Долго будет Карелия сниться

Елена Вязанская
   Два дня, проведенные в этом красивейшем озерном крае, действительно похожи на сон, содержание которого хочется вновь и вновь в подробностях пересказывать. Эта замечательная поездка была мне подарена близкой подругой ко дню рождения, ставшему в моей жизни самым необычным и запомнившимся.
Итак, ранним июньским утром наш экскурсионный автобус отправляется из Санкт-Петербурга на север – в прекрасную загадочную Карелию.
Проезжаем Карельский перешеек – древние Ижорские земли, названные когда-то Петром I Ингерманландией. На всем пути то и дело наблюдаем сверкающие голубой гладью озера. Они напоминают о движении ледника, образовавшего на своем пути большие и маленькие котлованы. Наполнившись талой водой, эти впадины превратились в десятки тысяч живописнейших озер, по берегам которых разбросаны огромные валуны и вышедшие на поверхность древние горные породы. Многочисленные быстрые речки пробегают в разных направлениях, преодолевая пороги и оповещая о себе веселым шумом водопадов. Но есть и большие, серьезные реки, самая крупная из которых — Вуокса, впадающая в Ладожское озеро. Роскошные ели развешивают свои лапы над гладью озер. Солнцелюбивые сосны так высоки, что, кажется, втыкаются вершинами в кудрявые облака. Как известно, карельская береза и карельская сосна — очень ценные породы деревьев. Кстати, я только здесь узнала, что сосна, приживающаяся на гальке и песке, сама вырабатывает плодородный слой – гумус, а уже под ее пологом селится ель, эгоистично вытягивая из почвы полезные вещества.
   Земля эта обитаема с древнейших времен. Ее красота, богатство недр и водных ресурсов издавна привлекали людей, и поэтому история ее покорения суровая и бурная.
О поселениях здесь новгородцев впервые упомянуто в переписной книге «Господина Великого Новгорода» в IX веке, а в 1042 году сын Ярослава Мудрого Владимир установил границу новгородских владений по реке Кюменне. Сотни раз Карельский перешеек переходил от русских к шведам, в связи с чем менялась религия: католичество, лютеранство и православие. В XVIII веке этими землями владел граф Шувалов, выгодно сдавая дачи в аренду на 30 лет. По истечении данного срока земля вместе с постройками на ней возвращалась хозяину.
   Останавливаемся в поселке Саперное, чтобы посетить Храм Коневской иконы Божией Матери. Сама икона, принесённая с Афона в Россию преподобным Арсением Коневским, слывет чудотворной, и к ней едут многие люди, жаждущие исцеления. Небольшое деревянное здание церкви с голубыми куполами, украшенное искусной резьбой, напоминает терем из сказочных иллюстраций. Следующая остановка – город Приозерск, который стал именоваться таковым только с 1948 года, а в связи с описанными выше сменами власти множество раз менял свое название: Корела, Кексгольм, Кякисалми. Здесь находится древнейшая крепость Корела, заложенная новгородцами на острове реки Узерве (Вуоксы) для защиты от шведов. Она имела более 110 деревянных построек, вскоре уничтоженных сильным пожаром, возникшим от раскаленного ядра, а позже была возведена шведами уже в камне. Крепость в мирное время выполняла функции тюрьмы, в одну из темниц которой на долгих 28 лет была заточена семья Емельяна Пугачева: 34-летняя первая жена Софья с тремя детьми и 17-летняя вторая жена Устинья. Правда, они имели право работы и свободного перемещения по территории крепости. Позже здесь некоторое время содержалась первая партия арестованных декабристов. Сейчас крепость стала музеем. У ее входа стоят пушки со сложенными рядом ядрами. Этими экспонатами за определенную плату разрешается пользоваться, и неожиданные пушечные выстрелы не на шутку пугают посетителей музея. Современная территория крепости очень красивая и ухоженная, и гуляя по ней, сложно представить себе прежние пожары и тяжелые бои.
 Далее наш путь лежит через город серебристых ив, именовавшийся в разные периоды времени то Сердоболь, то Сортавала. Сейчас в городе Сортавала выходит альманах под названием «Сердоболь». Население его, в зависимости от исхода очередных военных баталий мигрировало, оставляя свои жилища победителям. После Великой Отечественной войны в брошенные финнами дома массово заселялись лишенные крова белорусы и украинцы, поэтому до сих пор город многонационален и населен русскими, белорусами, украинцами и финнами. В советские времена здесь находилась пограничная застава, а сейчас у туристов есть возможность полюбоваться скалистой, богатой цветущими травами местностью. Мы взбираемся на гору, с которой открывается удивительный вид, а вдали просматривается Финляндия. Немножко гуляем по городу, на вывесках и указателях которого мелькают надписи на финском языке. На одной из площадей – интересный памятник главному герою карело-финского эпоса Вяйнемяйнену с древним инструментом кантри в руках. За углом – улица его имени. В музее творчества Корнида Гоголева восхищаемся работами мастера. Много лет он вырезал из дерева картины, тщательно вырисовывая своим инструментом каждое лицо, каждый листочек. Ни одной работы он не продал и отрекся от всех учеников только потому, что они использовали свое мастерство в целях бизнеса.
   Заходим в специализированный магазин, где покупателям предлагается огромный выбор карельских травяных настоек и бальзамов. Экскурсовод влюблена в свой город и рассказывает о нем с такой любовью, что это восхищение передается нам.
    На этом первый день экскурсии заканчивается, и мы едем на отдых в небольшой гостеприимный отель «ГАРДАРИКА» на озере Янисъярви. Немного грустно смотреть на запустение деревень, попадающихся на пути: покосившиеся брошенные избы и заборы, поросшие бурьяном, давно потерявшие своих хозяев и надежду на их обретение… Зато в отеле жизнь бьет ключом: для отдыха и развлечения посетителей предусмотрено все: прокат велосипедов и лодок, беседки, качели, бильярд, уютные номера. Приветливые повара очень вкусно готовят, а официантки улыбаются нам как дорогим гостям. Во время прогулки по лесу моя подруга нашла красивый подосиновик, чем вдохновила остальных на поиски грибов, но повезло в тот раз только ей. Вечером после ужина мы своей дружной компанией весело отмечаем мой день рождения, и я получаю в подарок майку и кружку с логотипом отеля.
Следующий день переполнен впечатлениями, но уже исключительно эмоционального, не связанного с историческими событиями, характера. Я увидела красоту, которую трудно описать, и даже посмотрев фото, невозможно представить. Но, тем не менее, попытаюсь поделиться хотя бы тем восторгом, который испытала.
Итак, мы прибыли в сказочное место под названием  «Горный парк «Рускеала». На площади, где останавливаются автобусы, нет ничего примечательного:  идет привычная для туристов бойкая торговля дорогими сувенирами, фастфудом и напитками. Экскурсовод ведет нас в святая святых удивительного музея под открытым небом. По горной дорожке, выложенной кусочками белого мрамора, поднимаемся высоко в гору, и открывшийся вид вызывает общее восхищение, слившееся в единый возглас: «КАКАЯ КРАСОТА!!!» Перед нами раскинулось Мраморное озеро. Это название оно получило из-за своих берегов – высоких скал из белого мрамора высотой более 20 метров. Глубина же самого озера в некоторых местах достигает 70-ти метров. На скалах гнездятся чайки, растут деревья, непонятно откуда берущие питание для роста, а в чистейшей озерной воде плавают целые выводки уток, нисколько не боящихся людей. Добытый здесь  белый мрамор в свое время украсил дворцы Санкт-Петербурга, Исаакиевский и Казанский соборы. Потом грунтовые воды вышли на поверхность, добыча мрамора прекратилась, а образовавшееся озеро с его белыми скалами стало целью многочисленных туристических маршрутов. Один из посетителей однажды попросил разрешения поработать над приглянувшимся ему длинным куском мрамора. Теперь здесь лежит белый мраморный ангел со сложенными крыльями.
   Завершается экскурсия незабываемой прогулкой на лодке по озеру. Опять же, впечатления трудно описать. Кажется, ничего красивее я в жизни не видела. За весла храбро и успешно берется подруга. Мы заплываем в гроты, наблюдая на их сводах игру воды, восторженно вскрикиваем и громко поем хором: «Долго будет Карелия сниться…». Экскурсовод рассказывает о проводимых здесь удивительных зимних вечерних шоу, когда включается подсветка, посетители катаются на коньках по прозрачному льду, а подо льдом плавают дайвингисты, подсвечивая его фонарями снизу. Сейчас, конечно, нам удалось увидеть это лишь на фото: действительно, потрясающее зрелище!
Уезжать грустно, но неподалеку нас ждет еще одно прекрасное место – озеро с каменистыми высокими берегами и шумным водопадом, где снимался фильм «А зори здесь тихие…». Даже сердце защемило при виде того берега, где с песней входила в воду бесстрашная Женя Камелькова. Обойдя озеро вокруг, и полюбовавшись его неповторимой красотой, направляемся к автобусу. На этом экскурсия закончилась. Но сниться эта сказка будет всегда, во всяком случае – в каждый мой последующий день рождения.