Радость

Ксения Лаптенок
                Моим дорогим друзьям посвящается.
                Храни Вас Господь!


 ***   
               
   -Что везете? Оружие, колющие-режущие предметы, медицинские препараты?-  чеканит стандартную фразу таможенник, просматривая багажник моей машины.
-Личные вещи, - привычно отвечаю я.
-Куда направляетесь?
-На родину.
-Донецк,- добавляю поспешно, чувствуя вопрос в его взгляде.
-Проезжайте.

Сегодня, как никогда, быстро. Раннее утро, машин немного. Вот и хорошо. Не люблю очереди на границе. Бессмысленные проверки, бумажки, вопросы.
Господи, дожили. До независимости. До унизительного деления. На своих и чужих.
Украинские корни, российское гражданство. Кто я? Украинка. Россиянка.
Детство и молодость в Донбассе, близкие друзья, родственники и могилы родителей.
Зрелость в Ростове-на-Дону. Коллеги, друзья, родные.

Солнце заливает светом поля подсолнуха. Ярко-желтые шляпки задорно тянутся вверх. Ух, какие уже крупные, широкие, крепкие. Красавцы. Мягкими волнами плавно качаются колосья  зрелой пшеницы. Небо голубое, голубое, с плывущими белыми облаками, легкими, пушистыми, нежными...
На небольшом водохранилище вдоль берега в  рядок выстроились местные рыбаки. И коровье стадо живой лентой медленно движется в сторону воды. Идет потихоньку  сельская жизнь, что на русской стороне, что на украинской, одно небо, одна земля, одни заботы.

Еще полтора часа, и здравствуй, мой родной и любимый город.

Утопающий в зелени и пахнущий розами.
Современный и красивый.
Гостеприимный и просторный.

Здравствуйте, мои добрые и трудолюбивые земляки.

   -Заждались уже, -целует меня на пороге своего дома моя подруга Машка, - мой скорее руки и к столу. Вечером все у Тани собираемся, народ желает  приветствовать ростовских гостей домашней  сливянкой  и шашлычком.
-А я как за вами соскучилась. И за твоей стряпней. Опять поправлюсь. Но так же вкусно всегда, невозможно не попробовать. Что у нас сегодня? Борщик?
-И борщик, и перчик фаршированный, и буженинка запеченная, и яблочный пирог.
-Маш, это же издевательство над фигурой. И на ужин еще такая весомая добавка.
-Зато радость для желудка, - смеется Машка, -расслабься, дома будешь фигуру блюсти. Больше кругов намотаешь по приезду  в своем бассейне. Да и Мишелька тебе не даст жирок нарастить, она же у тебя "энерджайзер", а не собака.
-Это точно, и откуда у нее столько энергии?, - вопрошаю я, хитро улыбаясь.
-О, нЕ в кого, что ли? Вся в хозяйку. Красивая, умная, коммуникабельная и темпераментная. Радость ты наша..
Мы обнимаемся и хохочем.

Нашей дружбе больше тридцати лет, вместе со школьной скамьи.
Мы с Машкой совершенно разные и внешне и по характеру.
У нас противоположные вкусы в еде, в одежде, пристрастиях, выборе мужчин, политике, вере.
Мы ни разу за эти годы не поссорились.
Мы никогда не раздражали друг друга.
Мы живем на расстоянии пары сотен километров.
И у  нас одна единая Душа.

Я навещаю друзей и родных несколько раз в году... Максимум три с половиной часа от Ростова.
Сроднившись с донским краем, с удовольствием возвращаюсь в родные донбасские степи, с ковылем и терриконами.

***

    -Да здравствует берег турецкий! Ура!- ликую я, встречая в аэропорту Анталии своих дорогих дончан. - Ну вы прямо секунда в секунду, без опозданий. И наш, ростовский, вовремя приземлился, как раз перед вашим рейсом.
-Знакомьтесь, это Катюша, молодое поколение, медик, фотограф, спортсменка, активистка и просто красавица, - представляю я ребятам мою ростовскую подругу Катю.
С Машей она уже знакома лично, с остальными заочно.

-Наслышаны, наслышаны, - жмет Катину руку Машин супруг Дмитрий, - уважаю способную молодежь, особенно творчески мыслящую.
-Да, Митечка, мы уже отстаем от наших креативных деток, не успеваем за прогрессом, - смеюсь я.
- Так это же здорово, Лер, что дети талантливей и в чем-то и умнее и мудрее  нас. Но не переживай,  у нас еще не все исчерпано, есть чему поучить молодых, - подмигивает мне Митя.

Мы все обнимаемся, шутим, засыпаем  друг друга вопросами  и шумно обмениваемся новостями.

Мимо окон  туристического автобуса, который везет нас в гостиницу Кемера проносится скудный турецкий ландшафт. И лишь красными, малиновыми, лиловыми  пятнами озаряется иногда дорога. Деревца, вовсю усыпанные цветами.
Май месяц. Трава ярко-зеленая, солнце нежное.
Погода -сказка, прохладней, чем дома. Жара осталась в Ростове и Донецке.
И проблемы тоже.

Гостиничный комплекс и вовсе встречает прохладой, вся территория в соснах.

Довольные долгожданной встречей, уютом отеля, ласковым солнцем, спешим переодеться, бросить чемоданы и окунуться в приятную свежую морскую воду.

Впереди неделя отдыха. Полтинник  Володе. Приезд его брата с женой из Израиля на юбилей.
Экскурсии, общение,  огромное количество разнообразных турецких  вкусностей и возможность хотя бы  на время забыть о донбасской действительности: о митингах, их разгонах и провокациях на них,  крепких чужих парнях с оружием на мирных улицах Донецка и о нарастающей тревоге и напряженности, которая постепенно наполняет город.

Мы стараемся не говорить о политике. Не потому, что боимся поссориться. Это исключено в нашей компании.

  -Попросили туроператора перенести нам вылет на утро. Это воскресенье, выборы президента. Обязательно хотим проголосовать. - только и сообщила мне Машка перед отъездом домой.
-А будет такая возможность?- спрашиваю я. - Дадут вам это сделать?
-Мы очень надеемся, Лера, очень надеемся, что не будут мешать...

За пару десятилетий мы научились слушать и слышать друг друга,  настраиваясь в совместных путешествиях "на одну волну".

А всех когда-то объединила любовь к туризму.

Прокладывали  маршруты по крымским пещерам, взбирались по крутым тропам Домбая.  Несли  на своих плечах огромные рюкзаки с провиантом, удерживая в ладонях маленькие ручки своих тогда еще малышей. Распевали под гитару  песни у ночного костра на берегу  звенящей  в кавказском ущелье горной реки.  Купались  голышом в теплой ночной глади Черного моря,  ныряя в гущу светящейся от планктона воды. Дегустировали  восхитительный брют  на лавочке в местном парке крымского Нового Света, заедая его горячими  сочными грузинскими хачапури.

Мы жили семейными заботами, растили детей, учились, росли профессионально, строили дома, трудились на дачных участках и непременно все вместе встречали праздники, собирались на дни рождения друг друга, традиционно отмечали Новый год в Крыму и отдыхали большой компанией летом на море.

Нас, украинцев, русских, евреев, татар по национальности, объединил наш родной Донецк.
И эту связь невозможно было разорвать, связь общности людей, умеющих жить в Радости.

***

  -Что везете? Оружие, колющие-режущие предметы, медицинские препараты?- как обычно, слышу знакомый вопрос.
-Радость, - отвечаю я.
И таможенник, улыбаясь: - Счастливого пути! Проезжайте.

Еще полтора часа, и здравствуй, мой родной и любимый город.

Растерзанный  бомбежками и пожарами.
Разбитый гусеницами танков и ударами Градов.
Раненый взрывами авианалетов.
Оплакивающий несколько десятков своих жителей.

Здравствуйте, мои сильные и мужественные  земляки.

***

Пока это лишь мечта. Но я верю, что скоро так и будет.

И что все мои родные и  бесконечно дорогие мне люди останутся живы в этой страшной войне.

И мой родной город восстановится и засияет. Радостью.



Август 13г.- Август 14г.