Кино моего детства - 3. Тарзан

Ян Подорожный
ФОТО из ИНТЕРНЕТА

2 МАЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО СПОРТСМЕНА И КИНОАКТЁРА ДЖОННИ ВЕЙСМЮЛЛЕРА.
ЛЮДИ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПРЕКРАСНО ПОМНЯТ ДЖОННИ В РОЛИ ТАРЗАНА В ОДНОИМЕННОМ ФИЛЬМЕ. СКАЗАТЬ, ЧТО ФИЛЬМ ИМЕЛ ПОПУЛЯРНОСТЬ, НЕ СКАЗАТЬ НИЧЕГО.
ТАКОГО СОВЕТСКИЕ КИНОТЕАТРЫ НЕ ВИДЕЛИ НИ ДО, НИ ПОСЛЕ.
И ЭТО НЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.

АКТЁР ДОЖИЛ ДО ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ.
И ОТМЕЧУ, ЧТО ГЕРОИНЯ ФИЛЬМА ОБЕЗЬЯНА ЧИТА ТАК ЖЕ ПРОЖИЛА ОГРОМНЫЙ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ СРОК.
ВИДИМО, ЗАСЛУЖИЛИ...


Бог, как известно, любит троицу. В двух первых рассказах старался, в меру сил и возможностей, вспомнить кино сороковых-пятидесятых ХХ века. Потянув за нить воспоминаний, каким-то образом, удалось реанимировать в памяти довольно много старых кинолент. И наши доморощенные, и фильмы Запада. Среди них имелись и работы-однодневки, и заметные картины, и шедевры мирового кино. Но, при наличии всего перечисленного, не упомянуть кинофильм «Тарзан», который как-то внезапно возник на наших экранах, конечно же, кощунственно.

На стыке сороковых-пятидесятых, я подвизался в должности обойщика на небольшой мебельной фабрике. Время от времени там случались авралы, свойственные всей тогдашней системе экономики, рвущейся семимильными шагами в коммунизм, стране Советов. Суть заключалась в том, что в первую декаду месяца большинство предприятий, практически, простаивало. То не подвезли комплектующие, то завезли слишком много, но не тех.

Короче, как в украинской пословице: «Смэрть прычыну знайдэ». И вот, придя на работу в один из дней первой декады месяца, мы оказались в очередной раз не у дел. Поэтому, помыкавшись в безлюдном цехе решили со своим приятелем по работе, Нёмкой Ротманским, которому я в своё время весьма удачно (на всю жизнь) подвесил кличку «Старый нос», рвануть «до кина».


На той же улице, Нижний Вал, где располагалась фабрика, стоял деревянный кинотеатр «Колос». Дело в том, что справа и слева от него имел место быть, кстати, и в нынешнее время, Житний базар. Идя навстречу передовым колхозникам, городские власти соорудили одноэтажное чудо архитектуры. Здание в дождливые дни нещадно текло, зимой зрителей бил колотун от холода, а летом народ изнывал от духоты. Но кто смотрел на такие мелочи, когда показывали кино?!

Подойдя к «Колосу», мы с Нёмкой прочли неброскую афишу. «Тарзан». Кто выпустил - неизвестно. Название и всё. В этот день, что запомнилось, было холодно и дождливо. Поэтому, заняв места в полупустом зале, мы немедленно сняли с себя обувь и начали греть в руках пальцы ног. И сказать, что нас сильно увлёк сюжет фильма, не могу. Уже насмотрелись американских фильмов до упора.


Правда, запомнился исполнитель главной роли. Мощный молодой парень с набедренной повязкой и громогласным воем. Парень свободно перемещался по джунглям при помощи лиан, свисающих с деревьев, пользовался немалым авторитетом у лесной компании зверей. В подругах у него имелась симпатичная обезьянка Чита, которая, вскорости, приобрела колоссальнейшую популярность в советском народе.

Роль Тарзана доручили неоднократному Олимпийскому чемпиону и рекордсмену мира по плаванию вольным стилем, австрийцу Джонни Вайсмюллеру. Джонни был киногеничен, высок и красив. Говорил он по сюжету совсем мало, что придавало особый шарм на фоне витийствующих героев сверхинтеллектуальных фильмов. В основном, он летал по лесу, а, сделав короткую остановку, складывал рупором ладони и надсадно кричал. В свободное от криков и полётов время сводил с кем-то счёты. Для одного фильма врагов у него водилось  "достаточное количество".


Мы смотрели фильм на первом сеансе, который, обычно, начинался в десять утра. Вечером мне довелось ехать в трамвае №13 в сторону вокзала. Трамвайные пути лежали справа и слева от кинотеатра. Подъезжая к «Колосу», пассажиры обратили внимание на толпу, буквально запрудившую и окружившую всю местность возле колхозного очага культуры. Трамвай еле-еле полз, дабы не навредить кому-то из томящихся в тщетной, как оказалось, надежде приобрести билетик в кинотеатр.

И тут дошло, что фильм в течение дня уже успел прогреметь по городу. Подобного ажиотажа не встречал ни до, ни после. Попасть хоть на какой-то сеанс считалось делом геройским, а попросту говоря, нереальным. До немыслимых высот поднялись акции и авторитет тех, у кого родственники работали в системе кинопоказа. Кассиры пробирались с работы и на работу, аки тати ночные, под покровом темноты, какими-то неведомыми доселе, дикими, воистину, тарзаньими тропами.

Директора кинотеатров меняли номера телефонов и гримировались перед выходом в народ. Все разговоры, даже начинавшиеся с важнейших, на первый взгляд, проблем, скатывались в обсуждение очередной серии фильма. Становилось просто неприличным говорить о своём здоровье, работе, замужестве дочери и прочей невнятной чепухе.


Вокруг фильма начал мощно прорастать фольклор. Особенно, после второй серии. Народ запел сварганенные кем-то частушки на темы джунглей.
«За хижину Тарзана,/За диких негров джаз./Я б отдала квартиру,/Где телефон и газ.
Если только бы милок/Пришёл ко мне в повязке./Превратить спокойно смог/Жизнь мою «у» сказку.
Тарзан влюбился в Читу,/ А Чита у него./Но ничего не вышло/У Читы и его».

Трудно предположить, что подобные стихи вошли в мировой фонд поэзии. Но иногда, знакомясь с «шедеврами», создаваемыми и печатаемыми в нынешних мигрантских изданиях, понимаешь, откуда растут ноги. Вот один из образчиков, на фоне которого, любой крепенький графоман может с облегчением вздохнуть и широко расправить хилые плечи.
«Много мы отцам и матерям наврали,/Принимая за бестактность, и покорность, и престижь,/Призрачных наград за финиш в этом ралли,/Поминали с теми, кто остался, на троих».

И там же. «Кризис – это только старый финт эксплуатаций,/Социальных выгод, обходных путей или прямых афер,/Бедных духом денежно богатых корпораций,/Чтоб народ пассивным и забитым был без всяких вер». Напечатано с оригинала.
А. Райкин в одной из своих миниатюр, посвящённых 15-летию своего театра, сказал: «Руки и ноги надо перебить коллективу этого театра. Поздравляю с юбилеем». Первую часть высказывания знаменитого юмориста можно смело отнести… к корректору вкупе с редактором издания.


В фильме принимала активное участие героиня по имени Джейн. Такая себе смазливая дамочка, которую наш голосистый герой неожиданно для себя, нисколько не задумываясь о тяжких последствиях, похитил или одолжил на время у какой-то экспедиции. Джейн довольно быстро вросла в тропический быт, неплохо справлялась с хозяйством. А жить приходилось в каком-то дупле, и можно себе представить первые ощущения привыкшей к цивилизации дамы.

Однако пообтёрлась, привыкла и каши не портила. По крайней мере, Тарзан всегда был выбрит, как говорится, до синевы щёк и накормлен. К сожалению, необразованные и забывчивые зрители нередко путали Джейн с Читой, о чём и поведала приведенная выше частушка. Временами споры, кто в кого влюблён до гробовой доски: Тарзан в Читу, Чита в Джейн или наоборот, переходили в лёгкие рукопашные стычки.

И немного об этой обезьяне. Во второй, если память не изменят, серии Чита разыграла потрясающий по юмору номер с зеркальцем. Зрители буквально валились на пол от гомерического хохота. И с грустью сравниваешь нынешние т.н. комедии. Артистки этого жанра даже близко не приближаются по уровню мастерства к симпатичной мавпе. Может, внешне...Но и тут дело вкуса.

Отмечу, что фильм нёс в себе мощный заряд любви ко всему живому. И, если сравнивать его со многими современными картинами, в которых количество трупов к окончанию фильма значительно превосходит количество учавствоваших в съёмках актёров и участников съёмочной группы, то поневоле вздохнёшь о старом добром кино.


Кинофильм «Тарзан» оставил глубочайший след в нашей стране. Конечно, не в смысле агитации народа к новым потугам в строительстве коммунизма. Здесь паразитировали на советском плебсе киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», а также многочисленные республиканские киноконторы для производства фильмов. След остался в простом народе. Прежде всего, причёска «а ля Тарзан». Или: под Тарзана.

Отпускались длинные волосы, которые зачёсывались наверх и ниспадали на плечи. У лысых, естественно, возникали свои проблемы в этом плане. Но добротный паричок решал эти вопросы. Стиляги, которые начали возникать в нашем отечестве в 1954 году, как раз после смерти лучшего друга любителей кино, генносе Сталина, взбивали, к тому же, на голове петушиный хохолок. По названию «кок». Очень красиво, но шло не всем. Так-что, увидав где-то человечка с подобной причёской, смело относите его к поклонникам легендарного киногероя.


Второй, не менее заметный, след – «тарзанка». После головокружительных полётов любимца женщин и животных, вцепившегося в лиану, начали болеть головы у его последователей. С лианами на просторах родины чудесной сразу же возникли проблемы – нет, хоть тресни. А полетать ведь охота. И кого-то, в итоге, осенило.

К крепкому суку дерева, стоящего неподалёку от озера или реки, начали привязывать верёвку, к концу которой принайтовывалась короткая палка. Подобный эпизод хорошо показан в прекрасном фильме Р.Балаяна «Полёты во сне и наяву», где главный герой в исполнении Олега Янковского летает над прудом на такой-вот тарзанке. Тарзанки появились, практически, повсюду, где проводили досуг купальщики. Самые продвинутые из прыгунцов издавали во время полёта над водоёмом дикий, несколько напоминающий поросячий крик, визг. Считалось, что именно так надрывался Тарзан, передвигаясь джунглями по своим насущным делам.


Совсем недавно повезло, и посмотрел несколько кинолент великого Чарли. «Огни большого города», «Золотая лихорадка», «Новые времена». Сколько лет прошло с той поры, когда эти наивные и такие несовременные фильмы снимал гениальный комик? А каково воздействие! Какая музыка?!

Нельзя утверждать, что сейчас не умеют снимать кино, что всё старое хорошее. Умеют, да ещё как. Но куда девалось добро, наивность, любовь друг к другу? И смело могу причислить фильм «Тарзан» к числу тех, которые учат добру. А его сейчас маловато, увы. Только доказываем друг другу с оружием наперевес, кто более религиозный, добрый, любящий.
 24-26.12.09.