Два еврея - три мнения. Это прекрасно!

Александр Фильцер
     «Не отвечай глупому на глупость его, чтобы не стать таким как он.   
     Отвечай глупому на глупость его, чтобы он не считал себя мудрецом».               
             Царь Шломо (Соломон) "Мишлей (Притчи)" 26:4-5
 
   Основная причина выживания еврейской традиции в крайне неблагоприятных условиях – это ее непосредственная связь с Творцом, а одна из дополнительных причин – это разрешенная свобода мнений, что выгодно отличает ее от некоторых других религий и идеологий. Один мудрец говорит одно, другой – другое, а мы понимаем, что разные, порой полярные высказывания, все они – это семьдесят ликов Торы, мудрые толкования, заложенные в нее самим Всевышним.

   Вот анекдотический пример такой свободы, придуманный простаками: «На необитаемом острове два еврея построили три бейт-кнессета. Один молится в первом, другой – во втором, а в третий они оба не ходят!» Это пародия на разные направления, существующие внутри нашей традиции, но пародия, отличающаяся от реальности. А вот мнение наших мудрецов, зафиксированное в «Шулхан Арухе»: «Если в вашем районе есть два бейт-кнессета, то в субботу и праздники лучше молиться в том, который находится дальше от вашего дома. Пока вы до него дойдете, у вас будет больше времени на подготовку к молитве».

     Второй пример разномыслия выглядит лучше. «Два еврея пришли к раву на суд. Он их внимательно выслушал и говорит одному: «Ты прав», а потом другому «И ты тоже прав».
      Жена рава, услышав такое неожиданное решение мужа, спрашивает: «Дорогой муж, как же это может быть, что они оба правы?» Рав подумал и говорит: «Знаешь, ты тоже права!»

      И, наконец, третий пример, основанный на толкованиях мудрецов. Заповедь Торы «Люби ближнего своего, как самого себя» Ваикра 19:18.      
      О чем она говорит?
      Первое мнение: человек должен любить своего ближнего.
    Второе мнение: вначале человек должен научиться любить и уважать себя.  Ведь если он не любит себя, то как он может в совершенстве выполнить эту заповедь? 
    Третье мнение: есть заповеди Торы, связывающие человека и Всевышнего, есть заповеди, определяющие поведение людей по отношению друг к другу, и есть общие законы, которые объединяют и отношение человека к Всевышнему, и отношения людей между собой. Почему раби Акива говорил, что заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» – это общий закон? Потому что нет никого ближе к человеку, чем Всевышний.

     А вот еще одна, совершенно замечательная история. Однажды рав Зоненфельд не сошелся во взглядах с равом Куком и по этой причине запретил шхиту, которую делали под наблюдением Кука. Этим он поставил рава Кука в весьма затруднительное положение. Шхиту, которую делали под его наблюдением, рав Кук есть перестал. Не мог же он показать свое неуважение к постановлению такого большого рава, как Зоненфельд. Шхиты рава Зоненфельда он тоже не ел, так как считал, что тот не прав, а есть его шхиту, значило бы признать правоту неправого, что могло бы ввести в заблуждение других евреев, незнающих сути их разногласий. Короче, рав Кук совсем перестал есть мясо.
   В еще более сложной ситуации оказалось руководство ешивы «Хеврон». Ведь принять сторону одного из равов, значило оказать неуважение к другому, и этим способствовать появлению разделений и споров внутри общины. И тогда в ешиве «Хеврон» стали покупать шхиту рава Зоненфельда, а также шхиту рава Кука, а потом варили все мясо в одной кастрюле.
       Два еврея, три мнения – это сила!
 
     Бейт кнессет (иврит) = дом собрания (русский) = синагога (греческий).

     Из книг А. Фильцера "Еврейские истории или то, что вы не знаете о иврим", Ерушалаим, 2016, и "Еврейская балалайка", Ерушалаим, 2019