Волшебное путешествие начинается

Сергей Бурлаченко
        30 сентября 1908 года в Московском художественном театре состоялась премьера сказки-феерии «Синяя птица».  Спектакль стал легендой и не сходит с мхатовской сцены уже 106 лет. Такого старожила нет ни в одном театре мира.
        Рукопись неизданной сказки бельгийского писателя Мориса Метерлинка  «Синяя птица» появилась в распоряжении Художественного театра еще в 1906 году. Два года спустя – к 10-летию театра – Константин Сергеевич Станиславский подготовил ее постановку, насытив тысячами режиссерских хитростей. «Постановка должна быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной, ибо она должна явиться воплощением мечты великого поэта. Спектакль должен восхищать детей и будить серьезные мысли у взрослых», - говорил Станиславский. Задача была не из простых: воплотить на сцене реалистического театра, опирающегося на глубокую психологическую работу актера, феерию символиста Метерлинка. Но трудно - значит интересно. Удивительные трюки, придуманные Константином Сергеевичем и его сорежиссерами: Леопольдом Сулержицким и Иваном Москвиным – следовали один за другим.  Герой отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Ничего подобного русская публика прежде не видела. Все было сделано с революционным новаторством, свойственным Художественному театру тех лет. После 150 репетиций этот спектакль впервые был сыгран 30 сентября 1908 года.
         Главными героями были брат и сестра Тильтиль и Митиль. По сюжету дети просыпаются в рождественскую ночь и видят в богатом доме напротив празднество. В ту же минуту слышится стук в дверь, и на пороге появляется кривая старуха в зеленом платье и красном чепце. Это Фея Берилюна. Ее раздражает, что дети не знают очевидных вещей. И велит им отправиться на поиски Синей птицы. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», – говорит она, протягивая Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в принцессу. Появляются души часов, души хлебных караваев, души огня, воды, кота. Брат и сестра отправляются на поиски Синей птицы, чтобы за время путешествия, полного приключений, познать истину окружающего мира. Они идут к ней напролом, борясь со слугами Ночи (мракобесием, болезнями, войнами), обучась выручать друг друга в беде, понимать природу, слышать зверей и людей. Несмотря на сказочность сюжета, Станиславский создал на сцене удивительно правдоподобный мир. Беззастенчивым был вероломный Кот (Иван Москвин), простодушен верный Пес (Василий Лужский). Рыхлым характером отличался Хлеб (Владимир Грибунин). Ломким и ненадежным оказался Сахар (Аполлон Горев). Мальчик Тильтиль (Софья Халютина) отличался геройским характером, а его сестра Митиль (Алиса Коонен) – напротив, была ребенком, который по-женски чувствует все опасности.За сто с лишним лет исполнительский состав спектакля десятки раз менялся. Но всегда в нем играли ведущие артисты театра. Музыку к спектаклю написал композитор Илья Сац. Песенка героев: «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей…», - стала с тех пор визитной карточкой русского театра, любящего своих маленьких зрителей не меньше, чем зрителей взрослых, готовых к высоким переживаниям и глубоким раздумьям.
        «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом», — сказал один из величайших мудрецов древности Пифагор. В начале XX столетия Метерлинк своей волшебной сказкой пытался сказать людям то же самое. «Синяя птица» - это притча. А притчи живут с людьми веками. Так что 104 года театрального путешествия за Истиной – это только начало очень долгого и невероятно интересного пути.