ДИК

Наталья Колмогорова
Однажды в моей жизни случилось то, что и должно было случиться: я высунул свой нос на улицу.
За порогом простирался огромный, невероятный мир - белый, холодный.
Моё чутьё уловило множество звуков и запахов: свежего снега, печного дыма, кошачьих следов.
Мои уши встали торчком - ко мне, похрустывая снегом, шёл Большой Человек. От него исходил запах силы.
Тело моё затрепетало, и я прижался к маме. Если бы знать, какую роль сыграет Большой Человек в моей жизни!
Время покажет: Большие Люди вершат роковые события и всегда вмешиваются туда, куда не следовало бы...

Моя мама радостно завиляла хвостом и стала глотать из миски жирные куски.
Она стояла в облаке лёгкого пара, и я слышал её благодарность.
Тогда великан присел на корточки и весело сказал:
- Ну что, малыш, давай знакомиться!
Он схватил меня огромной ручищей там, где обычно мама сжимала шерсть своими жёлтыми клыками.
Я взлетел вверх и смешно болтал в воздухе всеми четырьмя лапами. Оказывается, потерять почву под ногами - очень неприятная штука.
- Интересно, а кто твой отец? - спросил Большой Человек.
Что я мог на это ответить? Мама о нем ничего не говорила.
- Ладно, малыш, беги, а там посмотрим, - сказал Человек и ушёл.

***

Моя жизнь становилась все интереснее: я полюбил снег - и тот, что хрустит под ногами, и тот, что летит сверху мягкими пёрышками.
Я полюбил нагловатых птиц, прилетающих к миске, и крики петухов по утрам. Единственное, к чему я не мог привыкнуть - это к предрассветному холоду, вползающему в мой дом.
Тогда я просыпался, а мама клала мне на спину свою большую морду.
Очень скоро я понял, что кушать белую снежную кашу совсем не обязательно!
Гораздо вкуснее то, что приносит Большой Человек, и уж совсем не обязательно прятаться при его появлении.

***

Всё важное в жизни случается внезапно и особенно тогда, когда рядом нет мамы.
Однажды утром пришел Человек и сказал:
- Идём, малыш, я отдам тебя в хорошие руки!
Я подумал тогда, что «хорошие руки» - это мягкая тёплая тряпка, в которую меня завернули.
Теперь я знаю: «отдать в хорошие руки» - это воспользоваться доверием...
В новый мир, который начинался прямо за воротами, мы вышли вместе.
Большой Человек нёс меня на руках, а я прижимался к его тёплому телу и сильно дрожал.
Я будто бы оглох! На меня обрушился шквал незнакомых звуков и запахов.
Но шаги Большого Человека убаюкали меня, и я смирился с судьбой.
Иногда это необходимо - смириться и ждать.
Мне приснилась мама: она металась возле дома, нюхала снег и тихонько скулила.
А потом свернулась тугим плотным кольцом, и яркие звезды мигали ей с высоты, обещая новый день и новую зарю.

***

Меня принесли туда, где я ни разу не был.
И - о чудо! - я снова стоял на четырёх лапах! Это очень важно - ощущать землю под ногами.
Запах вокруг был настолько чужим, что я постоянно возвращался к тряпке, в которой меня принесли, и этот родной запах придавал мне силы и уверенности.
Меня тормошили, тискали, разглядывали со всех сторон.
- Как же нам тебя назвать? - спросила Маленькая Хозяйка. Она на самом деле была немного больше моей мамы.
- На улице декабрь, вот и назовём его «Дик», - ответил Главный Хозяин.
Я хозяина сразу зауважал, потому что руки у него были большие и сильные.
Он стал гладить меня этими руками, и я быстро успокоился.
Теперь я знал, как меня зовут - «Дик».

…Тоска навалилась внезапно, и никто мне не мог помочь.
В полной темноте и одиночестве я скулил, не переставая. Мама звала меня домой, я слышал её тоску и тоже затосковал.
В комнате включили свет. Хозяйка взяла меня на руки и стала гладить рукою. Огромный кот сидел на диване,сверкал зелёными глазами и спрашивал:
- Что ты орёшь? От тебя - одни проблемы.

Эта ночь запомнилась мне навсегда! Испытывать одиночество тогда, когда рядом кто-то есть, очень непросто.
Утром меня позвали:
- Дик, дружочек, угощайся !
От миски пахло молоком, но не маминым.
- Ладно, сойдёт, - подумал я и оказался прав, потому что молоко оказалось вкусным, пахло травой, цветами и незнакомым зверем.
Оказывается, так пахнут большие добрые животные с рогами и огромными сосками. После молока моё настроение стремительно поднялось вверх, как и мой коротенький хвост.
Я с большим любопытством обследовал каждый угол в доме.
Как-то само собой получилось, что пометил самые важные уголки, за что хозяева меня сразу наказали.
- Что такого я сделал? - удивлялся я. - Всякая уважающая себя собака метит свою территорию, и если уж я здесь живу, то имею на это полное право!

Дни летели незаметно.
Маленькая Хозяйка кормила меня и целовала в мокрый нос, а Главный Хозяин трепал за уши, но я чувствовал его доброту.
Моими любимыми игрушками стали шерстяные носки. Как мне нравилось таскать их в зубах - словно маленьких щенят! Я сжимал их своими молочными клыками, лаял, а хозяева громко смеялись.

- Я тебя не уважаю, - говорил мне Кот. - Ты глупый и никчемный зверь. От меня толку гораздо больше: я мурлыкаю и согреваю хозяев по ночам своим теплом. Ем я гораздо меньше и аккуратнее тебя. Ты же глотаешь куски целиком, не разжёвывая.

Подружиться с Котом я никак не мог, мы просто сосуществовали рядом. Иногда ели из одной миски, иногда я получал от него лапой по морде, но жизнь постепенно налаживалась.
Мне всё реже снилась моя будка, родной запах мамы. Изредка я скулил и вздрагивал во сне, но потом быстро успокаивался и засыпал.

***

- Дик, идём гулять, - сказал мне однажды Хозяин.
Оказывается, «гулять» - это ощущать свободу. Приятно, когда ветер треплет твою шерсть, лапы вязнут в снегу, воробьи разлетаются в стороны, а Хозяин громко смеётся.
Даже Кот с завистью смотрел на меня из окна, и его наглая морда совсем не портила моего настроения.
- Дик, ко мне! - кричал Хозяин, и я мчался ему навстречу, прижав уши к спине.

Однажды мы вместе упали в сугроб. Хозяин катался на спине, как большая собака, а я запрыгнул ему на грудь, и у нас завязалась настоящая борьба. Вскоре я разозлился так, что начал кусаться и рычать. Пусть боятся и знают - у меня тоже есть клыки - маленькие, но крепкие!

***

Настоящий джентльмен - это тот, кто подаст лапу по первой просьбе и тот, кто оближет Хозяину руку в знак благодарности. А ещё тот, кто вовремя спрячется под кровать, если провинился.
- Дик, это ты порвал тапочки? - спрашивала Маленькая Хозяйка.
- А кто порвал газету?
Я, как настоящий джентльмен, молчал, но на всякий случай залезал под диван или кровать.

Но однажды случилась жуткая история - мне стало стыдно за других.
Оказывается, за других бывает ещё более стыдно, чем за себя.
Случилось это так: хозяева ненадолго ушли по делам, оставив на столе мясо.
Я уже знал, что такое «фу», а вот Кот этого знать не хотел.
Он запрыгнул на стол, стащил самый вкусный кусок и начал есть.
Вскоре вернулись хозяева - что тут началось! Они кричали на Кота, замахивались на него тряпкой, а я сидел в сторонке и краснел.
- Как тебе не стыдно воровать? - спрашивал я кота. - Тебя вволю кормят и поят. Неблагодарный!
Кот в ответ помалкивал...
Да, и в наше время ещё встречаются такие нескромные, невежественные звери, которым чуждо джентльменство и незнаком стыд.

***

Наступило моё любимое время года - весна!
Мне уже было, с чем сравнивать: зимний холод держал меня взаперти, общение было скудным, игры - однообразными.
Теперь всё было иначе: в природе появились новые звуки и запахи… Вы знаете, как пахнет весенняя лужа? А первая проталина?..

Воздух наполнился новыми ароматами - тёплого ветра и разогретых солнцем крыш. Щебет птиц оглушал и тревожил, на сердце было весело и беспечно!
Я носился по лужам и удивлялся: куда подевались огромные снежные сугробы?
Для чего под крышей выросли сосульки и можно ли их есть?

Главный Хозяин брал в руки лопату и кидался мокрым снегом, а Маленькая Хозяйка пекла пирожки и этот вкусный запах смешивался с запахом весны и солнца.
С крыши слетали капельки воды, по тропинкам текли ручьи;вороны и галки чистили своё оперение, как будто специально для меня!
Задрав хвост, я подставлял себя солнечным лучам, и мне было тепло почти так же, как в маминой будке.

Главный Хозяин принёс новую игрушку - длинную железную верёвку.
Она звякала, скрежетала, и мне сразу не понравился этот звук.
- Дик, иди ко мне, - ласково позвал меня Хозяин.
Настолько ласково, что подойти к нему никакого желания не возникло, но разве я мог ослушаться?
Что произошло, я понял слишком поздно! Тугой обруч обвил мою шею, а длинная цепь, злобно звякнув, натянулась, как струна. Я остановился, как вкопанный и непонимающе взглянул на Хозяина.
- Ничего, Дик, привыкай, - виновато сказал хозяин, - Это ненадолго.
Но время для меня словно остановилось...

То, что для Главного Хозяина означало «недолго», для меня растянулось на целую вечность!
Оказывается, время может сжиматься и разжиматься, как пружина.
Если чего-то сильно ждёшь, время тянется медленно и мучительно, а если на душе весело - оно пролетает незаметно.
Хозяин оставил меня одного, но скоро вернулся с сахарной косточкой.
Я грыз её без особого удовольствия, скорее - из уважения к хозяину.
И в это время размышлял:
- Для чего люди придумали эту железную штуку? Всё равно я никуда не убегу. А если придёт Злой Человек, я ничем не смогу помочь, потому что на цепи... Может быть, меня наказали?.. За что? Подумаешь, воробьев погонял и на Кота гавкнул пару раз!

В таких невеселых размышлениях прошло немало времени.
Рядом стояла моя новая будка с сухой и чистой подстилкой, но мне не хотелось туда влезать.
Я лёг на мокрый, рыхлый снег, вытянул вперёд лапы, положил на них морду и стал ждать...
Мои глаза были прикрыты, но уши стояли торчком и ловили каждый звук, каждый  шорох.
Вот по дороге пробежала большая Железная Черепаха, которую Люди называют «машиной»…
И этот звук показался знакомым - так кричит петух в соседнем сарае.
Но звука шагов моего Хозяина не было слышно...

Вдруг скрипнула дверь и на крыльцо вышла Хозяйка.
- Дикуша, хватит сидеть на цепи, - и маленькими руками она сняла с меня кожаный ошейник.
Не веря своему счастью, я остолбенел и не двинулся с места, но, наконец, почувствовав свободу, уже не мог остановиться!
Передние лапы очутились на коленях Хозяйки. Как мне хотелось её расцеловать!
Хозяйка обняла меня за шею и притянула к себе. Я успел лизнуть её в щеку и заглянуть в глаза: они были такого же цвета, как и мои - карие.

***

Смириться со своей участью - это значит принять жизнь такой, какова она есть. Теперь я с жалостью смотрел на соседскую собаку Раду, которую совсем не отпускали гулять.
В то время, когда я бегал по улице, сбросив ненавистную цепь, она жалобно скулила и выла по ночам.
Я понял: на свете есть собаки гораздо более несчастные, чем я.

Снег совсем растаял; нежный запах травы щекотал ноздри.
Я быстро обжился в новой будке и тёмными весенними ночами, задрав морду, смотрел на мерцающие звезды. Они были похожи на маленькие, холодные снежинки.
В моей душе просыпалась огромная нежность и к своему дому, и к моим хозяевам, и к миру, в котором живу...

Беда случилась внезапно - я съел то, что есть не полагалось.
Мой организм взбунтовался сразу же. Стало трудно дышать, глаза заволокло туманом, во рту стало сухо и горячо. Хотелось только одного - покоя, и ещё много- много холодной воды.
- Спокойно, Дик, - говорил я себе. - Ничего страшного не случилось, ты просто заболел! Все болеют, и все выздоравливают!
Но как бы я себя не уговаривал, жар в теле всё нарастал.
Кое-как я добрался до будки и забылся тревожным сном...
Мне снились цепи: они сковывали мою шею, грудь, лапы... Где-то далеко слышалось: «Дик! Дик!». Но я не понимал, что это зовут меня. Большие сильные руки подняли и понесли меня куда-то; земля покачивалась и медленно уплывала в темноту…

Не знаю, для чего хозяевам понадобилось заглянуть в мою пасть?
Главный Хозяин держал мою морду за клыки, а Хозяйка вливала что-то невкусное и дурно пахнущее.
- Оставьте меня в покое! - кричал я изо всех сил, но никто не слышал моего голоса.
- Дик, миленький, потерпи! - уговаривала Хозяйка, но я ещё сильнее сжимал челюсти.
Мой желудок наполнился тёплым и вонючим. Я задрожал всем телом. Тогда меня накрыли одеялом, а рядом положили горячую грелку...

Мне снилось, что я бегу по чёрной грязи, лапы вязнут в жиже, шерсть с меня летит клочьями, а с неба глядит и смеётся огромная круглая луна.
Я поднимаю вверх морду и начинаю громко выть. Луна опускается совсем низко и ослепляет глаза.
От этого света я и очнулся - прямо в глаза бил яркий электрический свет.
- Дик очнулся! - закричала маленькая Хозяйка.

Откуда они узнали, что я хочу пить? Хозяин принёс целую миску воды, и я начал жадно лакать. С каждым глотком воды силы как будто снова возвращались ко мне.
- Напугал ты нас, братец, - сказал Хозяин.
Я и сам испугался. Как это страшно - оставаться одному в трудную минуту!
Благодарность можно выразить по-разному, но я знал один верный способ: нужно лизнуть Хозяину руку. Я так и сделал.
И ещё я сделал один очень важный вывод: не стоит огорчать своих близких, и значит - болеть.

***

Летом я нашёл себе друга.
Его шерсть пахла пылью и мятной травой. У нас было много общего: мы вместе облаивали велосипедистов, сообща гоняли котов и охотились друг за другом.
Друг был намного старше и опытнее, но едва ли доходил мне до плеча.
- Ты так похож на овчарку, Дик! А я - обыкновенная безродная дворняга.
- Друзей не выбирают, - отвечал я, - друзьями становятся.
Он приходил в гости обычно по ночам, через лаз в заборе, и прохладная ночь делала нас сообщниками.
Друг продирался через заросли акации и сирени, мы садились рядом и слушали, как трещат цикады и шуршит в траве ёж.
А ещё смотрели, как ночные мотыльки танцуют в свете фонаря.
Лёгкий ветерок доносил до чуткого нашего слуха, как скребётся мышь, а в сарае тяжело вздыхает корова; как хлопает крыльями потревоженный петух.

Когда небо начинало светлеть, друг говорил мне «пока» и уходил, не прощаясь. Иногда, ради приличия, он догрызал мою косточку или съедал оставшийся суп.
Рядом со старшим другом я стал умнее и многому научился: кусать хвост, давить блох и валяться в пыли.

***

Лето подарило мне настоящую сказку!
Я думал, что лето - это вонючая вода в миске, полчища комаров и мух, пыль, от которой постоянно хочется чихнуть.
Как я ошибался! Именно летом я попал в сказку под названием «Лес».
Если вы не собака, то вам будет трудно понять!
Во мне проснулось что-то дикое и прекрасное, о чем я мог только догадываться.
Ещё на полпути я почувствовал этот, едва уловимый аромат - запах муравейников и трав; прошлогодней листвы и птичьих гнёзд; почуял следы зверей.
Моё нетерпение нарастало с каждой минутой!
Я вытянул морду и держал нос по ветру, боясь что-то упустить.
- Дик, вперёд! - крикнул Хозяин.
Но команда уже была не нужна и никто мне стал не нужен.
Вокруг меня, подо мной и до самых небес простирался огромный сказочный Лес!
Моё собачье сердце билось толчками; я метался от дерева к дереву; задирал вверх морду на звук птичьих крыльев; отыскивал норы и тайные ходы.

Словно пружина лопнула внутри меня, и я не хотел знать, что именно меня зовут хозяева. Я чувствовал себя следопытом, большой опытной собакой, взявшей след.
Я ощущал себя воином, победителем!
Маленькая Хозяйка и Главный Хозяин потеряли ту власть, что имели надо мной.
Я был их вожаком, лидером и широкой грудью прокладывал путь вперёд. Я был готов вести их за собой, не боясь опасностей и минуя преграды.

***

Дождик капал прямо на нос, но мне было безразлично. Как можно обращать внимание на такие мелочи, если хозяева бросили меня на произвол судьбы?!
Разве не дарил я им свою любовь и преданность?

Отпуск - это радость, которую придумали люди и ненавидят собаки.
Отпуск - это разлука и чувство одиночества. Если тебя кормит чужой Добрый Человек, это не значит, что ты доволен жизнью.
А что, если хозяева никогда не вернутся, и я буду доживать в своей конуре один- одинёшенек, до глубокой старости?
Тогда моя шерсть сваляется и будет линять клочьями; клыки притупятся и мне будет нечем грызть кости.
И может быть там, в отпуске, хозяева найдут себе новую породистую собаку, которая станет ходить в магазин с сумкой в зубах, приносить им тапочки и льстиво вилять хвостом.

Даже Кот, с которым мы в детстве делили одну миску на двоих, потихоньку дичал.
Он жил теперь не в доме, а во дворе и где-то нахватался репьёв.
Иногда он ловил на чердаке мышей, точил о забор свои когти и также, как я, часто смотрел на дорогу.
- Дикуша, не скучай, - перед уездом хозяйские руки трепали меня за ухом, - мы скоро вернёмся, а ты жди!

И я ждал: днем, утром, ночью и даже тогда, когда спал.
Чужие руки кормили меня, отпускали погулять и снова сажали на цепь.
Однажды ночью мне приснился сон: я увидел большую синюю лужу, в которой плавали мои хозяева.
Им было хорошо и весело вдвоём...
От тоски я проснулся и завыл. На мою морду по-прежнему капал дождь, вокруг разлились лужи.
А ветер раскачивал ветви деревьев, наверное, для того, чтобы высушить мокрые листья.

***

Счастье - это когда сердце становится большим и горячим, а на глаза наворачиваются слёзы.
От них расплываются лица дорогих людей и неизвестно, как можно выразить им свою любовь.
Знакомые шаги замерли у калитки:
- Дик! - закричала маленькая Хозяйка.
- Дик! - закричал Главный Хозяин.

От волнения я не мог лаять и только скулил от восторга.
Ура! Они вернулись!
Кот спрыгнул с забора одним большим прыжком и первым оказался у хозяйских ног.
Подлиза! Лучше бы сидел на цепи вместо меня!
Хозяин взял меня за ошейник, но не мог расстегнуть его, потому что я кидался ему на шею, клал лапы на грудь и пытался достать языком до лица.
- Как ты жил без нас, дружище?
И он ещё спрашивает!
Маленькая Хозяйка достала из сумки вкусный кусочек, громко и радостно закричала:
- Дик, ты свалишь меня с ног!

От счастья можно умереть, потому что тебя гладят по шерсти, чешут за ушами и говорят хорошие слова.
Я ревниво смотрел на Кота и ехидно думал:
- Меня всё-таки любят больше! Чтоб тебя блохи съели!

Лето катилось своим чередом.
В огороде поспевали огурцы и помидоры. Хозяева срывали их с грядки, ели тут же, на крылечке и хвалили урожай.
Я клал морду на лапы и думал:
- Вон у соседей и корова есть, и кролики, и куры, а у нас нет даже цыплят.

***

На землю всё чаще опускались лохматые белые туманы.
Моя шерсть становилась сырой, и холод подползал к телу.
Я сворачивался клубком, как моя мама, и чувствовал приближение зимы.
Однажды пришёл мой друг и сказал:
- Дик, скоро Собачьи Свадьбы. Тебе понадобятся острые клыки, мёртвая хватка и железный характер. Будь готов!

Меня это не пугало. За год я вырос, лапы мои стали шире, а тело - крепче.
- Какая большая красивая собака, - говорили незнакомые люди.
Я встречал их грозным рычанием. Несолидно такой собаке, как я, беспричинно лаять и рваться с цепи.
- Собачьи свадьбы, - рассуждал я, - похоже на собачьи бои. Как джентльмен, я непременно обязан в них участвовать!

Пока тянулось ожидание, я обратил внимание на перемены вокруг.
Вода в миске покрылась корочкой льда, а из моей пасти, при дыхании, вырывался тёплый белый пар.
Вот тогда я немного позавидовал Коту. Самодовольно и нагло он смотрел на меня через окно и будто говорил:
- Дома гораздо лучше, Дик! В моей чашке всегда тёплая еда, а твоя быстро покрывается льдом.
- Подумаешь! Настоящие мужчины не обращают внимания на такие пустяки. Я несу свою службу честно, а ты растолстел так, что не умещаешься на подоконнике.
Кот обиженно топорщил усы, сверкал глазами и отворачивал свою толстую морду...

Однажды я проснулся от того, что огромный зверь, мягко перебирая лапами, подбирался к моей конуре.
Я удивлённо взглянул на окружающий мир - оказалось, на землю пришёл первый снег! Осторожно, в глухой тишине, он летел большими белыми хлопьями, всё убыстряя и убыстряя бег. Очертания домов и деревьев стали едва едва заметны; синими размытыми очертаниями проступали они сквозь снежную завесу.

- Спасибо, что ты пришёл!- сказал я снегу.
В моём голосе звучала нежность. Мне вспомнилась мамина будка, её лохматая морда и тёмное небо над головой.
Я снова очутился там, в далёком детстве. И тогда я завыл - низко, протяжно,  вкладывая в песню и тоску по детству, и радость по снегу, и многое то, чего не мог объяснить.
В доме зажёгся свет и через минуту снова погас.

Заснул я не скоро, и под шорох снега мне приснился удивительный сон.
Как будто Белая Пушистая Собака смотрит на меня карими глазами, и я понимаю то, что она хочет мне сказать...

Утром пришёл Хозяин, отвязал ошейник и со словами «пора, Дик!», отпустил меня на волю.
Я бросился за ворота.
Ноги сами понесли меня туда, где слышался собачий лай.
- Вперёд, Дик! Ты должен её найти!
Мои клыки были готовы разорвать всякого, кто подойдёт к Белой Собаке.
Мои когти готовы вцепиться в тело поверженного противника и пощады ему не видать! Я знал, что в собачьей схватке буду не последним.
И тогда Белая Пушистая Собака подойдёт ко мне и скажет:
- Ну, здравствуй, Дик!
Она осторожно положит морду на мою тёмную, в подпалинах спину, а я разрешу ей сделать это.
Соседская собака Рада жалобно заскулит нам вслед, а чей-то мальчишка закричит во всё горло:
- Смотрите, это Дик!
- Смотрите, а это – моя Белая Пушистая Собака! - пролаю я в ответ.
И мы помчимся с нею туда, где начинается поле и темнеет сказочный Лес.
Я покажу Белой Собаке всё то, что люблю с детства: куст шиповника и нору лисицы, дупло белки и гнездо сороки.
Потому что, когда ты очень счастлив, нужно непременно поделиться счастьем с тем, кто тебе очень дорог.