Отказ от чувства собственной важности

Серж Готье
Однажды мы с доном Хуаном находились в пустыне и поспорили по поводу того, что видели.
 - Ничего ты , дурак, не видел, - оборвал он.
Я не видел причин для грубости с его стороны и сказал, что не люблю действовать людям на нервы и что мне лучше уехать, поскольку он явно не расположен к общению. Он громко расхохотался словно я разыграл перед ним клоунаду. Я буквально рассвирепел.
  - Ну ты горяч, - небрежно прокомментировал он, - ты слишком серьёзно к себе относишься.
  - Можно подумать, ты относился к себе по-другому, когда на меня разозлился, - вставил я.
Он сказал ему, что ему даже  в голову не приходило на меня злиться и  пронзительно взглянул на меня.
  - Сядь, - приказал он, - ты обидчив как старая дама. Ты не уедешь сейчас, потому что мы еще не договорили.
Я ненавидел его. Самодовольным высокомерный тип!
Он запел идиотскую мексиканскую песенку, имитируя манеру исполнения одного популярного певца. Он растягивал одни слоги и проглатывал другие, превращая песню в такую смешную пародию, что я, в конце концов, не выдержал и начал посмеиваться.
  - Видишь, ты смеёшься над глупой песенкой, - сказал он, - а ведь тот, кто её таким образом исполняет, равно как и те, кто платит деньги за то, чтобы его послушать, не смеются. Они считают, что это очень серьёзно.
  - Что ты хочешь этим сказать? - спросил я.
Дон Хуан ответил, что своим невыносимым чванством и слишком серьёзным отношением ко всякой чепухе, которая с точки зрения человека, находящегося в здравом рассудке, не стоит и выеденного яйца, я напоминаю исполнителя этой песенки и его почитателей. Он особо подчеркнул, что если я действительно хочу учиться, то мне необходимо изменить подавляющее большинство своих моделей поведения.
 - Ты слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил он, - и воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить. Ведь  ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уехать, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера? Но это же чушь! Ты слабый, чванливый и самовлюбленный тип.
Я попытался было возразить, но дон Хуан не позволил. Он сказал, что из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я за всю свою жизнь не довёл до конца ни единого дела. Я был поражен уверенностью, с которой он говорит. Но все его слова, разумеется, в полной мере соответствовали истине.   
 - Чувство собственной важности, так же как и личная история, относится к тому, отчего следует избавиться, - веско произнёс он, -пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире это твой персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нём никого, кроме самого себя. Как можно чувствовать себя настолько важной персоной, когда знаешь, что смерть неуклонно идёт по твоему следу? Смерть - наш вечный попутчик, - продолжал Дон Хуан предельно серьёзным тоном, - она всегда рядом, слева от нас на расстоянии вытянутой руки. Она всегда за тобой наблюдает и будет наблюдать, пока не настанет день, когда она похлопает тебя по плечу. Когда ты в нетерпении или раздражён, оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак, или если краем глаза ты уловишь её движение, или если просто почувствуешь, что твой попутчик всегда рядом и все время внимательно за тобой наблюдает. Она единственный по-настоящему мудрый советчик, а ты просто доверху набит всяким вздором. Каждый раз, когда ты чувствуешь, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: "Но я же ещё не коснулась тебя!".
 - Один из нас - мягко сказал дон Хуан, — должен обратиться за советом к своей смерти, чтобы избавиться от бездарной мелочности, свойственной людям, которые живут так, словно смерть никогда их не коснётся. Но запомни — нет необходимости в том, чтобы встречаться со смертью. Достаточно чувствовать, что она всегда рядом.

(К.Кастанеда)