Жизнь и смерть. Эволюция

Александр Ивашкевич
 
       Человек боится не высоты, человек боится упасть.
       Человек боится не замкнутого пространства, человек боится из него не выбраться.
       В конечном счёте все страхи (фобии) обуславливаются боязнью боли и смерти.
       У человека два главных стремления: бегство от боли (смерти) и желание радости (счастья).
       Боль - это сигнал о гибели.
       Радость - это сигнал о  жизни.
      Поэтому всё, что связано с удовольствием, с радостью, с блаженством, с чувством счастья относится к процессу под названием Жизнь.
      Всё, что вызывает боль, неудовольствие, дискомфорт, страх относится к состоянию  под названием Смерть.
      Жизнь - это движение к радости и счастью.
      Смерть - это движение к боли и несчастью.
      Всё "хорошее" относят к жизни, всё "плохое" - к смерти. Так сложились человеческие восприятия и оценки. Не все и не всегда это осознают в явном виде.
      В  "действительности" не жизнь хороша сама по себе, а всё хорошее связывают с понятием "жизнь". Ну а всё "плохое" - со смертью. Поэтому её и боятся больше всего. Зачастую отсутствие «плохого» считают «хорошим»…
       Жизнь  и смерть не хороши и не плохи сами по себе. Это человеческая оценка, человеческое отношение и восприятие создают представление о "хорошести" или "плохости"  этих неразделимых явлений природы.
       Жизни без смерти не бывает, как и смерти без жизни. Разве может умереть то, что не живёт? Разве может возникнуть представление о жизни, если нет смерти. Это уже было бы нечто другое, а не «жизнь» как мы понимаем. Смерть и жизнь –  стороны одного процесса.  Процесса эволюции.
         В природе отсутствует такое понятие, как «изменение к худшему». Это чисто человеческая выдумка и иллюзия.  Любое изменение – это и есть процесс самой жизни, процесс под названием «эволюция».  В природе не бывает «ошибок», в природе нет ничего, что может быть названо «неправильным».
        В природе всё правильно и именно так, как есть . В природе ничего не происходит «случайно» - ещё одно понятие имеющее смысл только для людей – всё происходит в сторону улучшения (выражаясь «человеческим» языком – у природы нет понятий «хуже», «лучше»).  В природе всё происходит в сторону развития и эволюции.
       Какова цель этого эволюционного процесса?  Так над этим вопросом думает  человечество всю свою историю , как стало «человечеством»…
        Есть разные представления...
        Например. Философия истории  Иоганна Готфрида Гердера (744 - 1803) основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному использованию сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие имеет восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо, но опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы (Египет, Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные эпохи достигался максимум, обусловленный географическими условиями и степенью зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества соединятся в недостижимом еще конечном результате.
       История человечества включена в рамки генезиса солнечной системы. Историческое развитие Гердер связывает со всем предшествующим космологическим развитием. В понимании природы он пантеист и натуралист, однако не материалист. Природный процесс трактуется им слишком провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в нем, согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между человеком (микрокосмом) и природой (макрокосмом).
       Природа рассматривается не как механическая совокупность, но как образование определенных основных форм, которые наиболее адекватно проявляются в органической природе.
       В книгах «Идей к философии истории человечества» Гердер показывает органическое развитие всей природы. Развитие Земли и творений невозможно наблюдать прямо, так как развитие творений растянуто в пределах различий между растительными и животными видами, как и развитие Земли — в рамках формирования земной поверхности. Поэтому путем сравнения можно реконструировать все развитие.
       Растение в целом представляется как уста. Сосет корнями, листьями, сокопроводящими каналами. Только высшие животные имеют дифференцированную организацию. И для высших животных, и для человека, однако, принятие пищи остается основным законом: «Гордый человече, взгляни на более скромное устройство своих братьев — несешь его еще в себе; являешься пищеводной трубой, так же как твои меньшие братья, лишь бесконечно более облагороженной» . Вместе с более сложной организацией у высших животных развивается и неподчинение инстинктам. Низшие животные полностью подобны машинам, они находятся под властью инстинкта.
       У высших животных вместе с возрастающим числом органов растет число инстинктов и независимость их от одного инстинкта: «Бобр строит, но инстинктивно... иначе он не умеет ничего. Напротив, обезьяна уже не имеет ни одного строго определенного инстинкта» . При этом инстинкты развиваются как модификация первоначального инстинкта самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет. Разумеется, здесь действует ансамбль условий, так как они в определенной мере творят и само животное.
      Причина развития — в постоянно совершенствующемся, творческом импульсе природы. Гердер вновь и вновь повторяет идею о взаимосвязи человека и животных: «Не существует добродетели или влечения в человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в мире животных». Из этого он выводит, что животные являются для человека «меньшими братьями», а не только «средством», как считает Кант.
       Но и Гердер не даёт ответ на вопрос: и куда всё это приведёт?