Щиты

Серж Готье
 - Ты очень легко всё забываешь, - сказал однажды дон Хуан, - на пути знания нам постоянно приходится с чем-то бороться, чего-то избегать, быть к чему-то готовыми. И это что-то всегда непостижимо, всегда мощнее нас, всегда нас превосходит. Поэтому нужно готовиться к борьбе. Иного выхода нет. Ты встречаешься с непостижимыми силами. В мире действительно множество устрашающих вещей, а мы беспомощные создания. Обычный человек по невежеству своему полагает, что можно объяснить непостижимые силы или изменить их. На самом деле он не знает, как это сделать, однако, надеется, что человечество рано или поздно сумеет объяснить их или изменить. Маг, с другой стороны, думает не об объяснениях и не о переменах. Вместо этого он использует эти непостижимые силы для того, чтобы перенаправить себя, приспособившись к направлению их действия. В этом заключается его хитрость. В магии нет ничего особенного, достаточно лишь эту хитрость узнать. Маг ничем не лучше обычного человека. Магия не избавляет его от проблем. В действительности она ему даже мешает, потому что усложняет жизнь и делает её опасной. Открываясь знанию, маг становится уязвимее обычного человека. С одной стороны, его ненавидят и боятся люди. Естественно они стараются всяческими способами сократить ему жизнь. С другой — непостижимые и неумолимые силы. Они окружают нас и нам никуда от них не деться уже только по той причине, что мы живём в этом мире. Для мага они представляют собой даже более серьёзную опасность, чем для людей. Открываясь знанию, маг попадает в лапы сил. Единственное средство, позволяющее уравновесить себя и сдержать их напор, это воля. Поэтому он должен воспринимать и действовать как воин. Я ещё раз повторяю — только воин выживает на пути знания. В образе жизни воина кроется сила. Именно эта сила позволяет ему жить лучшей жизнью. Я стараюсь показать тебе те силы, с которыми сталкивается маг. Только под их ужасающим воздействием человек может стать воином. Ты неоднократно повторял, что всегда готов к смерти. Я считаю, что чувствовать себя готовым к смерти необязательно. Это бесполезное потакание собственной слабости. Воин должен быть готов только к битве. Ты говорил, что родители искалечили твой дух. Я думаю, что дух человека не так-то легко искалечить. По крайней мере теми действиями, которые ты считаешь калечащими дух. Но можно сделать человека мягким и хлипким, приучить его потакать себе, жалеть себя, поддаваться прозябанию. Дух воина не привязан ни к потаканию, ни к жалобам, как не привязан он ни к победам, ни к поражениям. Единственная привязанность воина — битва, и каждая битва, которую он ведёт — его последняя битва на этой земле. Поэтому исход её для него практически не имеет значения. В этой последней битве воин возволяет своему духу течь свободно и ясно. И когда он ведёт эту битву, он знает, что воля его безупречна. И поэтому он смеётся. Теперь мы подобрались к последнему, что ты должен знать о воине. Воин отбирает то, что составляет его мир, отбирает осознанно, потому что каждая вещь, которую он отбирает, становится его щитом, защищающим его от нападения сил; тех сил, которые он старается использовать. Обычный средний человек точно так же, как и воин, живёт в окружении тех же самых непостижимых сил. Но он им недоступен, так как защищён особыми щитами другого типа.
 - Что это за щиты?
 - Всё, что люди делают.
 - А что они делают?
 - Ты посмотри вокруг. Все обычные люди непрерывно чем-то заняты. Они делают то, что они делают. Это их щиты. Когда маг встречается с какими-то из непостижимых и неумолимых сил, его просвет открывается. Маг становится в большей степени подвержен смерти, чем обычно. Я говорил тебе, что смерть входит в нас через этот просвет. Поэтому тот, у кого он открыт, должен быть готов в любой момент заполнить его своей волей. Конечно, если он воин. А если человек не является воином, то ему не остаётся ничего другого, как использовать житейские проблемы для отвлечения сознания от устрашающих встреч с непостижимыми и неумолимыми силами. Тем самым человек закрывает свой просвет. Но ты уже неспособен  использовать подобного рода «житейские щиты» так же эффективно, как их использует обычный человек — слишком много знаешь о силах. Поэтому сейчас ты вплотную приблизился к тому, чтобы чувствовать и действовать как воин. Твои старые щиты разбиты.
 - И что же мне следует делать?
 - Действовать как подобает воину. Отбирать то, что составляет твой мир. Ты больше не можешь обращаться с вещами как попало. Я говорю тебе это самым серьёзным образом. Теперь ты впервые не в безопасности при твоём старом образе жизни.
 - Что ты имеешь в виду под отбором частиц моего мира?
 - Воин встречает эти необъяснимые и непреклонные силы, потому что он намеренно ищет их. Он всегда ищет встречи с ними и всегда готов к такой встрече. Первое, что ты должен делать, это быть готовым. Воин принимает на себя ответственность по защите своей жизни. Поэтому, если какая-либо из этих сил стучится к тебе и открывает твой просвет, ты должен намеренно бороться за то, чтобы закрыть его самому. Для этой цели ты должен иметь избранный ряд вещей, которые дают тебе спокойствие и удовольствие. Вещей, которые ты можешь намеренно использовать для того, чтобы убрать свои мысли от испуга, закрыть свой просвет и сделать себя цельным.
 - Что это за вещи?
 - Как-то я говорил тебе, что в своей повседневной жизни воин выбирает себе путь сердца. Именно это отличает его от обычного человека. Воин знает, что он на пути сердца, когда един с этим путём, когда переживает огромное спокойствие и удовольствие, идя по нему. Вещи, которые выбирает воин, чтобы сделать свои щиты, это частицы пути сердца.
 - Но ты сказал, что я не воин. Как же я могу выбрать путь сердца?
 - Это твоя поворотная точка. Можно сказать, что раньше у тебя не было действительной необходимости жить как воин. Теперь иначе. Теперь ты должен окружать себя частицами пути сердца и должен отказаться от остального. Или же ты погибнешь при следующей встрече с силами. Я могу добавить, что они теперь могут прийти к тебе во сне, во время твоего разговора с друзьями или когда ты пишешь. Теперь ты должен быть готов всегда и везде, где бы ты ни находился.

(К.Кастанеда)