Откуда?

Олег Костман
Сизый табачный дым поглотил Южную Америку и через Атлантический океан уже добирался до Европы. Отдельные его завитки клубились даже во льдах Арктики. Еще несколько минут, и глобус, стоящий на шкафу, должен был неминуемо потонуть в плотно окутавшем учительскую дыму.

– На этом, – сказал директор, распечатывая новую пачку «Казбека», – мы могли бы и закончить наш педсовет. Но действительность ставит на повестку дня еще один вопрос. Вчера в комнате для мальчиков на втором этаже техничкой опять обнаружен окурок сигареты марки «Прима». Наш долг обязывает всех нас задуматься: что это значит?

Директор закурил и строго продолжил:

– Прежде всего, это значит, что принятые нами профилактические меры оказались малоэффективными. Следовательно, нам надо найти, в чем проявились здесь наши упущения. С этой целью мы все сейчас поделимся опытом, что сделано нами в данной области. Кто выступит первым, коллеги? – директор энергично затянулся.

– Я хочу сказать! – торопливо стряхнув пепел с сигареты, встала литераторша Нина Львовна. – В этом важном и ответственном мероприятии, точно так же, как и в любом другом, я постоянно обращаюсь к неиссякаемому источнику познания, вечному воспитателю высоких чувств и всестороннему учебнику жизни – нашей родной классической литературе. Так, например, при прохождении бессмертной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» я всегда очень тщательно заостряю внимание учащихся на том, как образно, с какой огромной выразительностью и эмоциональной силой выдающийся художник слова воспел причину гибели своего любимого героя. Ведь этот трагический случай произошел только из-за того, что могучий вождь удалого запорожского казачества курил и не захотел в роковой момент расстаться со своей любимой люлькой, его верной спутницей в боях и походах. Да, жизнь его безвременно оборвалась, но на примере печального конца его героической судьбы в подтексте произведения звучит жизнеутверждающий призыв Гоголя: не курить!

Она взволнованно села.

Следующей говорила, катая полированными ноготками тонкую сигарету, завуч по воспитательной работе Татьяна Владимировна.

– Мы совместно с Владимир Кириллычем проводим спортивную игру между классами под девизом: «Помни! Ученик не курит! Здоровье в физкультуре!». Владимир Кириллыч, вы не хотите рассказать об этой игре?

Владимир Кириллович, физрук, рассказать не хотел. Он был занят: показывал учительнице биологии сигары, привезенные из отпускной турпоездки.

Выступивший после Татьяны Владимировны математик, прикуривая очередную сигарету от только что докуренной, поведал, что на его уроках ученики систематически решают придуманные им задачи, в которых дано: смертельная доза никотина для различных домашних, а также диких животных и содержание никотина в одной единице курения (под единицей курения понимается сигарета, папироса или сигара). Требуется узнать, сколько домашних или диких животных убьет пачка данных единиц курения.

Затем преподаватель пения, не выпуская трубки изо рта, долго рассказывал, как талантливо воплощена тема борьбы с курением в произведении композитора Джерома Керна «Дым окутывает твои глаза» и как через прослушивание этой и подобных ей пьес можно добиться понимания ребятами вредности курения.

И, наконец, учитель рисования, щелкая от нетерпения зажигалкой, с пафосом и воодушевлением провозгласил:

– Я всегда требовал, чтобы антикурительная пропаганда велась монументально – только тогда она достигнет своей цели! Вот и сейчас я заявляю, что готов, пусть даже на общественных началах, разработать проект скульптурной группы, выражающей идею воинствующего некурения в среде подростков, которая должна быть воздвигнута перед входом в школу.

Он щелкнул зажигалкой еще раз и, убедившись, что она уже не работает, прикурил у соседа.

Директор, сидя с незажженной папиросой, нервно ломал одну спичку за другой. Казалось бы, всё предусмотрено, принято столько профилактических мер, педагоги прямо-таки горят желанием искоренить выявленное зло. Так откуда же эти случаи курения среди учащихся?

Откуда?

…В форточку учительской робко пробивалась тоненькая струйка свежего воздуха.

Рассказ напечатан в журнале «Сибирские огни» (Новосибирск), № 3, 1973 г.