул ливень, причем последние 2 листа шифера я укладывал уже под его струями.
Позднее, пришлось завести сороковку (40х150) березу (для отделочных работ) и сосну (для опалубки перекрытий). Разгрузку в тот же штабель я вел уже сам даже и не помышляя о напарниках.

Но надо быть несправедливым, чтобы не отметить, что есть Гераклы и помощнее, чем я, так, например, мой друг Юра на 10 см. ниже ростом, на 8 лет старше (1941 г. рождения), в своем доме в с. Сосновка Озерского района Московской области, в одиночку без строительной техники перенес с земли на стены своего кирпичного дома в качестве второго этажа бревенчатый сруб 6х7 метров высотой 2,7 м.!!! Правда полагаю, что он это сделал вдвоем с Архимедом.

Сосед Ваня, который запил и спровоцировал совершение моего третьего подвига, на мельнице вдвоем с напарником за свой обычный трудовой день загружают 25 тонную фуру 50-килограммовыми мешками с мукой, т.е. за смену по 12 тонн на брата!.

Итак список подвигов на сегодня:
   1 подвиг - терассирование склона,
   2 подвиг - кошение травостоя на картофельном поле
   3 подвиг - укладка пиломатериалов в штабель для сушки
а впереди их еще девять, со страхом думаю я :)

Геракл (Википедия): http://ru.wikipedia.org/wiki/
На фото - автор в 2012 г. копает картошку мотоблоком (полуподвиг полугероя)