Подвиг над аэродромом

Олег Каминский
На снимках: Николай Михайлович Алексеев, Франц-Йозеф Беренброк.

       На фронте часто бывало так, что прежде чем совершить подвиг, воин проходил долгий боевой путь, а ещё чаще погибал, так и не успев совершить свой подвиг. А бывало, необыкновенная боевая удача поджидала смельчака уже в первых же боях. Одна из таких редких удач выпала на долю совсем ещё молодого и неопытного летчика 271-го истребительного авиационного полка Николая Алексеева…   

       9 ноября 1942 года сержант Алексеев в составе группы из шести истребителей Як-7б вылетал с аэродрома Люткино на боевое задание. Задачей группы было прикрытие наших наземных войск юго-восточнее Великих Лук. Едва наши летчики поднялись в воздух, как в небе над аэродромом появились четыре немецких истребителя Ме-109. Несомненно, их задачей была блокировка нашего аэродрома и атака взлетающих самолетов.

        Попав под неожиданную атаку немецких «охотников» наши летчики понесли потери: был сбит и погиб младший лейтенант А. П. Артемов, пытаясь приземлиться на подбитом самолете, потерпел аварию и погиб старший сержант И. И. Кузнецов. Остальные летчики приняли тяжелый бой…

       Так случилось, что Алексееву пришлось сражаться одному против двух Ме-109. Немцы со стороны солнца первыми начали пикировать на Алексеева. Заметив их, он набрал высоту до 4.500 метров и, на вираже сблизившись с одним Ме-109, обстрелял его. Немецкий летчик переворотом ушел вниз, а Николай вступил в схватку со вторым Ме-109.

       Бой с двумя Ме-109 на виражах продолжался около 15 минут. Во время одной из атак по одному Ме-109, Алексеева со стороны солнца атаковал второй Ме-109 и пробил ему масляный бак. Алексеев резким пикированием со скольжением вышел из атаки, но оба немца продолжали преследовать и обстреливать его. Осколком одного из разорвавшихся снарядов Алексеев был ранен в лицо, получил новые повреждения его «Як» и, видимо, поэтому, при выходе из пикирования, у его самолета выпала нога (так в обиходе лётчики называли шасси). Но, даже в таком тяжелом положении, с выпущенной ногой и пробитым масляным баком Алексеев продолжал вести бой.

       Во время пикирования одного из самолетов противника, Николай подпустил его на дистанцию 400 метров, затем произвел резкий разворот и открыл по нему огонь. Атака получилась удачной: был пробит водяной радиатор «Мессершмитта», немецкий пилот с резким снижением ушел к земле и совершил вынужденную посадку на фюзеляж в 15 км от аэродрома Люткино. Видя это, напарник сбитого немца вышел из боя…

       Наконец подоспела помощь и, Алексеев пошел на посадку. Из-за перебитой воздушной системы, вторая нога не выпускалась, пришлось Алексееву садиться на одну ногу. К счастью, посадка получилась удачной. Правда, самолет, сильно пострадал, но в течение нескольких дней он был восстановлен. Ремонтировать свой верный «Як» активно помогал техникам и Алексеев…

       Да, в этом бою наш молодой летчик проявил завидное мужество и мастерство! Сражаться в одиночку против двух противников, на поврежденном самолете сбить одного и заставить уйти другого это убедительная победа! Тем более что это был первый бой Алексеева и первый, сбитый им, вражеский самолет. Кстати, сбитого немецкого пилота взяли в плен. Да, а кто же был этот немецкий летчик? Об этом стало известно только сейчас: оказывается, наш молодой, можно даже сказать, неоперившийся соколенок одолел в этом тяжелом бою лучшего аса немецкой 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс» кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями лейтенанта Франца-Йозефа Беренброка, имевшего на своем счету 117 сбитых советских самолетов! 

              Любопытно, что матерью Беренброка была русская, да и сам он неплохо говорил по-русски. Может быть поэтому, после соответствующей «обработки» в ГПУ на Лубянке и в Красногорском лагере для военнопленных, после поражения немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 году, бывший гитлеровский ас Беренброк стал членом Союза немецких офицеров («Bund deutscher Offiziere»), - организации немецких пленных, настроенных на сотрудничество с коммунистическим СССР. Он активно участвовал в диспутах между сторонниками коммунизма и фашизма, подписывался под различными воззваниями, в общем, вел бурную антифашистскую деятельность. Тем не менее, после того, как его в декабре 1949 года отпустили из плена он, почему-то, не стал жить в прокоммунистической ГДР, а перебрался в Западную Германию и вскоре стал снова служить, теперь уже в Бундеслюфтваффе… Впрочем, хватит о Беренброке. Поговорим лучше о нашем соколе.

       Прежде всего, расскажем вкратце его биографию.    

       Герой нашей истории Николай Михайлович Алексеев родился 26 Июня 1919 года в посёлке Старые Промыслы, ныне в черте города Грозного (Чеченская Республика), в семье рабочего. В 1937 году окончил школу ФЗУ «Нефтеуч», работал там же инструктором по производственной практике и занимался в спортивном обществе «Нефтяник». Одновременно учился в Грозненском аэроклубе.

       В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Учился в Нахичиванской военной авиационной школе, затем в Батайской военной авиационной школе лётчиков имени А. К. Серова, которую окончил в 1941 году.

       Летом 1942 года молодой летчик в звании сержанта попал в 271-й истребительный авиационный полк, который как раз находился на переформировании в Новосибирске. Получив новенькие истребители Як-1 и Як-7б полк, под командованием майора А. М. Разсудкова, прибыл 19 сентября в Тушино (Москва), а спустя месяц, 18 октября, вылетел на Калининский фронт.

       Собственно, с этого момента началась боевая биография Н. М. Алексеева. Вскоре он одержал свою первую воздушную победу, о которой было рассказано выше. Кстати, несмотря на то, что командир полка и командир дивизии представляли Алексеева к ордену Красного Знамени, он, 26 декабря 1942 года был награжден орденом чуть меньшего, так сказать, «достоинства», - Красной Звезды. Чем руководствовался командир 1-го истребительного авиакорпуса генерал-майор авиации Белецкий, утвердивший именно этот орден в качестве награды Алексееву, сложно сказать, остается лишь сожалеть об этом…

       За первыми победами последовали другие, в которых Алексеев показал себя мастером воздушного боя, отличным истребителем.

       Так, 1 декабря 1942 года командир эскадрильи старший лейтенант В. Я. Хасин и старшина Н. М. Алексеев на истребителях Як-7б вылетели в район Великих Лук. Там они встретили три Ю-88, которые, прикрываясь облаками, шли бомбить боевые порядки наших войск. Ведущий ушел за облака, а Алексеев остался под облаками. Бомбардировщики противника, заметив над облаками  истребитель Хасина, нырнули под облака, но здесь их уже поджидал Алексеев. Внезапной атакой он разбил строй бомбардировщиков, а затем, вместе с Хасиным, начал атаковать их. После первых трех атак один Ю-88 загорелся в воздухе. Последующими атаками летчики подожгли другой вражеский самолет, третий спешно пытался уйти в облака, но, выжав из своего «Яка» всё, что было можно, Алексеев догнал его. Казалось, судьба немца была решена, однако в это время из-за облаков на Алексеева набросились два Ме-109. Уйдя умелым маневром из-под удара и набрав высоту, Алексеев с первой же атаки сбивает одного Ме-109. Другой, не дожидаясь подобной участи, на максимальной скорости уходит на запад...

       Смело и решительно действовал Алексеев 30 декабря 1942 года. Тогда восемь Як-7б прикрывали боевые действия восьми штурмовиков Ил-2 в районе Громово – Бутитино. В районе цели группа встретила двадцать бомбардировщиков противника под прикрытием восьми Ме-109, которые собирались нанести удар по боевым порядкам наших войск. По команде командира группы, одна пара наших истребителей атаковала бомбардировщики противника, а пара Алексеева вступила в бой с прикрывающей группой. В пятнадцатиминутной схватке Алексеев лично сбил два истребителя противника типа Ме-109 и помог тем самым второй паре уничтожить двух бомбардировщиков. Остальные немецкие летчики, беспорядочно сбросив бомбовый груз, ушли с поля боя...

       Воздушный бой, в котором Алексеев проявил себя храбрым и мужественным защитником Родины, настоящим мастером воздушного боя, произошел 16 марта 1943 года.

       В тот день восемь Як-7б, прикрывая наземные войска и переправы в районе Рамушево, Кобылкино, Шелгуново, встретили десять Фокке-Вульфов-190. В завязавшемся ожесточенном бою нашим летчикам удалось сбить семь самолетов противника! Один из ФВ-190 сбил Николай Алексеев.

       Во втором вылете восьмерка, в составе которой снова был Алексеев, встретила 18 пикировщиков Ю-87, прикрываемых 14 ФВ-190. Немцы шли бомбить переправу наших войск через реку Ловать, но стремительными атаками наша восьмерка разогнала бомбардировщики, заставила их сбросить бомбы вне цели, сбила 2 Ю-87 и 5 ФВ-190. Одного из ФВ-190 снова уничтожил Алексеев. Но и это было ещё не всё…

       В этот же день, чуть позже, Алексеев сбил в районе Чернышево третий «Фокке-Вульф». Три воздушные победы за один день! Такое удавалось только асам…

       Именно благодаря мастерству и мужеству Алексеева и других лучших летчиков полка, через два дня, 18 марта 1943 года полк был преобразован в 64-й гвардейский истребительный авиационный полк.
    
       Незаурядную находчивость проявил Алексеев 8 июня 1943 года. На этот раз Алексеев, в составе восьми самолетов Як-7б, под командованием старшего лейтенанта К. В. Маношина, вылетел на блокировку немецкого аэродрома Леженки под Орлом. В 20 часов вечера группа в районе цели подверглась сначала атаке четырех Ме-109, а затем, когда они вдруг вышли из боя, интенсивному обстрелу зенитной артиллерии и пулеметов. После этого группу советских самолетов снова атаковала четверка немецких истребителей, на это раз ФВ-190. На ведущего пары лейтенанта С. И. Заикина, ведомым которого был Алексеев, из-за облаков набросилось два ФВ-190, но стремительной атакой Алексеев заставил их уйти в облака.

       Продолжая бой, Алексеев грамотно использовал интенсивность зенитного огня противника, умелыми маневрами уходил из зоны обстрела и маскировался облачностью. В результате, он перехитрил противника и, когда один из ФВ-190 вынырнул из облаков, с первой же атаки сбил его.

       Однако горючее было на исходе и, Алексеев решил вернуться на свой аэродром. Но в это время подошли два ФВ-190, которые, зажав его в «клещи», попытались посадить. Эта уловка врага была быстро разгадана и, набрав скорость, Алексеев ушел в облака. Оторвавшись от противника, он благополучно пришел на свой аэродром.

       За свои боевые успехи отважный летчик был награжден орденами Красного Знамени (19.02.1943) и Отечественной войны 1-й степени (30.05.1943), медалью «За отвагу».

       Но не долгим оказался славный боевой путь смелого летчика: 12 июля 1943 года он геройски погиб в воздушном бою.

       В тот роковой для него день Николай Алексеев вылетел на прикрытие наземных войск в район Новосиля под Орлом. В завязавшемся воздушном бою с «Фокке-Вульфами» эскадры «Мёльдерс» он сбил северо-восточнее Сетухи один ФВ-190, но и сам погиб.

       Есть даже ещё более героическая версия его гибели. Якобы, он сбил не один, а два вражеских истребителя, а затем, израсходовав боекомплект, таранным ударом уничтожил третий. Но, к сожалению, это лишь чьи-то догадки. В действительности в тот день происходили крайне ожесточенные бои в воздухе, сопровождавшиеся очень большими потерями: один только 64-й гвардейский полк потерял шестерых летчиков, в том числе Алексеева, не вернувшихся с боевых заданий. В сутолоке воздушных боев заметить, что произошло с летчиками и где они упали, было невозможно…

       24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику – истребителю, заместителю командира эскадрильи 64-го гвардейского истребительного авиационного полка младшему лейтенанту Н. М. Алексееву, было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.

       Всего Н. М. Алексеев успел совершить около 110 боевых вылетов, провести более 30 воздушных боев и уничтожить 14 вражеских самолётов лично и в 3 группе. Безусловно, весь его боевой путь был отмечен многими подвигами. И всё-таки, думается, что свой самый выдающийся подвиг он совершил ещё в первом бою, одолев одного из самых лучших асов Люфтваффе…