Девичник

Вера Капьянидзе
Каждый год на 9 мая моя свекровь, пока была жива, обязательно собирала «девичник», как шутили у нас дома. На этот девичник собирались ее одноклассницы, наши домашние, соседи. Выносили на улицу стол. И все что-нибудь несли к столу: выпивку, закуску, пироги.

В первый раз, когда я попала на девичник к Любочке, как когда-то в молодости звали мою свекровь, ей было 56 лет.

- Первый тост, как всегда – за наших мальчиков! – провозгласила свекровь, как хозяйка дома.

- А что же вы самих мальчиков-то не пригласили? – спросила я. – Все-таки такой праздник!

Все посмотрели на меня скорбно и удивленно.

- А мальчиков наших нет! – тихо ответил мне кто-то.

Позже мне рассказал муж, что у его мамы был очень дружный класс. Настолько дружный, что они отстояли перед директором школы своего одноклассника-инвалида, которого хотели перевести в специнтернат. И до окончания школы ребята из класса носили его на руках из дома в школу, по всем кабинетам, и обратно – домой, потому что у него были парализованы ноги.

В сорок первом году они заканчивали школу. И сразу после выпускного бала всех мальчиков из их дружного класса мобилизовали на фронт. Всех, кроме того, которого они носили на руках, и который из их выпуска остался единственным живым. Все до одного погибли. А инвалид выучился на бухгалтера, работал. И пока еще был жив, тоже приезжал к Любочке каждое 9 мая.