Лето 2014

Ольга Андрейкова
Я вернулась из Украины.
  Живая. Невредимая. Полная положительных эмоций. Счастливая.
Не хочу вызвать под своим статусом словесные перепалки противоположно настроенных людей, поэтому напишу отстраненно, абстрагируясь от политических пристрастий. Только факты.  

Итак. Харьков. Любимейший город. Самое прекрасное место на планете, лично для меня. Ежегодный отпуск туда, - это уже не просто традиция, это нечто большее. Это не объяснить словами. Суть не в этом.

Суть в том, что этим летом, летом 2014 года, хотеть в Харьков россиянке вдруг стало ужасным, шокирующим сумасшествием… Но я сходила с ума и хотела…

Все дорогие мне люди, проживающие в Харькове, твердили одно и тоже: «Харьков – вне политики. Не смотри телевизор. У нас всё хорошо, приезжай, не бойся».  
Все люди, окружающие меня в России, тоже были едины в своих обращениях: «Ни в коем случае!!! Не едь! Пожалей детей! Это вообще опасно, а может быть и смертельно».  

Уверенная в своей правоте, в начале мая 2014 года я взяла билеты в Харьков. И всё-таки дрогнула, поддалась массовой панике и закошмариванию со стороны, сдала билеты и начала отпуск с Беларуси.  

Почти месяц внутри бушевала агония: сорваться за 8 тысяч км, отдать 100 тысяч рублей за билеты, осилить с грудной малявкой двухдневную дорогу «Восток-Запад» и не попасть в Харьков – для меня это просто неукладывающаяся в голове вещь... «Господи, вразуми, подскажи, как правильно!..» - стало моими ежедневными причитаниями…
То, что в Харькове спокойно, я была уверена на все сто, - дорогие мне люди врать не будут. Но пересечение границы страшило сильнее, чем в детстве сказка про бабайку. Да что там юмор, реально боялась до дрожи во всех местах и конечностях… боялась еженедельно, ежедневно, ежеминутно…

До 19 июня 2014 года. С утра я взяла билеты на фирменный поезд «Москва-Харьков».

Вечером выехали всей семьей. С мужем, который на 150% был уверен, что его ссадят, снимут с поезда на границе, и если живым – то он уже будет счастлив…   Далее – только факты. Мои ЛИЧНЫЕ впечатления.

Проводник, судя по говору, украинец, узнав, что мы россияне, не плюнул нам в лицо, просто сказал, что нужно будет заполнить декларацию. Так было и все предыдущие года. «Шансы есть?..» – спросил муж, протянув свой паспорт. «Та, шо вы переживаете, усэ будэ хорошо!» - засмеялся проводник на родном суржике.  

Поезд – конечно, то тут, то там разговоры о политике… Но в целом – спокойно. Абсолютно спокойно, страх, сковывающий все последние недели тает на глазах.


Российская граница. Всё нормально, всё, как всегда.

Украинская таможня и паспортный контроль – уже в самом Харькове. Я уже вижу в окно мамулю с папулей, и чувство опасности, или боязнь того, что сейчас нас не пропустят, просто растворяется в небытие.  
Украинские пограничники – абсолютно спокойные, иногда даже улыбающиеся люди. НИЧЕМ НЕОТЛИЧАЮЩАЯСЯ от прошлогодних поездок процедура просмотра документов.
Сумки – просто просчитано их количество, плюс опять-таки ежегодный вопрос об оружии и других запрещенных предметах. ВСЁ КАК ВСЕГДА!  

Всё! Мы выходим на перрон! Никто не ограблен, не убит, не изнасилован, не оскорблен! В приятной эйфории – домой, по родным улицам, до сих пор не веря в происходящее…

Все прошлые года, я думала, что Харьков – это лучшее, что может быть. Ошибалась. Лучшее – это Харьков-2014, всё убрано, вылизано, отреставрировано, всё для людей, чистота, порядок, и – улыбающиеся люди. Люди, улыбающиеся ТЕБЕ, незнакомому встречному.
Это так удивляет – ты чихаешь, и полулицы тебе оборачиваются и говорят «Будь здоров!»… А, да, я ж обещала только факты, и не преувеличивая – человека три-четыре вокруг желают тебе здоровья. В транспорте – больше половины сидящих приподнимаются, уступить место (я всё время была с малой на руках).  

Показательный случай – младшая доча убежала на улице вперед меня метра на два, и занесла ногу над лужей… К ней подбежал абсолютно незнакомый ПАРЕНЬ (парень, а не девушка, или женщина, или бабушка!), и со словами: «Ой, маленькая, ты шо ж в лужу-то!» отводит её в сторону… Доча – в шоке. Я – в шоке ещё большем. Реакция мужа: «Да-а-а…. У нас – хоть мордой в грязь рубанись, - переступят и пойдут…».

Харьков…

Вчера с дочей на руках зашла в автобус у аэропорта Благовещенска. Не, не вошла – попробовала просочиться сквозь людей, стоящих не плотно, но намертво впаянных в основание автобуса и его седушек… Дочу натыкали локтями и сумками… та плачет…. Всё-равно – ноль. Абсолютный человеческий ПОХЕР у всех десятков пассажиров… Я ехала стоя с ней на руках… с висящим на спине рюкзаком, старшей тоже стоящей, замученной перелетом дочей и мужем с сумками и баулами… Позже мне повезло сесть, когда рядом сидящему мужику надо было выходить… Рассея…. Моя любимая Родина… Что ж ты так… Эх, ладно, факты, только факты…  

Когда я еще только надеялась попасть в Украину, думала -  только б добраться! Буду дома сидеть вечерами и площадь, которую показывают по телеку в кошмарных новостях, десятой дорогой обходить! А в Харькове – чувство самосохранения, не подпитанное ничем и никем, полностью исчезает. В итоге, позируя маме перед фотоаппаратом на той самой площади в ПОЛНОЧЬ, удивляюсь существованию своих недавних страхов… и майские слова друзей в ушах: «Харьков -  вне политики. Соберутся изредка кучки людей на площади, поснимают себя на фото и видео камеры, и расходятся по домам, а Харьков дальше живёт своею спокойной, размеренной жизнью…».  

Негатив, снимаемый на камеры я не увидела, точнее увидела, но по телеку… Весь день гуляли по городу, а вечером в новостях прошло, что опять на площади были беспорядки…. Смотришь это, и не верится, что это именно сегодня, именно на этой площади, в получасе ходьбы от которой ты живёшь…  

Да и с позитивом не получилось щелкнуться: после того, как в ленте друзей в «одноклассниках» я увидела аистов на площади Харькова, якобы каким-то образом прилетевших не пойми откуда, а вечером еще и в новостях подтвердили, на следующий день ринулись фотаться с чудом… Но дежурившие возле памятника Ленину милиционеры расстроили, что новости показывались вчера, а снимались ПОЗАВЧЕРА, в среду, птичек поснимали, и вернули в зоопарк, откуда они и были (зоопарк недалеко от площади, минут 20 ходьбы).  

Ну, а самое мозговзрывательное впечатление – это, конечно же, новости. Новости по телевизору, в газетах… Когда мы только приехали – я на первых порах даже разницы не поняла. Суть такая же: мол, боевики-уроды, стреляют в беззащитное мирное население, наши ребята спасают, кого могут… И только потом дошло до меня: «боевиками» в России зовут нацгвардию, а в Украине, наоборот, «нашими ребятами» зовут тех, кого в российских новостях называют «боевиками».  

Я полтора месяца смотрела новости Украины в Украине по украинским каналам. И вопрос, мучащий меня с февраля, для меня уже не вопрос. Как украинцы могут думать так, как они думают о России???!!! Недоумевала я… И за время отпуска поняла, что находясь в том информационном вакууме, в котором находятся украинцы (правда это или нет – обсуждать не хочу, да и кто её знает, правду?..) просто НЕВОЗМОЖНО любить или уважать Путина, русских и Россию в целом. СМИ уверенно и качественно доводит до сознания, что всё не так, как передают российские каналы, а с точностью до наоборот. И тоже показывают свидетелей, и тоже приводят доказательства… ВСЁ ТОЧНО ТАК ЖЕ. Но наоборот. Вот такая штука.  

Полтора месяца в Украине. Пересечение границы в обратном направлении – еще спокойнее. Хотя тоже побаивалась отголосков санкций и прочего…  

Россия, я дома. Включаю телек, новости. Мозг закипает, лапша на ушах плавится… Опять всё с ног на голову… Или с головы на ноги?.. В общем, всё с точностью до наоборот.