Ч. 45 Подлость и доблесть

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/08/01/1801

Три невезучие богини 

Часть 45. Подлость и доблесть

Видя, что русские сдаваться не собираются, киргизы потребовали выкуп, снова обещая, что отпустят их всех. Несколько купцов, которые не успели сбежать, согласились дать выкуп, у них уже имелся опыт прошлого, когда благодаря выкупу они спасали свои караваны. По их настоятельному совету Гавердовский распорядился отдать подарки, которые везли бухарскому эмиру.

Подарки отдали, мешки, из которых их вытащили, уменьшились в объёме. Стены «редута» стали тоньше. А киргизы веселились, как ловко они обманули русских. Бандиты никого отпускать не собирались, окружили отряд и обстреливали его с безопасного расстояния. Между тем, люди Гавердовского уже умирали от жажды.

Вот, как это описал поручик: «…многие из нас становились бессильны к поддержанию даже самих себя; уже некоторые валялись по песку почти полумертвыми, лица всех становились столь тощими, томными и столь бледными, что едва были в состоянии различать друг от друга; глаза казались кровавыми; язык при странном хладном чувствовании, едва был силен выговаривать слова; и при сем изнеможении поселялся в чувства еще страшнейший ужас от мучительной от оного смерти».

Некоторые киргизы приносили им в маленьких кожаных мешках солёную воду, смешанную с лошадиной мочой и с нарочно дополнительно насыпанной солью, продавая каждый такой мешок за два червонца. Но даже эту жидкость с отвратительным запахом, не говоря уже о вкусе, казаки с жадностью пили, вырывая друг у друга мешки.

Осаждённые отбили ещё шесть приступов. Толпа мародёров всё увеличивалась. Киргизы надеялись, что мучимые жаждой люди окончательно ослабнут, и тогда они получат всё остальное, включая и самих русских.

Гавардовский предложил бросить всё оставшееся имущество и пробиться сквозь толпу. С ним все согласились, каждый понимал, что впереди их может ждать только рабство, поэтому предпочитал погибнуть в бою. Поручик взял с собой только грамоту за подписью царя, и некоторые бумаги, которые посчитал ценными.

Когда отряд бросился на киргизов, то те, видя их ярость и решительность, расступились. Бандитов больше интересовало имущество. Они, уже не обращая внимания на отряд, бросились к тюкам, стали их разрывать. Между мародёрами началась драка, материю рвали на части, каждый хватал всё, что было в тюках, и сколько мог утащить, сразу же торопясь убежать. 

Во время прорыва потерялись врач, денщик Гавардовского и ещё один человек, которого поручик в своих записках не назвал. В пути несколько человек были предательски схвачены киргизами. Потом Гавардовский и купцы выкупали взятых в плен казаков по пятьдесят червонцев за каждого. Пленники были раздеты догола и босые.


Один из киргизских старшин, связанный торговлей с русскими в Оренбурге, согласился помочь отряду Гавердовского и купцам вернуться в Оренбург. У купцов оказалось припрятано в одежде золото, на которое купили верблюдов. На каждом верблюде ехали по два человека.

 Но даже эти, «дружественные» степняки, оказались вымогателями и грабителями, отбирая у казаков всё, что попадалось им на глаза. На обратном пути страдали уже не от жажды, а от голода.

Гавардовский определял направление следования по Полярной звезде, что не давало возможности киргизам-проводникам его обмануть и привести в своё селение, хотя те неоднократно пытались это сделать.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/07/1567