Ч. 31 Честь утонуть первыми

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/07/24/1083

Топить беспощадно

Часть 31. Честь утонуть первыми

Обе страны, и Англия, и Германия, ставили перед собой одинаковые цели. Англия организовала блокаду немецкого побережья, чтобы не допустить снабжения Германии с моря, вызвать голод среди населения, и тем заставить её выйти из войны. Такая же цель была и правительства Германии, которое, стремясь остановить английское торговое судоходство, надеялось поставить голодных англичан на колени.

Для обеих стран это оказалось непосильной задачей, а попытки её решить повлекли за собой огромные жертвы на море. Проанализировав результаты атак немецкими подводными лодками торговых судов, английское Адмиралтейство уверовало в эффективность вооружения их артиллерией.

К 22-му февраля 1917 года англичане вооружили орудиями 2899 торговых судов, а к концу войны имели артиллерийское вооружение 5887 гражданских судов, из них англичане потеряли по разным причинам 1648 судов.

Артиллерия на крупных пароходах была больше по калибру, чем на подводных лодках, поэтому командиры подводных лодок не стремились приближаться к ним в надводном положении. Подводники стали требовать установки на своих кораблях более мощных орудий.

Если командир подводной лодки соблюдал международные правила взятия призов, то у торгового судна, имевшего артиллерию, были шансы на спасение. Но при торпедной атаке таких шансов, практически, не было. Именно поэтому германские подводники настаивали на неограниченной подводной войне.

Война на море побуждала изобретать  новые средства борьбы с подводными лодками. Одним из них было создание паравана. Это устройство, снабжённое зарядом взрывчатки, по замыслу должно было подрываться при встрече с подводной лодкой. Подрыв производился, либо при соприкосновении, либо оператором на корабле по электрическому кабелю.

С помощью паравана не потопили ни одной подводной лодки, но зато это устройство оказалось эффективным против якорных мин. Когда параван встречался с миной, то её минреп (трос, которым она удерживалась) отводился в сторону от корабля и подсекался резаком, а всплывшую мину уничтожали.

Гораздо более эффективным оружием оказались глубинные бомбы.  Англичане стали работать над их созданием с декабря 1914 года, и уже в январе у них появились на вооружении четыре типа бомб, правда, весьма примитивных. Подорвать такую бомбу оказалось делом непростым, поэтому, вначале их произвели немного.

Наиболее удачной глубинной бомбой оказалась та, которая была разработана под индексом D. Изготавливалась она в двух вариантах – с зарядом 300 фунтов тринитротолуола и 120   фунтов. Быстроходные суда вооружались большими глубинными бомбами, а тихоходные – малыми, чтобы, не дай бог, не лишиться собственной кормы, потому что бомбы сбрасывали с кормы.

Производство глубинных бомб сдерживалось слабыми производственными мощностями. Вот почему не каждый английский военный корабль имел их на борту, да и счастливчикам доставалось по одной – две бомбы, редко больше.

Германская подводная лодка U-68, которой командовал капитан-лейтенант Лотар Гюнцель, удостоилась чести стать первой подлодкой, потопленной глубинной бомбой 22-го марта 1916 года.

16-го марта новенькая подводная лодка U-68 вышла из своей базы в первый боевой поход к западному берегу Британии.  Там-то на свою беду немецкие подводники повстречались с английским судном-ловушкой «Фарнборо». Это судно в довоенные годы трудилось в качестве балкера, судна, перевозящего руду, уголь, зерно и другие насыпные грузы.

На него установили пять 12-ти фунтовых орудий, два 6-ти фунтовых и пулемёт «Максим», тщательно их замаскировав. «Фарнборо» ловил на свой безобидный вид германские подводные лодки у ирландского берега, когда с мостика заметили подводную лодку в надводном положении, находившуюся примерно в пяти милях от судна.

Командир судна капитан 3 ранга Гордон Кэмпбел направил «Фарнборо» к противнику. На  U-68 почуяли неладное и погрузились на глубину. Когда англичанин приблизился на прицельную дальность стрельбы, Гюнцель отдал приказ выстрелить торпедой. Но она прошла перед носом английского судна.

Решив, что англичанин хотел таранить лодку, Гюнцель приказал продуть цистерны. U-68 всплыла на расстоянии примерно полумили от «Фарнборо». Немецкие артиллеристы сделали предупредительный выстрел по носу судна. Кэмпбел приказал застопорить ход. По палубе забегала «команда паники», которая стала спускать шлюпку.

Гюнцель наблюдал в бинокль за этой суматохой. Когда лодка приблизилась, немецкие артиллеристы сделали ещё один выстрел, но он оказался недолётом. Зато английские артиллеристы, сбросившие маскировочный брезент, открыли огонь и не промахнулись. Они сделали двадцать один выстрел, часть снарядов попала в корпус лодки, а часть в боевую рубку. Гюнцель и все, кто с ним был в рубке, погибли.

Лодка стала тонуть. Кэмпбел направил «Фарнборо» к месту погружения лодки и приказал сбросить глубинную бомбу. Взрывом подводную лодку выбросило на поверхность в вертикальном положении носом вверх.

Артиллеристы успели два раза в неё попасть, прежде чем она скрылась под водой. Продолжая утюжить это место, капитан 3 ранга распорядился сбросить ещё две малые глубинные бомбы.

На поверхности воды появилось большое масляное пятно, которое стало быстро расползаться, всплыли обломки дерева. С подводной лодкой было покончено.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/07/31/1592

На фотографии: команда судна-ловушки.