Может ли любитель фокстрота превратиться в танцора

Галина Кириллова
 
         Может ли любитель фокстрота превратиться в танцора сарабанды?

                Продолжение записок «начинающего художника».


    Особенности характера преследуют нас до конца жизни. С детства я не могла успокоиться, пока не закончу какое-нибудь начатое дело,- так мне хотелось поскорее увидеть результат моих фантазий, вспыхивающих в кудрявой головке, как бенгальские огни.
       Вначале это было желание сшить кукольное платье. И я на скорую руку делала приблизительную выкройку, игнорируя  нарисованные линии АВ и СД. Быстренько на глаз, быстренько на иголочку, быстренько отрезать, а потом увидеть с ужасом, что отрезано не там. Всё бросить, поругаться с мамой, которая не к месту говорила «семь раз отмерь, один раз отрежь». Через неделю вернуться и сделать из платья трусики. И кукле хорошо, и мне радостно, что всё-таки из одного всегда можно сделать другое.
   Вы спросите – а при чём здесь фокстрот?
  Да притом, что это - быстрый танец с мелкими шажками под веселую зажигательную музыку. Здесь не нужны никакие затеи, держитесь за партнера, он будет вас вести, а вы только слегка подпрыгивайте и смейтесь, запрокидывая голову, и радуйтесь жизни и тому, что всё у вас прекрасно.
  А сарабанда – это медленный торжественный танец под клавесин или гитару. Торопиться нельзя, фигуры все выверенные и отойти от традиций невозможно – всё просчитано: медленный поклон, медленное кружение, медленный кникенс. В общем, тягомотина. Хотя и красиво.
    И вот оказалась, что я  по жизни именно любительница фокстрота. Мне надо, чтобы было быстро и сейчас! Без этих сложных церемоний.
И в общем, эта особенность характера немножко мне в жизни мешала, потому что, не подумав, я часто попадала …. не туда, куда надо, но в то же время мне было не скучно жить и это придавало какую-то живость всему.
   Но когда  я пошла на курсы рисования, то вдруг узнала, что если я не научусь рисовать перспективу, круги, квадраты, свет и тени, то не получится из меня  ни Ренуара, ни Врубеля, ни даже Пикассо с его глазами на спине….
  Я-то думала научат кисточку правильно держать, краски не путать, и тут уж я себя покажу, потому что идеи и мысли так меня и обуревают.
      … Один раз меня поругала преподавательница за излишнюю скорость, второй, третий… и я задумалась. Значит, краски и кисточки не так важны, как техника, основы и фундамент!
     Несчастная эта перспектива у меня не получалась вообще. Вазочки – кривые, дома падают на бок, складки на натюрмортах не получаются. Единственное, что выходило великолепно – мокрым по мокрому цветы, то есть намочить бумагу и шпарить по ней мокрой кисточкой - и всё потому, что я чувствую краски и у меня есть вкус.
    Долго я боролась со своей торопливостью. Всё думала, что может быть смогу победить перспективу и обойдусь без горизонта, точек схода и еще каких-то чудес, которые и прознести-то трудно, а не то, что представить себе.
     В конце концов, лестницы, дома  и дороги могут и без меня обойтись. Буду ваять кошек – у них ведь нет прямых линий. А если задние ноги слегка кривоваты – почему бы их не закрыть густой мохнатой шерстью?
   И вдруг!
        И вдруг в нашем кружке произошли перемены, теперь мы не просто пенсионэрки-любительницы, а почти что профессионалы. У одних лучше всего получаются китайские пионы, у других карандашные головы людей, у третьих  нехитрые осенние пейзажи. И нам заказывают сюжеты для выставок - Японию, Италию, Англию....
  А у меня что лучше всего выходит? Я по жизни экспериментатор, поэтому и художество превратила в бесконечные эксперименты.
   Например, берешь скользкую бумагу (мелованная называется), слегка её поливаешь водой, потом берешь на толстую кисточку черную краску и ползаешь по листу большим стеклом, прижимая лужицы краски плотно к бумаге.
   После этого резко поднимаешь стекло и опа! вот  вам и горы с отвесными стенами, а на них растут кусты и низкие растрепанные деревья. Потом надо взять плоскую кисточку с белой гуашью, поставить её на бумагу строго вертикально, а потом резко дернуть вниз – и тут же по отвесной скале заструится водопад….
Можно кинуть еще фиолетовых цветочков – и  картина готова !
Если не для продажи, то на подарок вполне тянет.
    Еще один эксперимент – рисовать птичьим перышком.
Попробовала и маленьким, и большим, и коротким, и длинным – получилась в общем-то фигня – просто пятна, а перо быстро намокло и пришлось выбросить с досадой.
      Но на утро я увидела, что пятна очень живописны, взяла кисточку с длинным ворсом, низ картины затемнила и этой кисточкой стала рисовать длинную траву, потом белой густой гуашью наваляла много коротких лепестков и еще таких пятен, которые похожи на цветы тысячелистника. Добавила желтого, светлого зеленого, немного красного – и уже это настоящая луговая поляна. И такая всёлая!
   Можно еще рисовать на так называемой металлизированной бумаге, которая, конечно, не подходит для акварели.
    Не подходит другим, а мне в самый раз.
Берем больше краски и рисуем розу. Если кажется, что не получается, прямо пальцем размазываем по бумаге и… вот она  невообразимо прекрасная, на блестящей поверхности, а когда подсохнет, к ней уже пририсовываем веточку, листики. Немного темно-зеленого, немного желтого, немного коричевого и … шедевр. Во всяком случае нравится не только мне, но и другим людЯм. А это так окрыляет!

    …. И всё-таки перспектива мне понадобилась, когда нам велели рисовать итальянские пейзажи. Там ведь и лестницы, и балконы, и причудливые дома, и улицы с открытыми кафешками, и соборы, и Венеция.
     И я сказала себе: Галя, хватит прыгать в фокстроте. Сядь, подумай о своей жизни и реши, что для тебя важнее – твой неуёмный характер или профессионализм? Сколько можно выдумывать велосипед, ведь даже Леонардо делал множество набросков и вычислений  чисто математических и геометрических прежде, чем  создать шедевр, а ты ленишься взять линейку и измерить уши и хвосты, не говоря уже про мосты и перила.
   И теперь я медленно рисую. Стараюсь брать тонкую кисточку, а не ляпать, как раньше толстой, чтобы поскорее получить натюрморт.
И вы знаете, дело пошло!
И лошадь удалась на славу, и балкон не скособочился, не говорю уж о вазочке с розами. Получилась, как миленькая!
       Вот что значит неторопливость и признание авторитетов в перспективе!
Так что переходим от фокстрота к сарабанде – и вы обо мне еще услышите!



В заставке - моя картинка в стиле "монотипия", то есть по скользкой бумаге стеклом, а потом, когда подсохнет, рисуем уже кошку и бабочек.

Дерзайте, друзья, это так захватывает!