«Не отвечай глупому на глупость его, чтобы не стать таким как он.
Отвечай глупому на глупость его, чтобы он не считал себя мудрецом».
Царь Шломо (Соломон) "Мишлей (Притчи)" 26:4-5
Основная причина выживания еврейской традиции в крайне неблагоприятных условиях – это ее непосредственная связь с Творцом, а одна из дополнительных причин – это разрешенная свобода мнений, что выгодно отличает ее от некоторых других религий и идеологий. Один мудрец говорит одно, другой – другое, а мы понимаем, что разные, порой полярные высказывания, все они – это семьдесят ликов Торы, мудрые толкования, заложенные в нее самим Всевышним.
Вот анекдотический пример такой свободы, придуманный простаками: «На необитаемом острове два еврея построили три бейт-кнессета. Один молится в первом, другой – во втором, а в третий они оба не ходят!» Это пародия на разные направления, существующие внутри нашей традиции, но пародия, отличающаяся от реальности. А вот мнение наших мудрецов, зафиксированное в «Шулхан Арухе»: «Если в вашем районе есть два бейт-кнессета, то в субботу и праздники лучше молиться в том, который находится дальше от вашего дома. Пока вы до него дойдете, у вас будет больше времени на подготовку к молитве».
Второй пример разномыслия выглядит лучше. «Два еврея пришли к раву на суд. Он их внимательно выслушал и говорит одному: «Ты прав», а потом другому «И ты тоже прав».
Жена рава, услышав такое неожиданное решение мужа, спрашивает: «Дорогой муж, как же это может быть, что они оба правы?» Рав подумал и говорит: «Знаешь, ты тоже права!»
И, наконец, третий пример, основанный на толкованиях мудрецов. Заповедь Торы «Люби ближнего своего, как самого себя» Ваикра 19:18.
О чем она говорит?
Первое мнение: человек должен любить своего ближнего.
Второе мнение: вначале человек должен научиться любить и уважать себя. Ведь если он не любит себя, то как он может в совершенстве выполнить эту заповедь?
Третье мнение: есть заповеди Торы, связывающие человека и Всевышнего, есть заповеди, определяющие поведение людей по отношению друг к другу, и есть общие законы, которые объединяют и отношение человека к Всевышнему, и отношения людей между собой. Почему раби Акива говорил, что заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» – это общий закон? Потому что нет никого ближе к человеку, чем Всевышний.
А вот еще одна, совершенно замечательная история. Однажды рав Зоненфельд не сошелся во взглядах с равом Куком и по этой причине запретил шхиту, которую делали под наблюдением Кука. Этим он поставил рава Кука в весьма затруднительное положение. Шхиту, которую делали под его наблюдением, рав Кук есть перестал. Не мог же он показать свое неуважение к постановлению такого большого рава, как Зоненфельд. Шхиты рава Зоненфельда он тоже не ел, так как считал, что тот не прав, а есть его шхиту, значило бы признать правоту неправого, что могло бы ввести в заблуждение других евреев, незнающих сути их разногласий. Короче, рав Кук совсем перестал есть мясо.
В еще более сложной ситуации оказалось руководство ешивы «Хеврон». Ведь принять сторону одного из равов, значило оказать неуважение к другому, и этим способствовать появлению разделений и споров внутри общины. И тогда в ешиве «Хеврон» стали покупать шхиту рава Зоненфельда, а также шхиту рава Кука, а потом варили все мясо в одной кастрюле.
Два еврея, три мнения – это сила!
Бейт кнессет (иврит) = дом собрания (русский) = синагога (греческий).
Из книг А. Фильцера "Еврейские истории или то, что вы не знаете о иврим", Ерушалаим, 2016, и "Еврейская балалайка", Ерушалаим, 2019